Римская комедия. Образ скупого в комедии Плавта "Клад"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:35, реферат

Краткое описание

В Риме театр был неотъемлемой частью государственных праздников, но мифологический, религиозный момент уже не играл в нём такой роли, как в Греции. Это был по преимуществу светский театр. В отличие от театра Эсхила или Еврипида, он не был активным средством воздействия на общественное сознание, не претендовал на постановку глубоких философско – нравственных проблем. Не обращался он, подобно театру Аристофана, к политической злободневности.

Оглавление

Театр в Риме.
Комедии «паллиата» и «тогата».
Жизнь комедиографа.
Комедия «Клад».
Тип скупого в мировой литературе.
Вывод.

Файлы: 1 файл

ТЕАТР В РИМЕ.docx

— 28.16 Кб (Скачать)

                          Бежать?

     На вопрос Эвклиона: «Кто тут?», Ликонид отвечает: «Это я, несчастный». Но Эвклион полагает несчастным себя, ибо на него обрушилось столько горя из-за исчезновения его сокровища. Между Ликонидом и Эвклионом происходит комический диалог, основанный на том, что оба имеют в виду разные вещи. Ликонид готов повиниться в насилии, совершённом над Федрой: Эвклион считает, что молодой человек признаётся в похищении клада. В конце концов всё разъясняется. Ликонид просит сочетать его «законным браком» с дочерью Федрой.

     Конец пьесы утерян, сохранилось лишь начало пятого акта: Ликонид спорит со Стробилом, требуя вернуть похищенное золото. Можно предположить, исходя из принципа счастливой концовки в комедии, что клад был возвращён. Эвклион на радостях выдал дочь замуж за Ликонида и даже одарил молодых своим богатством. Избавившись от клада, Эвклион обретает душевное равновесие: ему не надо отныне пребывать в постоянном страхе за своё сокровище и заниматься тем, чтобы время от времени его перепрятывать.

Тип скупого в мировой  литературе

     Плавтовский Эвклион стоит у истоков того типа скупого, который проходит через всю мировую литературу: писатели разных эпох исследуют грани этого широко распространённого порока. В этой галерее образов мы встречаем ростовщика Шейлока из комедии «Венецианский купец» Шекспира, у которого скаредность сочетается с живым умом, сметкой, остроумием, чадолюбием, любовью к дочери.

     В эпоху классицизма Мольер, опираясь на опыт Плавта, создаёт в комедии «Скупой» блистательный по сатирической выпуклости образ Гарпагона. Плавтовский Стробил говорит, что Эвклион до того жаден, что отправился к претору, судейскому чиновнику, чтобы привлечь к суду коршуна, который унёс у него кашу. Мольеровский Жак, слуга Гарпагона, сообщает, что его хозяин подал в суд на соседскую кошку, стащившую у него остаток баранины. Скаредность Гарпагона абсурдна: он похищает овёс у собственных лошадей.

     Удивительно рельефны фигуры скупых у Бальзака: их имена стали нарицательными. Таков Гобсек из одноименной новеллы – старик-ростовщик, миллионер, тайный властитель Парижа, живущий как последний нищий, для которого накопительство сделалось самоцелью. Другой раб собственной страсти к стяжательству – старый бочар папаша Гранде из романа Бальзака «Евгения Гранде»: он буквально изводит своей скаредностью ближних. Ещё одна разновидность накопителя представлена в «маленькой трагедии» Пушкина «Скупой рыцарь».

Вывод:

     Плавт – один из самых ярких представителей римской комедии. Его комедии – явление чрезвычайно сложное, имеющее мало общего с традицией в современном понимании этого слова. Не имея возможности сравнить произведения Плавта с греческими оригиналами (последние не сохранились), нельзя сказать с достаточной определённостью, в каком направлении римский драматург переделывал комедии греков: сокращал ли их или, наоборот, добавлял к ним что-то своё. Но, безусловно, его комедии стоят на вершине человеческого искусства.

 

Cписок использованной литературы

Гиленсон  Г.А. История античной литературы: Учебник  для студентов филологических факультетов  педагогических вузов: В 2кн. Кн. 2. Древний  Рим/ Гиленсон Г.А. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 384с.

Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений/ Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480с.

Информация о работе Римская комедия. Образ скупого в комедии Плавта "Клад"