Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Литература"
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Билет №1. Теория литературы как наука: генезис, структура, методы
Теория – система основных представлений и понятий, касающихся данной научной сферы.
Литературоведение изучает специфику литературы, развитие словесного художественного творчества, закономерности литературного процесса. В теории лит-ры есть системность (подходы, методы при изучении произведения).
Литературоведение (ЛВ) как наука сложилось на рубеже 18-19 в.в., до этого времени такого понятия не существовало. Появляется система знаний о литературе.
Структура ЛВ: 1) теория литературы; 2) история литературы; 3) литературная критика; 4) методология (пути, подходы к изучению произведения).
До рубежа 18-19 в.в.: литература – дело вдохновенное, не все могут писать. Была совокупность наук: риторика (умение красиво выражать мысли, красноречие) – являлась основной, грамматика (законы языка), поэтика (занималась поэтическими произведениями). Это время нормативного художественного мышления.
18-19 в.в. Понятие нормы начинает отодвигаться, литература начинает цениться за уникальность замысла, ценность идеи. Появляются различные методы и приёмы; каждый метод имеет свою сферу использования, свои принципы и подходы к тексту.
Современное ЛВ – сложнейшая система методов изучения произведения (метод – принцип, способ анализа).
Билет №2. Мифологическое направление литературоведения
Первые методы появляются у романтиков. Мифологическая школа (МШ) складывается в 19 в. В Германии. Для романтиков время движется, их поиск идеального распространяется и на литературу, но обращая внимание на разное, видят в них и сходство. Произведения имеют общие свойства, сходства порождены общими истоками. Общее начало – картина мира (первая картина мира – мифология). Миф – первоисточник художественного творчества.
В 20-30 г. 19 в. братья Гримм создают «Учение о мифе». Складывается методологическая установка – в художественном тексте найти следы первомифа.
В Росси МШ складывается к 40-50 г.г. 19 в. (Буслаев, Афанасьев, Милляр).
В 40-50 г.г. появляется и другое мнение, что сходства в других литературах могут объясняться не только наличием у всех первомифа, но и влиянием одной лит-ры на другую (теория заимствования, Т.Бенфей, его работа «Панчатантра»1).
В 60-70-е г.г. 19 века появляется антропологическая теория (человек – основа всего), основатель - Э.Тейлор. Считает, что сходство в разных национальных литературах обусловлено самим развитием человека, человек единоприроден и проходит одни этапы, отрезки развития – отсюда сходства. Буслаев увидел в этой т.з. мотив к соперничеству.
В 20 веке – О.М. Фрейденберг, Лосев, Топоров.
На Западе – «теория архетипов» Юнга (в сознании всех людей есть первоосновы, которые помогают человеку понимать человека).
Минусы МШ: можно неадекватно оценить замысел автора («Во всём найти всё»).
Ещё. Зарождение мифологической школы связано с романтической теорией мифа Ф. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей. В трудах Я. Гримма, особенно его «Немецкой мифологии» (1844), представление о мифологии как бессознательном творчестве народа и первоначальном ядре, из которого возникли сказка, эпос и другие виды народной поэзии, сочетается с опорой на сравнительно-историческое языкознание.
Для мифологической школы в целом были характерны представления об органической связи языка, мифологии и фольклора, о мифе как результате коллективного творчества и первоначальном ядре, из которого с течением времени развились все жанры фольклора. В рамках школы подчеркивалась тесная связь науки о мифологии с языкознанием, и в область изучения фольклора переносился сравнительно-исторический метод, разработанный на материале языка.
Если Я. Гримм занимался
исключительно германскими
Мифологическая школа в России
Такие научные дисциплины, как сравнительная мифология, фольклористика, этнография, сравнительно-историческое языкознание, история древнерусской литературы, формировались в России середины 19 в. параллельно и в тесном взаимодействии друг с другом. Мифологические исследования сплетались с широким кругом проблем изучения языка, фольклора, традиционной народной культуры, древнерусской литературы.
Определенная специфика в развитии мифологической школы в России была обусловлена тем, что наука практически не располагает аутентичными записями древних славянских мифов; славянским ученым приходилось не столько изучать мифы, сколько воссоздавать их на основании фольклора и других косвенных источников.
Основоположником
Наиболее последовательным сторонником мифологической школы в России был А. Н. Афанасьев. В своем трехтомном исследовании «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869) он попытался совместить подходы Я. Гримма и Ф. И. Буслаева с подходами, разработанными в рамках «мифологии природы» (В. Шварц), «арийской теории» (А. Кун) и лингвистической теории происхождения мифа (М. Мюллер). Он полагал, что уже в древности в верованиях могла быть определенная система, хотя сам народ о ней и предполагал. Афанасьев проследил, как целостная система мифологических представлений выстраивается на основе простейших оппозиций, обусловленных эмоционально-чувственным восприятием (свет — тьма, тепло — холод).
Билет №3. Культурно-историческая школа
Появляется принцип историзма у романтиков. Основоположник школы (30-40 годы 19 в.) – И.Тэн. Занимался изучением литературы с т.з. историзма, искал исторические основы, опирался на философию позитивизма (человек может всё познать через цепочку причинно-следственных связей). Произведение искусства – производное от своей эпохи и носитель мировоззрения. Тэн считал, что произведение литературы – это не просто игра воображения, но снимок с окружающих нравов, изучение литературы позволяет создать историю. Литературное произведение при этом осознавалось более в качестве культурно-исторического свидетельства, нежели собственно эстетическое явление. По лит.памятникам можно судить о том, как чувствовали и мыслили люди много веков назад, изучение лит-ры позволяет создать историю нравственного развития, приблизиться к познанию психологических законов. Преломляющиеся в лит-ре нравы, мысли и чувства зависят от национальных (раса), социально-групповых (среда) и эпохальных черт (момент) людей.
Школа разработала принцип историко-
Методология: чтобы проанализировать произведение, нужно посмотреть на эпоху его создания (важна и социальная среда). Она была очень популярна, открыла литературу авторов 2-3 ряда.
Минус: размывается качество художественности (произведение как документ, рассказывающий об эпохе).
Русское направление школы – Пыпин, Тихонравов. Пыпин создаёт первую периодизацию русской лит-ры, 3 этапа: 1) древнерусская лит-ра до татаро-монгольского ига, 2) от ига до петровских реформ, 3) от реформ до времени Пыпина.
К 20 в. позитивизм перестаёт быть надёжной философией. Эта школа уступает место другим. Официальное советское ЛВ служило идеологии.
4. Сравнительно-исторический метод (компаративистика)
Сравнительное сопоставление разных национальных литератур. Сходство лит.фактов может быть основано на сходстве в общественном и культурно-историческом развитии народов, на культурных и литературных контактах между ними. Предпосылка – единство соц.-ист. развития человечества. В результате в развитии разных литератур в одну эпоху могут наблюдаться историко-типологические аналогии. (например, в средние века у разных народов – сходство народного героического эпоса, в период феодализма – рыцарская лирика, рыцарский роман и т.п.
А.Н. Веселовский – начинал как сторонник культ.-ист. школы. Продолжает своё образование в Германии в то время, когда МШ полемизировала с КИШ, он из этого спора искал выход. Считал, что нужно изучить каждую литературу («Всемирная история литературы»), а потом соположить их (индуктивный метод), а изучать надо форму, приёмы литературы, особенности её существования. Писал также о роли личности автора. Соединяет теорию с историей. Свой метод обосновывает так: мы сможем лучше понять поэзию, если будем знать её историю. 3 рода литературы – историческое возникновение родов (сама история даёт ответы, что такое эпос и т.д.)
Из этого метода вырастает метод исторической поэтики – Веселовский А.Н. Изучает категории литературы – например, метафоры, сюжеты - в их исторической жизни
В середине 20 в. создаётся «Историческая поэтика» (издатели – Аверинцев (жанр), Манн (автор), Гаспаров (метрика), Михайлов и другие).
5. Психологическое направление в литературоведении
К концу 19 в. обнаруживаются недостатки предыдущих подходов, ими недооценивается личностное начало. Изучать лит-ру в культурно-историческом разнообразии, учитывать психологию автора и читателя, эстетическая оценка – требования Эннекена, основателя этого направления (80-е г.).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (1870-е гг. — нач. 20 в.; В. Вундт, Э. Эннекен; в России — А. А. Потебня), исследовала:
1) психологию творчества, воспринимая
душевный облик художника как
определяющий источник и
2) психологию художественного восприятия, акцентируя зависимость содержания произведения от воспринимающего субъекта.
Методология: в центре – личность, индивидуальность писателя, его душевная организация, особенности его стиля.
Минус: может увести от эстетического разнообразия, от художественной формы замысла, текстовая структура остаётся забытой.
А.А Потебня – считал слово творческим актом мысли, говорил о том, что когда человек воспринимает слово от другого – это как возгорание свечи от свечи, сотворчество, софантазирование. Говорил о метафорическом мышлении в развитии культуры человека. Разделял прозу и поэзию: проза – абстрагированное мышление, модель, поэзия – образное мышление.
Фрейд и Юнг свои теории подсознания проецировали на литературу (какая-либо ущербность сознания автора проецируется затем в творчестве).
Л.С. Выгодский в книге «Психология искусства» первым из психологов анализирует композицию и сюжет, т.е. структуру текста.
Минус: авторская точка зрения.
6. Особенности пути развития
литературоведения в 20в. Структурно-семиотические
методы
В начале 20 века происходят глубокие подвижки. Все школы изучали произведение в каком-либо контексте. Назревает недовольство существующими подходами (избавление от контекстуальности).
А.Белый считал, что литература – самостоятельная наука, нужно изучать специфику формы.
На рубеже 19-20 вв. возникает ещё несколько методов:
- формальная школа (возникает в России) – изучает формы (поэтические) произведения, как построено конкретное произведение; утверждает взгляд на художественную форму как на категорию, определяющую специфику литературы и способную к имманентному развитию или подчиненную логико-математическим законам; в 60-х гг. сформировалась новая ветвь «формального метода» — структуралистское литературоведение;
- феноменологический метод (Германия, Франция) – Э.Гуссерль – основоположник (цель метода — анализ смыслообразования (от простейшей фиксации пространственно-временного положения объекта до усмотрения идеальных предметов, от первичной рефлексии на восприятие до размышления о смысловых основах культуры) и фундаментальных структур человеческого существования) – философская школа. Гуссерль предложил модель послойного многомерного анализа (каждый слой – независимая единица, включенная в единую структуру);
- «новая критика» - американская понимает произведение как замкнутую языковую структуру, наделенную в каждом элементе символической многозначностью, требующей максимально полного по отношению ко всей «модели» текста истолкования; французская, опираясь на структурализм и семиотику, исследует внутреннее строение произведения, проблемы повествования, сюжета, поэтической речи, а в 1970-е (Ю. Кристева) занимается «генеративной поэтикой»;
Главное методологическое направление 20 века – структурализм (Франция). Изучает только произведение. Это комплекс направлений, имеющих общую методологию (соединяет несколько школ). Объект исследования структурализма — культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода — выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией).
Структуралисты стремились придать гуманитарным наукам точность. Начинают использовать матем. формулы, графики. Опору находят в лингвистике и семиотике. Опора на учение Ф.Соссюра (язык имеет коллективный (коммуникативный) характер).
Искусство как связующее начало. Структура – синхронный подход (как это есть сейчас). Важно обращать внимание на отношения между элементами. Цель: изучая структуру произведения, мы стремимся к глубинам.
Лотман «Анализ поэтического текста» (до 60-70 гг.)
Постструктурализм (70-80 гг. в США) - Фуко, Барт. Во многом – критика структурализма.
Отличие: негативное отношение к рациональному знанию, отвергаются глубинные познания, их интересовал мир противоречивый, постоянных законов для мира и общества – нет, отрицали внутреннюю целостность.
Любое произведение искусства – текст. Каждый текст выражает свою позицию. Автор – создатель текста, читатель – интерпретатор (т.з автора не учитывается).
Отрицают понятие центризма (мир и его куски иерархичны). Нет центра – все равны.
Методология: деконструкция (Дерида); принцип анализа текста, смысл которого в выявлении внутренних противоречий.
Плюсы: умение работать с текстами, каждый текст может включать осколки других текстов (цитаты, эпиграфы) и любой текст не несёт ничего нового -> понятие интертекстуальности (Кристева).