Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:02, творческая работа
Творчество молодого Горького проникнуто грозовым дыханием эпохи. Революционная ситуация 90-х годов придавала ему особую значительность, усиливала его воздействие на демократические слои общества, обнажала революционный заряд в произведениях молодого писателя.
С первых своих шагов в литературе Горький неутомимо искал силы, способные освободить народ. Именно поэтому в основе его эстетической программы лежало страстное желание возбудить в людях действенное отношение к жизни.
Горький говорил впоследствии,
что босяки были для него
«необыкновенными людьми», потому
что они «люди «деклассирован
Такие герои Горького, как Коновалов,
Мальва, Челкаш, Орлов и другие, порывают
с обществом, глубоко чувствуя
несправедливость жизни. Тоска, смутные
искания, томящее душу беспокойство,
противодействие окружающему —
отличительные черты этих
«Босяцкую» тему писатель
План
Выход
>
<
Рисуя образы босяков, Горький
ясно видел, что они не герои
и лишь в редких случаях
«рыцари на час». Но в сопоставлении
с людьми «нищеватого, мещанского
типа» в босяке есть та «не
В рассказе «Челкаш»
Встреча с Гаврилой заставила
Челкаша вспомнить свое
План
Выход
>
<
Челкаш и Гаврила решаются
на воровство.
Во время воровской авантюры Гаврила переживает
панический страх перед незнакомой ему
стихией моря. Челкаш, напротив, испытывает
восторг перед могучей ширью морского
простора.
Он любуется картиной движения бесконечных
масс лилово-сизых облаков, вздымающихся
в небо из синей дали моря.
«— Хорошо море? — спросил Челкаш.
— Ничего! Только боязно в нем,— ответил
Гаврила...
— Боязно! Эка дура! — насмешливо проворчал
Челкаш». Он даже как-то забывает об «утилитарной»
цели поездки. Для него деньги — не цель,
а возможность «широко размахнуться»,
бросить вызов обществу, и его разгул чем-то
родствен морской стихии.
По-разному проявляют герои себя, обретя
деньги.
Челкаш готов тут же с
План
Выход
>
<
Драматизм столкновения между
Челкашом и Гаврилой все
План
Выход
>
<
Пути героев разошлись. Уходит
Челкаш, голова у него обвязана
тряпкой, покрасневшей от крови.
Он идет, пошатываясь, «тихо дергая
свой бурый ус». Посмотрев ему
вслед, отправляется в путь и
Гаврила. Исчезли мутные угрызения
совести, торжествует душа собственника.
Он «снял свой мокрый картуз,
перекрестился, посмотрел на деньги,
зажатые в ладони, спрятал их
за пазуху и широкими, твердыми
шагами пошел берегом в
В реалистических рассказах
В таких рассказах, как «Два босяка», «Мой
спутник», «Коновалов», «Бывшие люди»,
«Мальва», «Супруги Орловы», «Дед Архип
и Ленька», явно ощутимо стремление Горького
запечатлеть то характерное, что отличает
«отверженных» от сытого, самодовольного
мещанства, от собственников и накопителей.
План
Выход
>
<
Люди, выведенные в этих рассказах,
представляют собой галерею
Изображая этих, выброшенных на дно жизни
людей, Горький был далек от бытописательства,
он синтезировал, укрупнял черты характера,
который наблюдал в действительности.
Созданные им характеры несут в себе приметы
времени и общественных условий, при которых
они могли родиться.
Лучшими произведениями
План
Выход
>
<
Горький о действенной роли искусства в обычной жизни
Эта
позиция неоднократно и
План
Выход
>
<
Полемизируя с проповедниками
безыдейности, Горький в памфлете
«О черте» (1899) создает сатирические
образы писателей, не имеющих
принципов, готовых «быть женихами
на всех свадьбах и
Горький отвергал подобную
План
Выход
>
<
Горький раскрывает идейное
убожество декадентской поэзии,
которая отдает предпочтение
субъективизму или уводит
План
Выход
>
<
В ряде произведений, стремясь
ответить на вопрос, какая задача
стоит перед писателем, Горький
также активно выступал и
«Нынешние писатели... норовят обойтись
без такого центрального
План
Выход
>
<
В своем программном рассказе
«Читатель» (1898) Горький выступает
против бескрылого
Подобному взгляду на литературу Горький
противопоставляет задачу идейного воспитания
читателя.
План
Выход
>
<
«Цель литературы, — пишет он, — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди могли... одухотворить свою жизнь святым духом красоты».
С декадентами и натуралистами,
с поборниками теории «малых
дел» Горький полемизирует во
многих своих произведениях.
В частности, в сказе «О Чиже, который лгал,
и о Дятле — любителе истины» (1893) угадываются
настроения различных слоев тогдашней
интеллигенции, по-разному относившейся
к искусству.
План
Выход
>
<
Борясь против литературного
распада, против декадентства и
натурализма, Горький в литературно-
В борьбе с реакционной программой этих
течений Горький опирался на великие
завоевания русского реализма и революционно-демократической
критики. Он унаследовал от Белинского,
Чернышевского, Добролюбова их глубокий
патриотизм, беззаветную любовь к угнетенным
и обездоленным, их неукротимую веру в
свободолюбивый дух и творческие силы
русского народа, их убежденность, веру
в его историческое призвание.
План
Выход
>
<
По мнению Горького, писатель
— это учитель и вожак людей,
который указывает им путь
«к свету, к истине, красоте, к новой
жизни», это проповедник прогрессивных
общественных идеалов, глашатай
социальной правды. Он — активный
деятель, гражданин, глубоко переживающий
страдания народа, это борец за
его свободу и счастье. Горький
требовал от художника знания
запросов времени, тесного слияния
с жизнью, умения предчувствовать
будущее. Горький обрушивался на
писателей, сглаживающих общественные
противоречия, видящих в народе
пассивную, инертную массу, которая
способна вызвать лишь
Всякое стремление отвлечь
Горький своим творчеством
План
Выход
<