Роль предметной детали

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь человека напрямую, самым теснейшим образом связана с предметами, с вещами, материальными благами. Представить человека вне вещного мира крайне сложно. Исследования учёных – психологов доказывают, что предметы, окружающие, принадлежащие человеку, могут многое о нём рассказать, в том числе и о его мировоззрении, убеждениях, даже о психологическом состоянии.
В настоящее время в литературоведении уделяется большое внимание вещному миру произведения, персонажа. Эти исследования напрямую связаны с психологией. Предметы помогают интерпретатору «разгадать» глубинные, скрытые качества, черты героя, особенности его мышления, видения мира.

Файлы: 1 файл

сам курсач.docx

— 49.80 Кб (Скачать)

Введение

 

Жизнь человека напрямую, самым теснейшим  образом связана с предметами, с вещами, материальными благами. Представить человека вне вещного  мира крайне сложно. Исследования учёных – психологов доказывают, что предметы, окружающие, принадлежащие человеку, могут многое о нём рассказать, в том числе и о его мировоззрении, убеждениях, даже о психологическом состоянии.

В настоящее время в литературоведении  уделяется большое внимание вещному миру произведения, персонажа. Эти исследования напрямую связаны с психологией. Предметы помогают интерпретатору «разгадать» глубинные, скрытые качества, черты героя, особенности его мышления, видения мира. 

Очень часто авторы произведений помещают своего героя в «говорящий» вещный мир, задача которого не просто показать экспозицию происходящих событий, а  открыть для читателя этого героя  по-новому, иногда даже передать его  нравственную или идеологическую эволюцию.

Ничего  случайного в произведении нет. Советский  и российский учёный-литературовед  Пётр Алексеевич Николаев пишет в  своей статье «Предметная детализация художественных образов как одна из основных форм повествования»: «Более ста лет назад сказано: если в одном из актов пьесы выставлено ружье, то оно должно выстрелить. А не просто быть убранным в антракте… Хотя не следует это понимать слишком прямолинейно: ружье может не непременно стрелять, оно может функционировать иначе, но функционирует обязательно». 1

Анализ  предметной детали имеет большое  значение в литературоведческом  анализе художественного текста.

Целью нашей работы явился анализ роли художественной детали в романе Е. Замятина «Мы».

В связи с поставленной целью нами были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить научную литературу соответствующей тематики: научные статьи литературоведческого характера на тему художественной детали, предметной детали, как её разновидности, функционирования предметной детали в художественном тексте, а также критические и исследовательские статьи различных учёных, писавших о романе Е. Замятина «Мы»;
  2. Проанализировать роль предметной детали в указанном произведении;
  3. Сделать соответствующие выводы о функциях и роли предметной детали в романе – антиутопии Е. Замятина «Мы».

Роман Е. Замятина «Мы» увидел свет не на родном языке писателя. Он был напечатан  на английском языке, книга вышла  в Нью-Йорке. Это обусловило и  то, что этим произведением заинтересовалась американская литературно-критическая  и исследовательская общественность. Изучением романа занимались такие  учёные как Г. Морсон, Л. С. Мейси, Г. струве, А. Штейн. Из российских литературоведов, занимавшихся исследование данного произведения, следует отметить О. Михайлова, Е. Б. Скороспелову, С. Кормилов. Все исследователи рассматривали роман с различных сторон. Предметом своего исследования выбирались и своеобразие повествования, и хронотоп романа, и мифопоэтика, и ритуализация жизни и любви в романе, и даже о символике цифр в романе. Таким образом, мы находим, что в выбранном нами ключе, то есть с точки зрения роли предметных деталей в произведении, данный роман не был изучен целостно. Этим и обуславливается новизна проделанной нами работы.

Актуальность  нашего исследования обусловлена интересами современной литературоведческой науки: при анализе произведения делается акцент на предметные детали произведения, его вещный мир. Анализ предметных деталей именно в романе Е. Замятина «Мы» является необходимым для понимания идейно-смыслового содержания произведения, его глубинных смыслов. «Разгадка» предметных деталей в многом поможет понять антиутопичный характер романа, а следовательно, вещная деталь может говорить о жанровом своеобразии произведения. 

Объектом  нашего исследования является роман Евгения Замятина «Мы».

Предметом нашего исследования явилась предметная деталь и её роль в данном произведении.

Практическая  значимость проведённого нами исследования может быть использована в дальнейших исследованиях по данной теме.

При работе над данной темой самыми продуктивными  для нас оказались такие методы исследования как наблюдение, теоретический анализ, метод составления библиографии, аннотирование и цитирование.

Структура данной курсовой работы представляет собой введение, две главы: теоретическую и практическую часть исследования, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

Глава 1. Предметная деталь и её функции в литературном произведении.

От детали зависит многое, если не всё.  

М. Зощенко

В произведении сосуществуют общие широкие  планы повествования и детали.

Мир произведения представляет собой систему, так или иначе соотносимую  с миром реальным. Выявление, отбор  и изображение тех или иных значимых с точки зрения автора компонентов  являются важной составляющей творческого  процесса. Воссоздать предмет (вещь, портрет, пейзаж) во всех его особенностях писатель не в состоянии, и именно деталь или  совокупность деталей замещает в  тексте целое, вызывая у читателя нужные автору ассоциации.  
Показательно суждение о деталях писателя С.Антонова: «В конечном счете, ценность детали не в богатстве ассоциаций, не в длине цепи представлений и образов. Ведь вся эта цепь, если бы она была выписана автором, служила бы только средством для того, чтобы воссоздать в душе читателя то же самое ощущение, которое испытывает сам автор. Свойство счастливо найденной детали и состоит в том, что она способна возбудить это результативное ощущение сразу, как бы минуя всю последовательно-логическую цепь представлений и образов, заставляя читателя подсознательно, с быстротой молнии прочувствовать все промежуточные ступени познания предмета».2

Само  слово «деталь» образовано от фр. détail, что означает «подробность, частность, мелочь». 3 

Общим названием всех существующих, традиционно  выделяемых в литературоведении, деталей  является термин «художественная деталь». Мы считаем, что логичней будет начать с общего определения. Итак, художественная деталь - одно из средств создания образа, которое помогает представить воплощенный характер, картину, предмет, действие, переживание в их своеобразии и неповторимости. Деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое.4

Будучи  элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время  деталь практически всегда составляет часть более крупного образа. Деталь, как правило, выражает незначительный, сугубо внешний признак многостороннего и сложного явления, в большинстве своем выступает материальным репрезентантом фактов и процессов, не ограничивающихся упомянутым поверхностным признаком. Индивидуальная деталь, закрепляясь за персонажем, может становиться его постоянным признаком, знаком, по которому опознается данный персонаж; таковы, например, блестящие плечи Элен, лучистые глаза княжны Марьи в «Войне и мире», халат Обломова «из настоящей персидской материи», глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся»…

Само  существование феномена художественной детали связано с невозможностью охватить явление во всей его полноте  и вытекающей из этого необходимостью передать воспринятую часть адресату так, чтобы последний получил  представление о явлении в  целом.5

Художественная  деталь является объектом изучения таких  разделов литературоведения, как историческая поэтика и теоретическая поэтика. С точки зрения исторической поэтики  подлежит литературоведческому описанию обновление, развитие принципов и  приемов детализации - от эпохи к  эпохе, от гения к гению. Исходя из основных положений теоретической  поэтики, место детали в структуре  художественной формы определяется в изображенном или предметном мире произведения.  
Выявление выбранных писателем деталей или системы деталей, которую целеустремленно использует писатель, другими словами, выявление соответствия данного «преобразования действительности» идее произведения – одна из актуальных проблем современного литературоведения. Важным шагом в ее решении является классификация художественных деталей.6

Не  существует универсальной общепризнанной классификации художественной детали, в которой учёные дробят её на более узкие типы по принципу соотнесённость с различными признаками и свойствами художественного текста. Их полемика имеет место в научных разработках по литературоведению, в их работах мы нередко находим обоснование их собственной теории, собственной классификации художественной детали.

В.Е.Хализев в пособии «Теория литературы» пишет: «В одних случаях писатели оперируют развернутыми характеристиками какого-либо явления, в других - соединяют в одних и тех же текстовых эпизодах разнородную предметность».7

Л.В.Чернец предлагает группировать виды деталей, исходя из стиля произведения, принципы выявления которого определены А.Б. Есиным.  
А.Б. Есин в классификации деталей выделяет детали внешние и психологические. Внешние детали рисуют внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания,  и подразделяются на портретные, пейзажные и вещные, а психологические - изображают внутренний мир человека.

И всё же традиционно выделяются следующие  виды художественной детали, каждый из которых несет определенную смысловую  и эмоциональную нагрузку:

а) Словесная деталь – деталь, основанная на речи, высказывании героя, соответствующая  его собственным речевым качествам или речевым качествам другого героя, характеризующего первого. Например, по выражению «как бы чего не вышло» мы узнаем Беликова, а по обращению «соколик» — Платона Каратаева. 
б) Портретная деталь – деталь портрета героя, его отличительная черта, которая часто становится «присущей только этому герою». Героя можно определить по короткой верхней губке с усиками (Лиза Болконская) или белой маленькой красивой руке (Наполеон); 
 
в) Предметная деталь – деталь из вещного мира персонажа. Например, балахон с кистями у Базарова, книжка про любовь у Насти в пьесе «На дне», шашка Половцева — символ казачьего офицера; 
 
г) Психологическая деталь - деталь, выражающая существенную черточку в характере, поведении, поступках героя. Например, Печорин при ходьбе не размахивал руками, что свидетельствовало о скрытности его натуры; стук бильярдных шаров меняет настроение Гаева; 
 
д) Пейзажная деталь - деталь, с помощью которой создается колорит обстановки. Например, серое, свинцовое небо над Головлевым, пейзаж- «реквием» в «Тихом Доне», усиливающий безутешное горе Григория Мелехова, похоронившего любимую Аксинью.  
 
е) Также выделяется и ещё один вид - деталь как форма художественного обобщения («футлярное» существование мещан в произведениях Чехова, «мурло мещанина» в поэзии Маяковского).8

Учёные  часто говорят о том, что за некоторыми деталями нередко скрываются символы, которые нуждаются в  своеобразной расшифровке.

В теме нашего исследования заявлен предмет  исследования – предметная деталь.

Предметная (вещная) деталь – вся совокупность создаваемых человеком предметов, входящих в мир произведения. 9

В литературоведческих трудах можно  встретить также термины «вещный  мир» произведения, вещная деталь.

Изображение вещей, предметов, материальной культуры в литературе с течением времени, с изменением эпох меняется. На ранних стадиях развития литературы мир вещей ещё не получал широкого отражения, а сами вещные детали были малоиндивидуализированны. По началу вещи в литературном произведении изображались для того, чтобы подчеркнуть принадлежность человека к какому-либо сословию, поэтому атрибутами царя издревле были трон, корона, скипетр, воины с оружием, а атрибутами земледельца всегда были соха с бороздой.

По  началу, вещь в произведении ещё не соотносились с характером персонажа.  Вещи в таких произведениях выполняли зачастую роль чисто описательную: описывали место происходящих событий. При смене места действия описывались уже другие вещи, и это описание так же говорило читателю лишь об обстановке.

Предметные  детали могли также выполнять  чисто культурологическую функцию. Она состоит в том, что описываемая в произведении вещь становится знаком исторической эпохи, социальной среды или национальной культуры.

Примерно  с эпохи Возрождения деталь становится способом психологической характеристики человека, раскрывающей его индивидуальность. Например, вещная деталь лирического произведения может стать знаком переживания  лирического героя:

Гляжу как безумный

На чёрную шаль,

И хладную  душу

Терзает печаль.

(А.С.  Пушкин) 1820г.

Данное  стихотворение подтверждает тезис, указанный нами выше. Переживание  лирического героя по поводу смерти любимого человека пробуждает именно эта предметная деталь – чёрная шаль. Стоит заметить, что эти  строки повторяются автором в  начале и в конце произведения. Именно они и говорят нам о  внутреннем состоянии лирического  героя, остальное же содержание стихотворения  представляет собой повествовательный  текст: рассказ об измене, убийство гречанки и её любовника.

Особое  развитие эта функция получила своё развитие в реалистической литературе XIX века. Тогда же предметная деталь стала выполнять ещё одну, более важную для нашего исследования, функцию характерологическую. Характерологическая функция предметной детали ясно прослеживается, например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой романа характеризуется через описание принадлежащих ему вещей. Более того, вещи Онегина показывают, как меняется его внутренний мир, его система ценностей. Это прослеживается на контрасте описания интерьера кабинета Евгения в Петербурге и деревенском кабинете пушкинского героя. В интерьере петербургского кабинета Онегина мы находим «янтарь на трубах», «фарфор и бронза на столе» и «чувств изнеженных отрада духи в гранёном хрустале». В интерьере акцентированы вещи родителей. Они говорят не о стремлении героя к внешнему блеску, а о напряжённом искании смысла жизни, о богатом и противоречивом внутреннем мире Евгения. Иначе описан деревенский кабинет Онегина. В этом интерьере Пушкин акцентирует внимание читателя на портрет Байрона.

Иногда в художественном произведении может стать значимым и полное отсутствие вещей. Например, в романе И. А. Гончарова «Обрыв» главный герой Райский идёт смотреть комнату веры, чтобы понять её сущность, узнать, что она за человек. Его поражает почти полное отсутствие вещей. Это может говорить и о скрытности человека, и о его душевной пустоте.

А.Б.Есин отмечает: «Вещная деталь обладает способностью одновременно и характеризовать человека, и выражать авторское отношение к персонажу. Вот, например, вещная деталь в романе Тургенева «Отцы и дети» - пепельница в виде серебряного лаптя, стоящая на столе у живущего за границей Павла Петровича. Эта деталь не только характеризует показное народолюбие персонажа, но и выражает отрицательную оценку Тургенева. Ирония детали в том, что самый грубый и одновременно едва ли не самый насущный предмет мужицкого быта здесь выполнен из серебра и выполняет функцию пепельницы»10.

Информация о работе Роль предметной детали