Сатирическая направленность и народность сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок» я постараюсь проследить проявление народных традиций в литературной сказке, а также сатирическую направленность произведения.

Файлы: 1 файл

дзіцячая літ..docx

— 34.97 Кб (Скачать)

В 1942 году Пантелеев пишет рассказ «Долорес». Дети и война – совершенно несовместимые понятия. Дети должны играть, веселиться, должен звучать смех, они не должны знать горя. Однако война нарушила эти представления, искалечила судьбы, лишила детей детства. Об этом и рассказывает автор в рассказе «Долорес». Почему Долорес? «Это была причуда - одна из многих, от которых меня и подобных мне излечила война. Наблюдая за девочкой, я постепенно и незаметно сочинил ее биографию, я придумал ей не только характер, но даже имя и фамилию. Мне казалось, что фамилия у нее должна быть простая, русская - Иванова или Петухова, а имя непременно испанское - Терсита, Марианна или Долорес…» - пишет Пантелеев. Девочка оставляет глубокий след в памяти автора: «За год я насмотрелся всякого: я шагал по трупам и через трупы, я видел искромсанное, растерзанное и поруганное человеческое тело. Но представить себе убитой, мертвой или даже просто непо движной эту девочку я не мог и не могу. Пробую представить, и не выходит. Зажмурю глаза и вижу ее перед собой - легкую, свет ловолосую, стройную, маленькую и мужественную, всегда устремленную вперед и только вперед.»

В рассказе «На ялике» Л. Пантелеев показывает, как шутливо и в то же время с уважением называют Матвеем Капитоновичем взрослые маленького лодочника, который сменил погибшего отца. Мальчик подражает отцу не только внешне, когда деловито покрикивает на пассажиров, но и героизмом поведения в момент авиационного налета. Худенький мальчик в отцовском картузе, «лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе», правит яликом спокойно и мужественно, вселяя уверенность во взрослых людей.

Название рассказа «Маринка» звучит задорно. Сразу представляешь себе весёлую девчонку, непоседу, хвастунишку. Так оно и есть. На первых страницах рассказа автор даёт портрет своей героини, через который показывает и её характер: «Она была в самом деле очень красива: черноволосая, курчавая, большеглазая, - ещё немножко, и можно было бы сказать про неё: вылитая кукла. Но от полного сходства с фарфоровой куклой её спасали живые глаза и живой, неподдельный, играющий на щеках румянец: такой румянец не наведёшь никакой краской, про такие лица обычно говорят: кровь с молоком.» На улице можно было слышать её «звонкий, иногда даже чересчур звонкий и капризный голосок». Одним словом, девочка как девочка. Ей шесть лет, отец её на войне, она много знает наизусть, у неё много игрушек, больше всего она любит шоколад  и сорокакопеечные булочка.

Как все дети, они лишена чувства страха. Сама Маринка признаётся: «Я ничего не боюсь. Я только немцев боюсь», - хотя имеет о них довольно смутное представление. Как все дети, что-то страшное и непонятное она облекала в образы страшных персонажей. Поэтому немцы были для неё вроде трубочистов или волков, «которые рыщут по лесу и обижают маленьких и наивных Красных Шапочек».В силу своего возраста она не могла связать со словом «немцы» исчезновение её любимых булочек и шоколада, грохот канонады, отъезд отца, пребывание ночью в чужой, безопасной квартире. Поэтому страх её не был настоящим: ведь война ещё только начиналась, Ленинград начинали бомбить. Как и всякий ребёнок, Маринка по-своему готова была сражаться с немцами, не видя в них большой угрозы, которых можно убить стулом, зонтом, лампой, калошей, то есть любой вещью, которая попадётся под руку.

Война изменила и характер Маринки. Теперь она не так высокомерна. Она вспомнила, что когда они «немножко больше кушали», она не сплясали, и теперь жалеет об этом, чувствуя свою вину, потому что сейчас не может отблагодарить за гостинец. Совсем по-взрослому звучат ответ Маринки на бабушкины причитания: «Когда всё это кончится?». «Вот всех немцев перебьют, тогда и кончится». Какой жизненный урок получила эта шестилетняя девчонка! В её рассуждениях не слышатся наивные нотки о войне, ей слова – это слова умудрённого жизнью человека, перестрадавшего и перетерпевшего многое.

Так  автор показывает нам ужасное лицо войны, не через батальные сцены, а через страдания одного маленького человечка, ради жизни и счастья которого шла та страшная война.

 

 

    1. Гуманістычны пафас апавяданняў Змітрака Бядулі

 

Змітрок Бядуля адносіцца да ліку пісьменнікаў, якія закладвалі падмурак беларускай літаратуры. Тэматыка твораў З. Бядулі ўсеабдымная, універсальная. Яго цікавяць і чалавек у яго адвечным шляху ад нараджэння да смерці, і ягоныя думкі, і настроі, дзівосны, непаўторны свет прыроды. Усё гэта, спалучанае з глыбокім веданнем жыцця, філасофскім светапоглядам і вялікай любоўю да людзей, і надае творам пісьменніка прыцягальнасць, эстэтычную выверанасць, актуальнасць і папулярнасць.

Пазаічая творчасць пісьменніка вядома некалькім пакаленням беларусаў. Многія з апавяданняў (“Пяць лыжак заціркі”, “Малыя дрывасекі”, “Велікодныя яйкі”, “На каляды к сыну”, “Летапісцы”), напісаных пераважна ў дарэвалюцыйны перыяд (1912 – 1915), сталі сапраўднай класікай беларускай літаратуры. Большасць з іх мае драматычны сюжэт з трагічным фіналам. Але менавіта тут, на думку М.Багдановіча, праявіўся і гуманістычны бок таленту празаіка: “Са змрочным гумарам малюе ён невясёлае беларускае жыццё і імкнецца пайсці ад яго ў фантастычны, казачны свет”.

У тэматычным плане ў апавяданняхх для дзяцей З.Бядулі выразна прасочваюцца два кірункі: 1) тэма загубленага дзяцінства (“малыя дрывасекі”, “Тулягі”, “Пяць лыжак заціркі”, якія трапна названы літаратурным крытыкам М.Д. Смолкіным “цыклам галодных навел”), дзе адчуваецца пратэст пісьменніка-гуманіста супраць бязрадаснага дзяцінства і сацыяльна-грамадскіх умоў, якія пазбаўляюць дзяцей шчасця; 2) творы, у якіх З.Бядуля імкнецца пранікнуць ва ўнутраны свет маленькага чалавека, раскрыць яго псіхалогію, паказаць яго здольнасці і таленты (“Велікодныя яйкі”, “Летапісцы”, “Юлька”, “Дзе канец свету?”, “Малітва маладога Габрусіка”).

Тэма цяжкага сялянскага жыцця прадаўжаецца і ў хрэстаматыйных апавяданнях "Пяць лыжак заціркі", "Малыя дрывасекі", "Летапісцы", "Велікодныя яйкі". Гэтыя рэалістычныя творы, на думку I. Навуменкі, — дыяменты, залатыя зярняты.., якія могуць упрыгожыць самую развітую літаратуру". Героі іх пастаўлены ў выключныя, трагічныя абставіны, з якіх практычна няма выйсця, няма надзеі на прасвет у будучым (гінуць у снежнай завірусе малыя, галодныя дрывасекі Цішка і Халімон; з-за адсутнасці фарбы маленькі Сцяпанка малюе партрэт забітага на вайне бацькі ўласнай крывёю).

Гэтамі апавяданнямі, паказваючы цёмную і забітую вёску з яе жыхарамі, пісьменнік пратэстуе супраць існуючага ладу, калі дзеці пазбаўлены сапраўднага дзяцінства. Пачуцці шкадавання, жалю і спагады выклікаюць героі твораў.

У апавяданні З.Бядулі  “Велікодныя яйкі” выразна прасочваецца адна з галоўных вартасцяў яго твораў для дзяцей: перадача хараства, прыгажосці і незвычайнасці ўнутранага свету сваіх герояў. З вялікім майстэрствам і дакладнасцю перадае пісьменнік дзіцячую псіхалогію ў апавяданнях “Летапісцы” і “Юлька”. У першым выпадку праз вобраз васьмігадовага Андрэйкі, які з ахвотай згаджаецца ноччу, калі ўсе будуць спаць, напісаць пад дзедаву дыктоўку пісьмо ў Амерыку, а у другім – увага пісьменніка скіравана на зусім яшчэ маленькую (дзесяцімесячную) дзяўчынку. Аўтар паказвае, як паступова адбываецца знаёмства Юлькі з навакольным светам, які спачатку канцэнтруецца толькі ў асобе маці. У гэтым творы ў адрозненне ад іншых апавяданняў паказаны надзвычай гарманічныя адносіны ў сям’і, дзе нараджэнне дзіцяці – гэта не толькі цяжкасці і выпрабаванні, а ў першую чаргу – радасць і любоў.

Дзейнасць Зм.Бядулі ў галіне дзіцячай літаратуры паўней раскрыла магчымасці яго вялікага таленту. У сваіх творах пісьменнік закранае пытанні, якія хвалююць маленькага сучаснага чытача і дапамагаюць яму разабрацца ў жыццёвых праблемах, бо ва ўс часы на розных этапах гісторыі заўсёды будуць актуальнымі творы, што праводзяць ідэі гуманізму, дабра і справядлівасці. Такімі ідэямі напоўнены творы Змітрака Бядулі, напісаныя ў розныя перыяды яго літаратурнай дзейнасці.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Арзамасцева Н.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2000
  2. Пантелеев Леонид Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. Рассказы; Воспоминания. - Л.: Детская литература, 1984. — 368 с.
  3. Беларуская дзіцячая літаратура/ Пад рэд. А.М.Макарэвіча, М.Б.Яфімавай. – Мн., 2008 
  4. Выбранае : аповесці і апавяданні / Змітрок Бядуля ; [укладальнік і аўтар пасляслоўя Т. Тарасава]. - Мінск : Мастацкая літаратура, [1973]. - 431 с.
  5. Збор твораў : у 5 т. / Змітрок Бядуля ; рэдкалегія : В.В. Барысенка [і інш.] ; падрыхтоўка тэкстаў і каментарыі А.Д. Атаевай і В.Ю. Дэконскай. - Мінск : Мастацкая літаратура, 1985-1989.

 


Информация о работе Сатирическая направленность и народность сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»