Раннее творчество Максима Горького

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:02, творческая работа

Краткое описание

Творчество молодого Горького проникнуто грозовым дыханием эпохи. Революционная ситуация 90-х годов придавала ему особую значительность, усиливала его воздействие на демократиче­ские слои общества, обнажала революционный заряд в произведениях молодого писателя.
С первых своих шагов в литературе Горький неутомимо искал силы, способные освободить народ. Именно поэтому в основе его эстетической программы лежало страстное желание возбудить в людях действенное отношение к жизни.

Файлы: 1 файл

Горький жизнь.ppt

— 1.60 Мб (Скачать)

         

 

Выход

 

Реферат на тему

Раннее Творчество 

Максима Горького

 

900igr.net

         

 

Выполнил студент ВСК  группы П-112

Володин Артём

 

 

 

Выход

         

 

 

 

 

 

 

Писатель  и время    

Особенности  романтизма    

Пусть  сильнее грянет буря!    

Цикл  Рассказов о босяках    

Горький  о действенной роли искусства  в обычной жизни 

 

план

 

Выход

         

 

Писатель и Время

Творчество молодого Горького  проникнуто грозовым дыханием  эпохи. Революционная ситуация 90-х  годов придавала ему особую  значительность, усиливала его воздействие  на демократиче­ские слои общества, обнажала революционный заряд  в произведениях молодого писателя. 
С первых своих шагов в литературе Горький неутомимо искал силы, способные освободить народ. Именно поэтому в основе его эстетической программы лежало страстное желание возбудить в людях действенное отношение к жизни. 
Ранняя героическая романтика Горького пробуждала смелые, сильные, свободные чувства и мысли, которые неизбежно сопутствуют всякому революционному перевороту. 

 

План

 

>

 

Выход

         

 

Постоянно подчеркивая свое  стремление «возбудить у читателя  более активное отношение к  действительности», Горький усиленно  работал и «в направлении критики  русской действительности». 
Это прекрасное свидетельство того, что в основе как романтических, так и реалистических произведений ощутима единая в своей основе направленность борьбы с буржуазным порядком во имя свободы человека. В реалистических рассказах Горький показал конкретных носителей социального зла и их жертвы, вскрыл пороки общественного строя, основанного на эксплуатации, а в романтических легендах и сказаниях выразил устремленность в светлое будущее, создал образы самоотверженных борцов за идеалы свободы.

 

План

 

>

 

Выход

 

<

         

 

Близость и различие романтического  и реалистического циклов в  раннем творчестве Горького связаны  с поиском нового положительного  героя и формированием нового  метода в литературе. 
 
Критически и творчески относясь к традициям русской литературы, Горький использовал в своем творчестве также опыт мировой классики, в которой ему особенно близкими были образы героических борцов за свободу, беспокойных, мятежных протестантов.  В этом плане весьма знаменателен повышенный интерес Горького к Пушкину, Лермонтову, Байрону, Шиллеру.

Естественно, что подобное тяготение  к поэтам, воспевавшим вольнолюбивые  стремления человека, возникло у  Горького под воздействием веяний  начавшегося в стране общественного  подъема.

 

План

 

Выход

 

>

 

<

         

 

Но все же было бы неправильным  утверждать, что уже в те годы  Горький находил в действительности  прототипы для своих положительных  героев. Он еще не имел реальной  возможности в 90-е годы воплотить  в обобщенном реалистическом  типе черты человека, только еще  выходившего на арену борьбы  за свободу. «Горький на заре  своей литературной деятельности,—  справедливо пишет Б. Михайловский,—  видел лишь положительные начала, пробивающиеся в той или иной  среде, находил лишь относительно, ограниченно положительных героев». 
В этом разрезе приходится рассматривать иные рассказы Горького о людях из народа, некоторые рассказы о босяках. Люмпен-пролетариат, взятый как социальная группа, никогда не был положительным героем Горького и не мог выражать его революционных надежд.

 

План

 

Выход

 

>

 

<

         

 

Особенности романтизма

Уже в первом рассказе  «Макар Чудра» герой его, старый  цыган, отрицает самые основы  такого существования, которое обрекает  человека на рабское прозябание. «Что ж,— он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю  да и умереть, не успев даже  могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная  понятна? Говор морской волны  веселит ему сердце? Он раб  — как только родился, всю жизнь  раб, и вес тут! Что он с собой  может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного». 

Старый цыган исповедует  жизнелюбивую философию свободы  и счастья; активная натура, он  не принимает проповеди смиренной  христианской морали. 
Дороже всего для него свобода. В подтверждение своих взглядов Макар Чудра рассказывает о любви двух молодых цыган. Прекрасная Радда и мужественный Зобар сильно любят друг друга, но стремятся сохранить свою свободу. В ранних рассказах Горький не дает портрета своих героев, а старается подчеркнуть яркую внешность в целом, намеренно гиперболизируя ее.

 

План

 

Выход

 

>

 

<

         

 

Вот Чудра описывает Лойку: 
«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем». 
Такие краски сродни народному эпосу, богатому сравнениями. 
Иногда Горький использует другой художественный прием. Он как бы прерывает повествование, очарованный красотой героини, выражая к ней свое отношение. Например, о внешности Радды старый Чудра говорит так: «В ней, этой Радде, словами и не опишешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». 
 

 

План

 

Выход

 

>

 

<

         

 

«Валашская сказка» продолжает  тему возвышенной романтической  любви. Фея и чабан горячо любят  друг друга, но фея полностью  отдается своему чувству, в то  время как чабан не может  принести  в жертву любви свободу, властный голос которой зовет  его. 
Лучше смерть, чем рабство, утверждают романтические герои Горького. Так, гибнет юноша Марко («Легенда о Марко» явилась составной частью сказки «О маленькой фее и молодом чабане»). Однако эти трагические концовки, по существу, оптимистичны, потому что утверждают силу человеческой воли, веру в человека, в его разум, неистребимую жажду свободы. Человек здесь показан не как побежденный, задавленный жизнью, отказавшийся от борьбы, от деяния,— он творец жизни, и сила его возвышенных, великих чувств такова, что жизнь должна восторжествовать и над смертью. 
 

 

План

 

Выход

 

>

 

<

         

 

Горький говорил, что вряд ли  он что-либо напишет так стройно  и красиво, как рассказ «Старуха  Изергиль». По художественному совершенству  этот рассказ — один из лучших  произведений писателя. По поэтическому  звучанию, по художественному колориту  он наиболее близок рассказу  «Макар Чудра». Однако и художествен­но  и идейно рассказ «Старуха  Изергиль» более значителен и  позволяет говорить о последующем  творческом развитии писателя. 
Изергиль рассказывает «проходящему» не только две легенды, но и о своей жизни. Вспоминая прошлое, она раскрывает, как на исповеди, свою душу. Через все испытания, радости и невзгоды Изергиль пронесла и сохранила гордое стремление к свободе. 
 

 

План

 

Выход

 

>

 

<

         

 

Героико-легендарные и аллегорические  образы в творчестве  Горького  объективно отражали важнейшие  исторические процессы. Они выражали  реальную, зревшую в гуще народных  масс идею революционного уничтожения  самодержавно-капиталистического строя  в стране. Горький видел страдания  народа, находившегося в царской  России в условиях «всякого  рода гнета». Он в то же время  наблюдал, как росла сила народного  сопротивления, особенно в среде  пролетариата, который в 90-е годы  провел уже ряд крупных политических  стачек и демонстраций.

 

Еще во время общения с  рабочими тифлисских железнодорожных  мастерских — в 1891 — 1892 годах  — у Горького сложился твердый  взгляд на рабочих как на  нравственно благородных людей, смелых, мужественных, бес­страшных  в борьбе. Горький знал среди  них людей, жизненные интересы  которых простирались дальше  забот о личной сытости.

 

Встречи и общение Горького  с революционными рабочими, а  также развернувшееся в 90-х годах  революционное движение пролетариата  стали истоком того героического  оптимизма, который нашел художественное  выражение в бессмертных образах  его первых романтических произведений.  

 

План

 

Выход

 

>

 

<

         

 

Пусть сильнее грянет буря!

 
Горький принимает активное участие  в революционных событиях. С 1902 года  он становится не только читателем, но и горячим сторонником большевистской  газеты «Искра». На страницах  «Искры» Горький нашел ту «стройную  я ясную мысль», поисками которой  отмечено все его раннее творчество, мысль, которая глубоко вошла  в созна­ние писателя и определила  направление его последующей  литера­турной деятельности. 
Важнейшим событием жизни и творчества Горького этого но­вого периода является его знакомство с Лениным. 
Вспоминая прошлое, Горький писал:

«Подлинную революцион­ность я  почувствовал именно в большевиках, в статьях Ленина, в речах и  в работе интеллигентов, которые  шли за ним. К ним я и «примазался»  еще в 1903 г.». 

Царское правительство преследовало  Горького за его литера­турно-общественную  деятельность. Его имя стало символом  грядущей революционной бури. 

 

План

 

Выход

 

>

 

<

         

 

Огромный резонанс в обществе  получила «Песня о Буревестни­ке» (1901). В ней с необычайной силой  выражено предчувствие назревающей  революции. В гордом Буревестнике  воплощены «сила гнева, пламя  страсти и уверенность в победе»  — чувства, вдохнов­лявшие пролетарских  революционеров. Буревестник — символ  близкой победы, «пророк победы». 
После напечатания горьковского произведения один из цензоров сообщал, что Горького стали называть не только «буревестником», но и «буреглашатаем», так как «он не только возвещает о грядущей буре, но и зовет бурю за собой».

 

План

 

Выход

 

>

 

<

         

 

Легендарные и героические образы  Горького — это гордые, сильные  и цельные натуры, с волевым  характером, отвергающие рабскую  приниженность, смирение и кротость. Это образы, зовущие к борьбе, к жизни прекрасной и свобод­ной. Легендарно-романтические рассказы  Горького утверждают ве­ру в  человека, в его разум. Человек  показан в них не как побеж­денный, подавленный жизнью, отказавшийся  от борьбы, от деяния; он — творец  жизни, и сила его возвышенных  чувств такова, что она должна  восторжествовать над силами  зла и мрака. 

Горький принял эстафету от  революционеров-демократов 60-х годов, ратовавших за освобождение человеческой  личности. В новых исторических  условиях он горячо выступил  в защиту трудово­го человека. В преддверии первой русской  революции Горький создал свое  программное произведение «Человек». 

В раннем творчестве Горького  выделяют произведения роман­тические  и реалистические, к созданию  тех и других побудила начинающего  писателя сама жизнь.

 

 

 

План

 

Выход

 

>

 

<

         

 

Чем привлекают Горького босяки?

 
В тяжелые годы детства Горький  на себе испытал все ужасы  звериного мещанского быта, да  и долгие годы скитаний обогатили  будущего писателя разнообразным  материалом о жизни уездной, мещанской  России. Он всей душой возненавидел  «эту комариную жизнь обыкновенных  людей, похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного  года». С ранних лет Горький  тянулся к тому, что не укладывалось  в рамки ненавистного ему мещанского  мира. Он нередко приходил к  выводу, что презираемые мещанами  люди были в действительности  умнее и благороднее добропорядочных  мещан. 

Обращение Горького к теме  босячества имело социальную  осно­ву: в ту пору, когда Горький  писал свои рассказы о босяках, в городах России скопилось  до пяти миллионов людей, не  имевших возможности найти применение  своим силам,— это были преимущественно  разорившиеся крестьяне.

 

 

План

 

Выход

 

>

 

<

         

 

«Бродяжничество, нищенство и босячество  приняло по всей стране самые  неприкрытые формы. Сотни тысяч  людей условиями быта были  поставлены вне человеческих  жилищ... Во многих горо­дах жилище  босякам заменяли склепы на  кладбищах, или они про­сто жили  «у генерала Лопухова», то есть  под лопухом в канаве. Явление  было до ужаса одинаковым па  огромном пространстве страны, хотя  люди назывались по-разному: голяки, зимогоры, раклы посадские, жулябия, жиганы, дикари, кадеты, ночные птицы, мартышки, скакуны, галахи и т. д.—  некоторые их этих прозвищ  уже нуждаются в расшифровке  как древние письмена». 
В рассказах о босяках Горький не только обличил «благопри­стойное» общество, но и отразил зревшие в народе чувства и стремления, протест против лжи и фальши современной жизни, хотя и показал, что этот протест стихиен и не обретает четкие формы сознания. 

 

План

 

Выход

 

>

 

<

         

 

Информация о работе Раннее творчество Максима Горького