Шпаргалка по "Литературе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература"

Файлы: 1 файл

otvety_po_teorii_literatury-1478(1).doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Сюжет – цепь событий, воссозданная, выстроенная автором в произведении, жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях.

Фабула – события, которые «как бы» произошли в реальности, сюжет  – то, как об этом узнал читатель.

Проблема совпадения-несовпадения фабулы и сюжета (фабула практически никогда не совпадает с сюжетом)

- Вопрос об авторском вымысле.

- Свобода авторского вымысла.

3. Мотив.

Мотив – мельчайшая единица темы, простейшая единица фабулы. В художественном мире мотив может разворачиваться в образ, сюжет, конфликт (легко наблюдать в лирике).

Мотив – это  упоминание, точка. По Томашевскому: эпизоды распадаются на еще более мелкие части, описывающие отдельные действия, события и вещи. Темы таких мелких частей произведения, которые нельзя больше дробить, называются мотивами. Система мотивов, составляющих тематику данного произведения, должна представлять некоторое художественное единство. Если все части произведения плохо пригнаны одна к другой, произведение "распадается". Поэтому введение каждого отдельного мотива или каждого комплекса мотивов должно быть оправдано (мотивировано). Появление того или иного мотива должно казаться читателю необходимым в данном месте. Система приемов, оправдывающих введение отдельных мотивов и их комплексов, называется мотивировкой.

В лирическом произведении мотив - повторяющийся комплекс чувств и идей, выраженных в художественной речи. Мотивы в лирике более самостоятельны, ибо не подчинены развитию действия, как в эпосе и драме. Иногда творчество поэта в целом может  рассматриваться как взаимодействие, соотношение мотивов – мотивная композиция (У Лермонтова: мотивы свободы, воли, памяти, изгнанничества и т.д.). Один и тот же мотив может получать разные символические значения в лирических произведениях разных эпох, подчеркивая близость и оригинальность поэтов (дорога у Пушкина в Бесах и у Гоголя в М.Д., родина Лермонтова и Некрасова, Русь Есенина и Блока и др.)

*«Герой нашего времени» - мотив судьбы, глава «Фаталист» - предмет сюжета.

4. Система  персонажей.

Понятие персонажа - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи, образующие определенную систему, и сюжет составляют основу предметного мира. В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете (Гринев у Пушкина). В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное - в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта.

Чаще всего  литературный персонаж - человек. Степень конкретности его изображения может быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения, но самое главное - от творческого метода писателя. Приемом узнавания персонажа является его "характеристика". Под характеристикой мы подразумеваем систему мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем. В узком смысле под характеристикой разумеют мотивы, определяющие психологию персонажа, его "характер".

Персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску, именуется героем. Герой — лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель. Герой вызывает сострадание, сочувствие, радость и горе читателя.

Система персонажей - это определенное соотношение характеров. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров в зависимости от избранной темы. Для понимания главного проблемного героя могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера, в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений. (Обломов: Штольц-Обломов-Захар, Ольга-Агафья Матвеевна) Нитью, позволяющей увидеть за персонажами систему характеров, является прежде всего творческая концепция, идея произведения, именно она создает единство самых сложных композиций (Белинский усматривал связь между пятью частями «Героя нашего времени» в одной мысли - в психологической загадке характера Печорина.).

 

 

 

11. Проблемные аспекты  изучения текста художественного произведения

Художественный текст не равен литературному произведению. Лит. произведение существует только в голове автора. Произведение материально существует только в виде художественного текста, он даёт представление о произведении. Пересказ художественного текста не равен его содержанию. Малейшее изменение формы худ. текста приводит к появлению нового художественного текста.

Текст – система знаков, связанных  между собой. Текст существует неизменным, на определенном материальном носителе. Существует наука «текстология», которая изучает первоначальные тексты, оригиналы. Тексты различных веков различны. Но текст все равно подвижен. Текст многомерен, то есть может быть по-разному прочитан разными людьми. Распахнутость текста во внешний мир превращает текст в художественное произведение, а не простую систему знаков.

Текст существует сам по себе, он замкнут. В произведении все наоборот –  важно, на что откликается автор, что его волнует. Писатель меняется на протяжении жизни. Произведение не только изменяется, но и по-разному воспринимается читателем. Очень важно перечитывание – открываются разные стороны произведения.

Форма и содержание – основополагающие понятия, которые содержат обобщенные представления о внутренних и  внешних сторонах произведения. Содержание – это то, что сказано. Это высказывание писателя о мире, его эмоционально-мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Это система приемов и средств, в которых это восприятие находит свое выражение.

Форма – это стиль, это жанр (роман, драма и т.д.), композиция, художественная речь, ритм.

Содержание – тема, фабула, конфликт, характеры и обстоятельства, художественные идеи, тенденция (пафос).

1. Проблема текстовых  границ.

Первым выразителем целостности  художественного произведения является текст – он зафиксирован, неизменяем. Текст: структурирован, носит знаковый характер.

Границы текста – испытания текстовой  завершённости. 1 путь: в творчестве романтиков - незавершённые тексты (до этого времени незавершённые тексты не оставались в памяти. Фрагмент становится новым жанром. Читатель задумывается над тем, что находится за рамками фрагмента.

Литературная циклизация – соединение в группы. Автор призывает читателя читать произведение именно в этом порядке. Цикл произведений – произведение из произведений (все произведения перекликаются, новое содержание). Лирика создаёт большой жанр – «романоподобные» циклы (Фет, Майков). Цикла работал и на читателя (выбор чтения).

Пропуски внутри текста – через  мистификацию показать оборванность текста.

2 путь: эффект интертекстуальности (19 век). Строительный материал – уже существующие тексты. Во 2-ой половине 20 века – активно используется реминисценция (переложение).

Интертекстуальность создаёт новые жанры: приём центонного построения текста – только из цитат.

2. Проблема композиции.

Новое: в прозе – проблема точек зрения, смена точек зрения.??????

 

 
12. Проблема родовой типологизации литературы

Художественные произведения издавна принято объединять в 3 большие группы – литературные роды: эпос, лирика и драма. Триада и поныне сохраняет свою значимость и авторитетность в составе литературоведения.

Традиция родового членения была заложена Аристотелем («Об искусстве и  поэзии») – описано 3 способа подражания, которые являются характеристиками Э, Л и Д: эпос – способ подражания, где автор отделён от изображаемых событий, лирика – подражание, не изменяя своего лица, драма – представляя всех изображаемых лиц как действующих.

Гегель характеризовал их с помощью  категорий объект и субъект:  Э – объективность внешнего мира, Л – субъективна, Д – соединяет 2 начала.

Проблема – ни одна из типологий не выдерживает критики с т.з. логики, нужно сопоставлять по одному признаку (что невозможно).

В 20 веке роды литературы соотносились:

- с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение);

- с категорией времени (Э –  прошлое, Л – настоящее, Д  – будущее).

Штайгер считал, что в каждом из родов литературы есть элементы других (например, в лирике – элементы драмы и т.п.).

У Гёте: Э – ясно повествует, Л – страстно повествует, Д – выражает действие.

В 20 веке возникает мысль о том, чтобы считать роман, сатиру и  др. новыми родами литературы. Веселовский («Историческая поэтика») подошёл  к этой проблеме исторически: сатира и др. родились позже.

1. Литературные роды возникли  из обрядового хора первобытных народов: из возгласов активных участников хора (запевал) выросли лиро-эпические песни, которые отделены от обряда. Первоначальной формой собственно поэзии явилась лиро-эпическая песня. На основе таких песен впоследствии сформировалось и эпическое повествование. А из возгласов хора выросла лирика. Эпос и лирика – «следствие разложения древнего обрядового хора». Драма – возникла из обмена репликами хора и запевал. Т.о., эпос, лирика и драма как направления определились гораздо раньше.

2. Эта типология обусловлена эстетикой. Все искусства делятся на 3: музыка (слух) – лирика, изобразительное искусство (зрение) – эпос, зрелищные – драма.

 

 
13. Категория жанра, ее проблемно-диалектический характер

Жанр – это группа произведений, выделяемых в рамках родов литературы (составная част родовых форм). Есть и самостоятельная типология – жанры межродового характера: идиллия, утопия, антиутопия. Жанр – нечто самобытное.

Эпические роды появились с искусством слова. Носили эстетический характер. Многие литературные жанры имеют истоки и корни в фольклоре, т.е. жанры родились ещё до искусства слова (мифология, ритуал -> жанры определялись местом - ритуал погребения, заговор(не носил эстетической функции, прикладной характер). Жанры произошли от внеэстетической среды, постепенно эстетизировались.

Жанр – проекция литературной реальности на внелитературную.

Жанр – тип построения произведения, включающий набор признаков. Жанры  с трудом поддаются систематизации и классификации. Причины: 1) их очень  много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (например, хокку, танка и др. в литературах стран Востока); 2) жанры имеют разный исторический объём (одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (басня), другие соотнесены с определёнными эпохами (литургическая драма – Средневековье).

Противоречие: диалектическое2 качество литературы -  с одной стороны, жанры сохраняют традиции, с другой – литература начинает деформировать жанры.

До рубежа 18-19 веков жанры существовали в форме канона. За каждым жанром были строго закреплены комплексы художественных средств. Законы жанра властно подчиняли себе волю писателей.

При завершении риторической словесности  выходит на первый план индивидуальность (осталась ориентация на жанровую специфику, но он переходит на второй план; жанр – помощник для выражения темы).

    • Рушится жанровый канон, возникают жанровые традиции (они развиваются). Например, элегия:

у древних греков – произведение, написанное определённым стиховым размером (элегическим дистихом – сочетание гекзаметра с пентаметром) и исполняемое речитативом под аккомпанемент флейты (прославление доблестных воинов, философские размышления, любовь); позже у римских поэтов – жанр, сосредоточенный на любовной теме; новое время (нач. 19 в.) – Жуковский – жанр стал определяться настроением печали и грусти. Т.о. слово элегия обозначает несколько жанровых образований.

    • Рождаются новые жанры (например, у романтиков – фрагмент, цикл).

     * Не изменились – ода, басня, сказка.

 

 

14. Автор и читатель. Проблемы авторской стратегии и читательской интерпретации

Проблема «читатель-автор» - Потебня (акцентировать читательскую инициативу) и Скафтымов (послушание читателя автору как некой норме восприятия литературы, зависимость читателя от автора (читательское творчество вторично)).

До 18-19 века – это некая абстракция. Категория автора пришла не сразу. Личный автор – ответственен за текст. Литературный авторитет – человек, берущий ответственность за этот текст (например, басни Эзопа -> готовили фигуру автора).

Вплоть до 17-18 в. творческая инициатива авторов была ограничена канонами

С 19 века категория автора рассматривается  иначе: 1) автор в конкретном биографическом контексте; 2) как создатель конкретного  текста, первопричина; 3) персонаж, один из действующих лиц.

На заре романтизма складывается интерес к автору как к личности.

Автор даёт о себе знать как носитель представления о реальности, определяет значимость идейно-смысловой стороны. Концепция автора включает интерпретацию  и оценку жизненных явлений, философический взгляд на мир.

Биографический метод – многие вопросы о произведении решаются через биографические сведения. Минус: если биография неизвестна, то она восстанавливается из произведения (облик писателя).

В 20 веке – проблема творческой истории  произведения: вариантность произведения.

Телеогенетический метод (Пиксанов) –  основывается на текстологическом анализе (анализ вариантов), нужно понять, как делалось произведение -> «творческая история произведения».

* Пиксанов считал воссоздание творческой истории основой генетического изучения литературы. По его мнению, недостаточно опираться на данные окончательного текста, и он предлагает рассматривать еще и другие относящиеся  к произведению материалы: письменные и устные автосвидетельства, зафиксированные в письмах, дневниках, мемуарах современников, а также планы, наброски, черновые и беловые автографы, списки, корректурные листы, прижизненные и печатные издания. Исследователь должен воссоздать эволюцию основного замысла, «общую конструктивную преднамеренность». Рекомендовалось привлекать как биографию писателя, различные типы комментариев (литературный, реальный, исторический), так и исследовать эволюцию языка произведения, его стиха, метрики, сюжета, композиции. Т.е. исследователь должен неизбежно коснуться и того, как оно «сделано», и наоборот.

Читатель (начало эпохи романтизма) – право на индивидуальное понимание произведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"