Русский язык и культура речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2012 в 01:39, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены следующие вопросы: 1 Вопрос 1. В чем заключается нормированность русского литературного языка? Вопрос 2. Какие две формы имеет русский литературный язык? Вопрос 3. Назовите функциональные стили русского литературного языка.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа русский язык.doc

— 192.30 Кб (Скачать)

6.                    Слог— это часть фонетического слова (звук или несколько звуков), произносимая одним выдыхательным толчком воздуха. Слог с акустической стороны — это часть фонетического слова (звук или сочетание звуков), характеризуемая усилением звучности. В слоге один звук всегда более звучный по сравнению с другими, и этот звук является слоговым, образующим слог, а остальные — неслоговыми.

7. Ударение - выделение слога в слове. Ударение в слове называется словесным. Кроме словесного ударения бывает еще логическое, или смысловое, ударение, когда выделяется не отдельный слог, а целое слово (иногда несколько слов) речевого такта или фразы.

Ударный слог в русском языке характеризуется наибольшей долготой (удлинением) гласного, что является особенностью русского ударения. Ударный слог произносится обычно с большей силой, что с точки зрения акустической отличает ударный слог большей громкостью, а с физиологической — усилением мускульного напряжения и усилением выдоха.

Ударение может падать на любой слог и на любую часть слова: вылазка, пестовать, сборник; быстроходный, заведовать, мышонок; карман, медаль, переписать.

Важной особенностью, отличающей русское ударение от ударений в других языках, является его подвижность: в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одной части слова на другую: задать — задал — задала, настлать — настелю — настелешь, пять — пятью.

Ударение в русском языке может выполнять различные семантические и грамматические функции. Во-первых, с помощью ударения различаются слова-омографы: гаванский (от гавань) — гаванский (от Гавана), ледник—ледник, парить—парить и др. Во-вторых, ударение используется как средство различения грамматических форм одного и того же слова: горы — горы, колокола — колокола, ходите — ходите и др. Кроме того, надо отметить, что разноместность и подвижность русского ударения создают богатые ритмические возможности для поэтической речи.

8. Звуки -  более мелкие единицы звучащей речи, произносимые за одну артикуляцию. Звуки речи создаются колебаниями воздуха и работой речевого аппарата. Каждый звук имеет свои акустические особенности, характеристики, которым современные фонологи уделяют все большее внимание, так как считают, что акустическая классификация — это подлинно языковая классификация, занимающаяся выяснением, что такое з в у к, в то время как артикуляционная классификация звуков (самая распространенная) нацелена на выяснение, как производится звук.

Звуки отличаются один от другого высотой тона, долготой, силой и тембром. Поэтому любые два звука, которые имеют разные показатели высоты, силы и тембра, являются с акустической точки зрения разными.

Все звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.

Гласных звуков (фонем) в русском языке шесть: [и], [ы], [у], [э], [о], [а]. Их классификация опирается на артикуляционные признаки: степень подъема языка, ряд, участие губ.

Согласных звуков (фонем) в современном русском языке 37. Их образование и классификация значительно сложнее, чем гласных.

Вопрос 7. К какому алфавиту относится современное русское письмо?

Ответ: Современное русское письмо восходит к так называемой кириллице — алфавиту, который был создан на основе греческого в 863 г. славянским просветителем Кириллом для перевода греческих церковных книг на старославянский язык.

Почти тысячелетие отделяет кириллицу от современного русского алфавита. За этот период все стороны языка (фонетика, грамматика, словарь), развиваясь и совершенствуясь, изменились. Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо. Совершенствование русского алфавита шло в основном по пути устранения лишних букв (таковых оказалось 13) и введения новых. Довольно долго (вплоть до XVIII в.) совершенствование русского алфавита проходило стихийно. Так, перестали употребляться “юсы”, так же стихийно появились буквы э, я. Но, начиная с XVIII в. все изменения в русском алфавите закреплялись законодательным путем.

Первая реформа была проведена в 1708—1710 гг. По указанию Петра I.

Вторая реформа - 23 декабря 1917 г. Народный комиссариат просвещения издал декрет о введении нового правописания. 10 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров специальным декретом подтвердил этот декрет. В приложении к декрету 1918 г. были перечислены правила нового правописания.

За период с 1918 г. по настоящее время русский алфавит не изменялся, если не считать официального закрепления в алфавите буквы ё. Эта буква была впервые применена еще Н. М. Карамзиным, но в печати она не привилась; и в настоящее время буква ё используется редко.

33 буквы русского алфавита (10 гласных, 20 согласных, полугласная й, “безгласные” ъ и ь) располагаются в твердо установленном порядке. Строгая последовательность расположения букв имеет большое практическое значение: все типы словарей, а также разнообразные справочники строятся по алфавиту, при этом учитывается не только первая буква в слове, но и последующие.

Каждая буква алфавита имеет свое название: а, бэ (б), эс (с), ща (щ) и т. д. Точное название букв особенно необходимо для правильного произношения аббревиатур буквенного характера: СССР (эс-эс-эс-эр), АТС (а-тэ-эс) и др.

Каждая буква современного алфавита имеет две графические разновидности — строчную и прописную, несколько отличающиеся в печатной и рукописной форме.

В русском алфавите все буквы, кроме ъ и ь, обозначают звуки. При алфавитном письме возможна передача всех звуков языка, и тогда число звуков и букв должно совпадать. В этом случае письмо отражает реальное звучание каждого звука. С другой стороны, алфавитное письмо может фиксировать не все звуки, а только основные — фонемы, и тогда число букв не соответствует числу звуков языка: букв всегда меньше. В этом случае письмо не передает всех особенностей произношения.

Русское алфавитное письмо относится ко второму типу, — с помощью букв отражаются фонемы; разнообразные же изменения фонем, характерные для звуковой системы современного русского языка, в нашем письме не передаются: пол — полы (п[а]лы), половой (п[ъ]л[а]вой}; хлебный — хлеб (хле[п]). Но отсюда следует, что одна и та же буква может иметь разное звуковое значение, по-разному читаться в зависимости от положения в слове. Иначе говоря, русские буквы многозначны — одна и та же буква обозначает разные по качеству звуки.

Количество букв русского алфавита не соответствует не только количеству звуков языка, но и количеству фонем. А вместе с тем написанное так же легко понимается, как и произнесенное, т. е. русское письмо в полной мере отражает систему основных звуков языка — фонем. Достигается это использованием в русской графике слогового принципа при обозначении ряда фонем.

В русском языке единицей письма и чтения является не отдельная буква, а буквосочетание — слог (согласная + гласная).

8 Вопрос.  Какие способы словообразования в русском языке вы знаете?

Ответ: В русском языке обычно называют четыре способа словообразования: аффиксальный (морфологический), морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический и лексико-семантический.

1. При аффиксальном (морфологическом) способе словообразования производное слово образуется присоединением словообразовательных аффиксов (суффиксов, префиксов и т. п.) к производной, основе (или к производящему слову): редакция — редакционный, плавать — плавательный, убедить — переубедить.

Аффиксальный (морфологический) способ:

1). Суффиксальный способ словообразования, или суффиксация,— это образование производного слова посредством словообразовательного суффикса. Способ суффиксации используется в словообразовании всех основных частей речи.

2). Префиксальный способ, или префиксация, представляет собой образование производного слова при помощи префиксов. Словообразовательная приставка присоединяется к целому производящему слову, а не к его основе.

Производные слова, образованные способом префиксации, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

3).При префиксально-суффиксальном способе новое слово образуется путем одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса. Производящим в данном случае может быть сочетание предлога с существительным или основой слова какой-либо части речи. В составе производного слова предлог превращается в приставку, а к производящей основе одновременно присоединяется словообразовательный суффикс: без веры — безверие, под землей — подземелье, под шлемом — подшлемник, при усадьбе — приусадебный.

4). При постфиксации производное слово образуется путем прибавления постфиксов -либо, -нибудь, -ся, -то к целому производящему слову справа (как приставка присоединяется к слову слева): что — что-либо,  какой — какой-нибудь,  стучать — стучаться, кто — кто-то. Постфиксация используется в словообразовании глаголов и неопределенных местоимений.

5). Префиксация в сочетании с постфиксацней характерна для словообразования глаголов — словообразовательные префикс и постфикс -ся одновременно присоединяются к инфинитиву:

слушать — вслушаться, работать — заработаться.

6). Суффиксация в сочетании с постфиксацией используется при образовании глаголов. В роли производящих выступают основы существительных и прилагательных, к которым присоединяются суффикс -и(ть) (реже суффиксы -а-, -ова-/-ева-) и постфикс -ся:

слеза — слезиться, кудрявый — кудрявиться.

При некоторых способах аффиксального словообразования используется не одна, а две и более производящие основы: бело-голубой, луноход, светобоязнь. К таким способам относятся: чистое сложение, сложно суффиксальный способ — сложение с одновременной суффиксацией — и аббревиация.

7). При сложении (чистое сложение) одна или несколько производящих основ объединяются со знаменательным словом в производное слово с помощью интерфиксов (соединительных морфем). Причем знаменательное слово является носителем грамматических признаков сложения — рода, числа, падежа и др. Производящие основы и знаменательное слово находятся в отношениях сочинения или подчинения: асфальт и бетон — асфальтобетон, юг и запад — юго-запад, багровый и красный — багрово-красный; обслуживание самого себя — самообслуживание, укладчик рельсов — рельсоукладчик.

8). Сложно суффиксальный способ (сложение с одновременной суффиксацией) используется исключительно при образовании существительных и прилагательных. К производящим основам присоединяются интерфикс и суффикс. Отношения производящих основ только подчинительные: бегать на коньках — коньк-о-беж-ец, делать бумагу — бумаг-о-дела-тельн(ый), левый берег — лев-о-береж-н(ый), рубить мясо—мяс-о-руб-к(а).

9). Аббревиация (от лат. abbreviare — сокращенно излагать) — способ образования, представляющий собой сложение сокращенных (усеченных) основ или сокращенных основ и полных слов: колхоз, комсомол, СССР, ТАСС; зарплата, медсестра, телецентр. Способ аббревиации используется исключительно в образовании имен существительных.

10). Ппрефиксально-суффиксально-постфиксальный способ: банкрот — обанкротиться, слеза — прослезиться; смелый — осмелиться, щедрый — расщедриться; говорить —переговариваться.

11). Способ усечения производящей основы. (Этот способ носит и второе название — усечение производящей основы по аббревиатурному способу.) Этим способом образуются исключительно имена существительные как стилистически сниженные (разговорные) синонимы нейтральных слов. Полнозначное производящее существительное сокращается (усекается) независимо от границы морфемы: корабельный строитель — корабел.

2. Морфолого-синтаксический способ словообразования – это образование новых слов в результате перехода слов одной части речи в другую: глагол (деепричастие) хотя - союз хотя, наречие вокруг - предлог вокруг. При переходе слов одной части речи в другую возможны образования двух типов:

1) образования, возникшие в результате изменений в семантике и грамматической природе слова (например, переход прилагательных рулевой, сварочная, будущее в существительные),

2) образования, возникшие в результате превращения (лексикализации) отдельной грамматической формы в слово новой части речи (например, переход существительного господи в форме звательного падежа в междометие господи!).

3. Лексико-синтаксический и способ словообразования, или сращение, представляет собой образование производного слова из целого словосочетания: с ума сшедший—сумасшедший, за благо рассудится — заблагорассудится, сего дня — сегодня.

4. Лексико-семантический способ или сращение - образование производного слова из целого словосочетания. Этим способом в современном языке образуются только прилагательные: быстро растворимый — быстрорастворимый (кофе), вечно зеленый — вечнозеленый.

9 Вопрос. Что изучает морфология?

Ответ: Морфология (гр. morphe — форма, logos — учение) изучает слова с точки зрения грамматической природы их форм, являющихся способом выражения тех или иных грамматических значений, а также принадлежности этих слов к определенным лексико-грамматическим классам, разрядам, которые устанавливаются на основе их грамматической семантики и формальных особенностей — специфических, присущих каждому из этих разрядов грамматических категорий, а также формообразовательных и словообразовательных характеристик.

10 Вопрос. Что изучает синтаксис?

Ответ: Синтаксис (гр. syntaxis -составление) - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании (синтаксис словосочетания) и учение о предложении (синтаксис предложения). Основными синтаксическими единицами являются: словоформа (т. е. слово в определенной форме), словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                    Русский язык и культура речи. /Под ред. Проф. В.И. Максимова. М.,2002.

2.                    А.А. Данцев, Н.В. Нефедова. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, «Фенинкс», 2002.

3.                    Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. Москва, 2002.

4.                    Д.Э.Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., «Просвещение», 1976.

Информация о работе Русский язык и культура речи