Роль эпиграфов в произведениях А.С. Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:59, реферат

Краткое описание

Многие считают, что эпиграфы – вещь необязательная и старомодная, что в художественных произведениях они нужны для того, чтобы блеснуть эрудицией, а не заострить внимание читателя на главной проблеме произведения, подчеркнуть его главную мысль.
Но эпиграф как «слово», стоящее перед текстом, сообщает огромный объем информации. Приоткрывая внутренний смысл произведения, эпиграфы выявляют и уточняют особенности философских и эстетических взглядов писателя.
Частое обращение к эпиграфу, более характерное для европейской, чем для русской литературной традиции, по-видимому, объясняется особой значимостью для писателей этого структурного элемента, который встречается в самых важных, этапных произведениях А. С. Пушкина.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Художественные функции эпиграфа в произведениях А.С. Пушкина……..7
2. Роль эпиграфа в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»……………12
3. Роль эпиграфа в романе «Евгений Онегин»……………..………………….21
Заключение…………………………………………………...…………………..25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 129.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ ЭПИГРАФОВ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА

 

 

                                                                

 

 

 

 

    

 

 

                                                                           

                                                                           

 

Содержание работы

 

 

 

Введение……………………………………………………………………..…….3

 

1. Художественные функции эпиграфа в произведениях А.С. Пушкина……..7

 

2. Роль эпиграфа в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»……………12

 

3. Роль эпиграфа в романе «Евгений Онегин»……………..………………….21

 

Заключение…………………………………………………...…………………..25

 

Список литературы………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Введение

                                         

                                                                      «Великие мысли происходят

                                                                        не столько от великого ума,

                                                                        сколько от великого чувства»            

                                                                                                Ф. Достоевский

 

Многие считают, что эпиграфы – вещь необязательная и старомодная, что в художественных произведениях они нужны для того, чтобы блеснуть эрудицией, а не заострить внимание читателя на главной проблеме произведения, подчеркнуть его главную мысль.

Но эпиграф как «слово», стоящее перед текстом, сообщает огромный объем информации. Приоткрывая внутренний смысл произведения, эпиграфы выявляют и уточняют особенности философских и эстетических взглядов писателя.

Частое обращение к эпиграфу, более характерное для европейской, чем для русской литературной традиции, по-видимому, объясняется особой значимостью для писателей этого структурного элемента, который встречается в самых важных, этапных произведениях А. С. Пушкина. Откровенно подчеркнутые эпиграфом, связи текста с литературными и культурными явлениями как прошлого, так и настоящего, как русскими, так и всемирными, одновременно акцентируют внимание на самом главном в произведении.

Эпиграф в произведениях писателя выполняет определенные функции. Прежде чем исследовать эти функции, необходимо рассмотреть значение термина «эпиграф».

Литературный энциклопедический словарь определяет эпиграф как надпись, проставляемую автором перед текстом сочинения или его части и

4

представляющую собой цитату из общеизвестного текста, произведения художественной литературы, народного творчества, пословицу, изречение; в афористической краткой форме эпиграф, как правило, выражает основную тему, идею или настроение предваряемого произведения, способствуя его восприятию читателем. Эпиграф позволяет выразить авторскую идею (точку зрения или оценку) под прикрытием некоей маски, как бы от другого лица; важно, чтобы эпиграф выглядел не как сочиненный автором, а как исходящий из какого-либо авторитетного источника и имел конкретную отсылку, хотя бы к общей молве. Иногда сами авторы сочиняют эпиграфы, снабжая их ложной отсылкой, мистифицирующей читателя.

Словарь иностранных слов определяет эпиграф как фразу,  помещенную перед сочинением или перед отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею произведения или его части.

Толковый словарь русского языка под редакцией C.И.Ожегова и      Н.Ю.Шведова эпиграф определяет как изречение, предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредотачивающее мысль на его идее.

Словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова эпиграф определяет как – короткий текст, придающий своеобразное освещение основной идее произведения.

Словарь стилистических терминов эпиграф определяет как текст небольшого объема, формирующий эстетическую, идейную или психологическую установку читателя.

По мнению Т.Ф.Ефремова, эпиграф - это короткий текст, изречение, помещенные автором перед своим произведением или перед отдельной его частью и характеризующие их основную идею. Эпиграф намекает на то, что

будет увидено потом в произведении. Эпиграф должен соответствовать  литературному и общественному настроению.

В.А.Кухаренко отмечает, что эпиграф является читательской

5

установкой на восприятие литературного текста.

Я.Зунделович считает, что эпиграф – это фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и тому подобное.

Эпиграф представляет своеобразную «маску», за которой прячется автор, когда он, не желая выступать прямо, косвенно определяет свое отношение к событиям, изображенным им в произведении. Эпиграф может быть лирическим, в большей или меньшей мере в зависимости от того, выразил ли автор свое отношение просто в сгущенной формуле основных событий данного произведения в целом, отдельной главы или же это отношение выражено им в восклицании, прямой оценке события.

В современном понятии эпиграфы вошли в моду, становятся отдельной манерой использования их в написании литературных произведений. Период наибольшего распространения эпиграфов пришелся на первую половину XIX века, когда ими охотно блистали в качестве выражения начитанности и уменья применить чужую мысль в новом смысле.

Очень известны эпиграфы А.С.Пушкина ко второй главе «Евгения Онегина» - «О, Русь! О, Русь!», Гоголя к «Ревизору» - «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива» и другие.

Таким образом, эпиграф – это зачин литературного произведения. Он формирует читательскую установку, выполняет роль стимула, провоцирует читательский интерес к литературному произведению. Эпиграф  является  неотъемлемой частью художественного произведения и имеет существенное значение для понимания художественного смысла текстового целого.

Опираясь на приведённые выше определения эпиграфа, можно сказать, что его основная функция заключается в выражении идеи произведения и авторской позиции.

6

Эпиграф не есть что-то случайное в произведении. Он необходим для

автора, как ключ для композитора, в котором будет звучать произведение. Это визитная карточка книги или отдельных глав её.

Выбор темы реферата обусловлен ее интересностью и неоднозначностью и возможностью использования фактического материала, которым можно подтвердить свои выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

1. Художественные функции эпиграфа

в произведениях А.С. Пушкина

 

Особенностью пушкинских произведений является присутствие эпиграфа. В эпиграфах А.С.Пушкин создает своеобразный художественный мир, который гармонично связан с повествовательным миром произведения.

А.С. Пушкин использовал эпиграфы во всех жанрах: в лирике, поэмах, драмах, в романе в стихах, в художественной прозе, статьях и даже письмах.   

Повести

«Арап Петра Великого»

К первой главе повести взяты строки из  «Журнала путешественника»:

                                  Я в Париже:

                                    Я начал жить, а не дышать.

                                                                           Дмитриев.

К четвертой главе  повести взяты строчки из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина: 

                           Не скоро ели предки наши,

                           Не скоро двигались кругом

                           Ковши, серебряные чаши

                                    С кипящим пивом и вином.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

Ко всем повестям взяты строки из «Недоросля» Фонвизина:                                                            

                         Г-жа Простакова

                           То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

                        Скотинин

                          Митрофан по мне.

«Выстрел»

                        Стрелялись мы.

                                                           Баратынский

                                     Я поклялся застрелить его по праву дуэли

8

                          (за ним остался еще мой выстрел). 

                                                                            Вечер на бивуаке

«Метель»

                                Кони мчатся по буграм,

                                 Топчут снег глубокий…

                                 Вот в сторонке божий храм

                                Виден одинокий.

                                ……………………………

                                Вдруг метелица кругом;

                                 Снег валит клоками;

                                 Черный вран, свистя крылом,

                                Вьется над санями;

                                 Вещий стон гласит печаль!

                                 Кони торопливы

                                 Чутко смотрят в темну даль,

                                 Воздымая гривы…

                                                                        Жуковский

«Гробовщик»

                               Не зрим ли каждый день гробов,

                              Седин дряхлеющей вселенной?

                                                                          Державин

«Станционный смотритель»

                                   Коллежский регистратор,

                                   Почтовый станции диктатор.

                                                                          Князь Вяземский

«Барышня-крестьянка»

                             Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

                                                                                  Богданович

 

9

Драматические произведения

«Каменный гость»

                                  Leporello. O statua gentilissima

                                 Del gran’ Commendatore!

                                 …Ah, Padrone!

                                                                        Don Giovanni

(Лепорелло. О преславная статуя великого Командора!.. Ах, хозяин!)

 

Поэмы

«Бахчисарайский фонтан»

                                         Многие, так же как и я,

                                         Посещали сей фонтан; но

                                         Иных уже нет, другие

                                         Странствуют далече.

                                                                               Сади

«Полтава»

                                   The power and glory of the war,

                                   Faithless as their vain votaries, men,

                                   Had pass’d to triumphant Czar.

                                                                                  Byron

                                   Мощь и слава войны,

                                   Как и люди, их суетные поклонники,

                                   Перешли на сторону торжествующего царя.

                                                                                       Байрон (англ.)

Стихотворения

«Поэт и толпа»

                                              Procul este, profane.

Информация о работе Роль эпиграфов в произведениях А.С. Пушкина