Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:02, творческая работа
Творчество молодого Горького проникнуто грозовым дыханием эпохи. Революционная ситуация 90-х годов придавала ему особую значительность, усиливала его воздействие на демократические слои общества, обнажала революционный заряд в произведениях молодого писателя.
С первых своих шагов в литературе Горький неутомимо искал силы, способные освободить народ. Именно поэтому в основе его эстетической программы лежало страстное желание возбудить в людях действенное отношение к жизни.
Выход
Реферат на тему
Раннее Творчество
Максима Горького
900igr.net
Выполнил студент ВСК группы П-112
Володин Артём
Выход
Писатель и время
Особенности романтизма
Пусть сильнее грянет буря!
Цикл Рассказов о босяках
Горький о действенной роли искусства в обычной жизни
план
Выход
Писатель и Время
Творчество молодого Горького
проникнуто грозовым дыханием
эпохи. Революционная ситуация 90-х
годов придавала ему особую
значительность, усиливала его воздействие
на демократические слои
С первых своих шагов в литературе Горький
неутомимо искал силы, способные освободить
народ. Именно поэтому в основе его эстетической
программы лежало страстное желание возбудить
в людях действенное отношение к жизни.
Ранняя героическая романтика Горького
пробуждала смелые, сильные, свободные
чувства и мысли, которые неизбежно сопутствуют
всякому революционному перевороту.
План
>
Выход
Постоянно подчеркивая свое
стремление «возбудить у
Это прекрасное свидетельство того, что
в основе как романтических, так и реалистических
произведений ощутима единая в своей основе
направленность борьбы с буржуазным порядком
во имя свободы человека. В реалистических
рассказах Горький показал конкретных
носителей социального зла и их жертвы,
вскрыл пороки общественного строя, основанного
на эксплуатации, а в романтических легендах
и сказаниях выразил устремленность в
светлое будущее, создал образы самоотверженных
борцов за идеалы свободы.
План
>
Выход
<
Близость и различие
Критически и творчески относясь к традициям
русской литературы, Горький использовал
в своем творчестве также опыт мировой
классики, в которой ему особенно близкими
были образы героических борцов за свободу,
беспокойных, мятежных протестантов.
В этом плане весьма знаменателен повышенный
интерес Горького к Пушкину, Лермонтову,
Байрону, Шиллеру.
Естественно, что подобное тяготение
к поэтам, воспевавшим вольнолюбивые
стремления человека, возникло у
Горького под воздействием
План
Выход
>
<
Но все же было бы
В этом разрезе приходится рассматривать
иные рассказы Горького о людях из народа,
некоторые рассказы о босяках. Люмпен-пролетариат,
взятый как социальная группа, никогда
не был положительным героем Горького
и не мог выражать его революционных надежд.
План
Выход
>
<
Особенности романтизма
Уже в первом рассказе
«Макар Чудра» герой его, старый
цыган, отрицает самые основы
такого существования, которое обрекает
человека на рабское
Старый цыган исповедует
жизнелюбивую философию
Дороже всего для него свобода. В подтверждение
своих взглядов Макар Чудра рассказывает
о любви двух молодых цыган. Прекрасная
Радда и мужественный Зобар сильно любят
друг друга, но стремятся сохранить свою
свободу. В ранних рассказах Горький не
дает портрета своих героев, а старается
подчеркнуть яркую внешность в целом,
намеренно гиперболизируя ее.
План
Выход
>
<
Вот Чудра описывает Лойку:
«Усы легли на плечи и смешались с кудрями,
очи, как ясные звезды, горят, а улыбка
— целое солнце, ей богу! Точно его ковали
из одного куска железа вместе с конем».
Такие краски сродни народному эпосу,
богатому сравнениями.
Иногда Горький использует другой художественный
прием. Он как бы прерывает повествование,
очарованный красотой героини, выражая
к ней свое отношение. Например, о внешности
Радды старый Чудра говорит так: «В ней,
этой Радде, словами и не опишешь ничего.
Может быть, ее красоту можно бы на скрипке
сыграть, да и то тому, кто эту скрипку,
как свою душу, знает».
План
Выход
>
<
«Валашская сказка» продолжает
тему возвышенной
Лучше смерть, чем рабство, утверждают
романтические герои Горького. Так, гибнет
юноша Марко («Легенда о Марко» явилась
составной частью сказки «О маленькой
фее и молодом чабане»). Однако эти трагические
концовки, по существу, оптимистичны, потому
что утверждают силу человеческой воли,
веру в человека, в его разум, неистребимую
жажду свободы. Человек здесь показан
не как побежденный, задавленный жизнью,
отказавшийся от борьбы, от деяния,— он
творец жизни, и сила его возвышенных,
великих чувств такова, что жизнь должна
восторжествовать и над смертью.
План
Выход
>
<
Горький говорил, что вряд ли
он что-либо напишет так
Изергиль рассказывает «проходящему»
не только две легенды, но и о своей жизни.
Вспоминая прошлое, она раскрывает, как
на исповеди, свою душу. Через все испытания,
радости и невзгоды Изергиль пронесла
и сохранила гордое стремление к свободе.
План
Выход
>
<
Героико-легендарные и
Еще во время общения с
рабочими тифлисских
Встречи и общение Горького
с революционными рабочими, а
также развернувшееся в 90-х годах
революционное движение
План
Выход
>
<
Пусть сильнее грянет буря!
Горький принимает активное
Важнейшим событием жизни и творчества
Горького этого нового периода является
его знакомство с Лениным.
Вспоминая прошлое, Горький писал:
«Подлинную революционность я
почувствовал именно в
Царское правительство
План
Выход
>
<
Огромный резонанс в обществе
получила «Песня о Буревестни
После напечатания горьковского произведения
один из цензоров сообщал, что Горького
стали называть не только «буревестником»,
но и «буреглашатаем», так как «он не только
возвещает о грядущей буре, но и зовет
бурю за собой».
План
Выход
>
<
Легендарные и героические
Горький принял эстафету от
революционеров-демократов 60-х годов,
ратовавших за освобождение
В раннем творчестве Горького
выделяют произведения роман
План
Выход
>
<
Чем привлекают Горького
В тяжелые годы детства
Обращение Горького к теме
босячества имело социальную
основу: в ту пору, когда Горький
писал свои рассказы о босяках,
в городах России скопилось
до пяти миллионов людей, не
имевших возможности найти
План
Выход
>
<
«Бродяжничество, нищенство и босячество
приняло по всей стране самые
неприкрытые формы. Сотни тысяч
людей условиями быта были
поставлены вне человеческих
жилищ... Во многих городах жилище
босякам заменяли склепы на
кладбищах, или они просто жили
«у генерала Лопухова», то есть
под лопухом в канаве. Явление
было до ужаса одинаковым па
огромном пространстве страны, хотя
люди назывались по-разному: голяки,
зимогоры, раклы посадские, жулябия,
жиганы, дикари, кадеты, ночные птицы,
мартышки, скакуны, галахи и т. д.—
некоторые их этих прозвищ
уже нуждаются в расшифровке
как древние письмена».
В рассказах о босяках Горький не только
обличил «благопристойное» общество,
но и отразил зревшие в народе чувства
и стремления, протест против лжи и фальши
современной жизни, хотя и показал, что
этот протест стихиен и не обретает четкие
формы сознания.
План
Выход
>
<