Понятие о лирике как роде литературы. Анализ трех стихотворений Цветаевой

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).
Эпос – подробный рассказ о предмете, событиях, с ним связанных, эпохе, которой принадлежит этот предмет. Основной тип речи – повествование.

Оглавление

Введение. 2
1. Понятие «лирика». Лирика как род литературы. 3
2. Жанры лирики. 4
3. Анализ стихотворений М.И. Цветаевой. 7
3.1 Краткая биография М.И. Цветаевой. 7
3.2. Анализ стихотворений 8
3.2.1. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, 8
3.2.2. Стихи растут, как звезды и как розы, Как красота - ненужная в семье. А на венцы и на апофеозы - Один ответ: - Откуда мне сие? 9
3.2.3. В сиром воздухе загробном – 10
Заключение. 12
Список использованной литературы: 13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Цветаева.doc

— 83.00 Кб (Скачать)
Тверской  государственный  университет
Понятие о лирике как роде литературы. Анализ трех стихотворений Цветаевой.
Контрольная работа по введению в литературоведение

Студентки 11 группы заочного отделения

Филологического факультета.

Микляевой Е. Ю.

Специальность «Филология».

 
 
 
 
2011 г.
 

 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

   Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

   Эпос  – подробный рассказ о предмете, событиях, с ним связанных, эпохе, которой принадлежит этот предмет. Основной тип речи – повествование.

   Драма – изображение предмета в действии, представление его в окружении других явлений. Лирика же – это отображение не столько предмета, сколько тех чувств, переживаний и впечатлений, которые он производит.

   Лирика  – род литературы, отображающий жизнь через личные переживания  человека, его чувства и мысли.

   Для удобства рассмотрения основных отличий можно привести следующую таблицу:

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование)  
 
рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.
(греч. - действие)  
 
изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.
(от названия муз.  инструмента)  
 
переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.
 
 
 
    1. Понятие «лирика». Лирика как  род литературы.
 

      Для этого  рода литературы свойственно скорее позитивное, светлое отношение к происходящему, чем негативное, скептическое.  И хотя многие лирические произведения написаны на минорный лад, общее впечатление все равно настраивает читателя на, так называемою, «светлую грусть», заставляет задуматься, размышлять о прочитанном.

      Главным персонажем лирических произведений является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени писатель ведет повествование, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Основное отличие, например, эпического героя от лирического в том, что эпический герой является главным участником происходящих событий, но при этом слабо раскрывает свой внутренний мир. Лирический же герой может не быть главным действующим лицом, но остро сопереживает происходящим событиям.

      Хотя  основной акцент в лирическом произведении приходится на переживания человека, лирика отображает не столько психологию человека, сколько его отношение к происходящему. Также для лирики свойственны поэтические, художественные описания природы, религии, быта и т.п.

      В основном, лирические произведения не большие  по объему и изобилуют различными художественными приемами: метафорами, эпитетами и т.д. 
     
     
     
     
     
     

    1. Жанры лирики.
 

      Каждый  род литературы подразделяется на жанры. Жанр - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

      К лирическим жанрам относят следующие:

      Ода (греч. "Песнь") - монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть.

      Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера.

      Элегия (фригийск. "тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

      Эпиграмма (греч. "надпись") - небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально в древности эпиграммами называли надписи на бытовых предметах, надгробиях и статуях. Впоследствии содержание эпиграмм изменилось.

      Эпистола, или послание - стихотворение, содержание которого можно определить как "письмо в стихах". Жанр также пришел из античной лирики.

      Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами.

      В школьном литературоведении называется такой  жанр лирики, как лирическое стихотворение. В классическом литературоведении такого жанра не существует. В школьную программу его ввели для некоторого упрощения сложной системы лирических жанров: если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение. В этом случае следует обращать внимание на индивидуальные особенности стихотворения: специфику формы, тему, образ лирического героя, настроение и т.д. Так, к лирическим стихотворениям (в школьном понимании) следует относить стихотворения Маяковского, Цветаевой, Блока и др. Под это определение подпадает почти вся лирика ХХ века, если авторы специально не оговорили жанр произведений.

      Сатира (лат. "смесь, всякая всячина") - как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния. Сатира в античности в римской литературе (сатиры Ювенала, Марциала и др.). Новое развитие жанр получил в литературе классицизма. Содержанию сатиры характерны ироническая интонация, аллегоричность, эзопов язык, нередко используется прием "говорящих имен".

      Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического и т.д. характера. Баллада возникла в древности (предполагают, в раннем средневековье) как фольклорный ритуальный танцевально-песенный жанр, и этим обусловлены ее жанровые черты: строгий ритм, сюжетность (в древних балладах рассказывалось о героях и богах), наличие повторов (повторялись целые строки или отдельные слова как самостоятельная строфа), называемых рефреном. В XVIII веке баллада стала одним из самых любимых поэтических жанров литературы романтизма. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Анализ  стихотворений М.И. Цветаевой.
    1. Краткая биография М.И. Цветаевой.

    Родилась 26 сентября (8 октября) 1892, в московской семье. Отец - И. В. Цветаев - профессор-искусствовед, основатель Московского музея изобразительных  искусств имени А. С. Пушкина, мать - М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица  А. Г. Рубинштейна, дед сводных сестры и брата - историк Д. И. Иловайский. В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне. 
      Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на её раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве "Мусагет". Не менее существенное воздействие оказали поэтический и художественный мир дома М. А. Волошина в Крыму (Цветаева гостила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917).  
       Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл "Лебединый стан"). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 - Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики.  
        Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия.        В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания (в новаторской поэтической технике Цветаевой усматривали самоцель), успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930-х гг. 
      В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации в г. Елабуга, ныне Татарстан, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей. 
             31 августа 1941 покончила жизнь самоубийством.

    3.2. Анализ стихотворений

    3.2.1. Моим стихам, написанным так рано, 
    Что и не знала я, что я - поэт, 
    Сорвавшимся, как брызги из фонтана, 
    Как искры из ракет,

    Ворвавшимся, как маленькие черти, 
    В святилище, где сон и фимиам, 
    Моим стихам о юности и смерти, 
    - Нечитанным стихам! –

    Разбросанным  в пыли по магазинам 
    (Где их никто не брал и не берет!), 
    Моим стихам, как драгоценным винам, 
    Настанет свой черед
     

   Это стихотворение  было написано в мае 1913г.  в Коктебеле. Этот период для Цветаевой был весьма насыщенным и творческим. В этом году она выпускает новый сборник из двух книг и начинает подготовку третьего. Возможно, именно на этой волне был написан этот стих. Не зря ведь примерно в это же время Марина Ивановна написала в дневнике В своих стихах я уверена непоколебимо”. 

   Произведение  изобилует сильными сравнениями, что  не мешает легкости восприятия. Цветаева выбирает образы, которые подчеркивают подвижность, неустойчивость стихов - и в то же время помещает их в царство покоя и бездвижности - "святилище", "пыльные магазины".

   Общее настроение  складывается весьма озорное («брызги из фонтана», «маленькие черти»). Но к концу произведения эмоции постепенно переходят в более спокойные тона («в пыли по магазинам», «никто не брал и не берет») и заканчивается стих спокойной уверенностью автора в том, что даже ее ранние стихи обретут известность и будут оценены по достоинству. Несмотря на энергичность описательных моментов, этот стих-предложение заканчивается не восклицательным знаком, что можно было бы ожидать, а точкой, что доказывает предыдущий тезис. Именно последние две строки отображают истинное отношение Цветаевой к своему творчеству на тот момент. Стихи из «маленьких чертей» превращаются в «драгоценные вина».  Возможно, этим поэтесса хотела сказать, что им еще не время и ее читатель еще не готов к их восприятию.

    3.2.2. Стихи растут, как звезды и как розы, 
    Как красота - ненужная в семье. 
    А на венцы и на апофеозы - 
    Один ответ: - Откуда мне сие?

    Мы спим - и  вот, сквозь каменные плиты, 
    Небесный гость в четыре лепестка. 
    О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты 
    Закон звезды и формула цветка.

    Произведение написано в августе 1918 г. В это время Цветаева с малолетними детьми находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии находиться с семьей  в Москве. Несмотря на тяжелую обстановку, к своему творчеству поэтесса по-прежнему относится трепетно и с восхищением. Сравнивая стихи с розами и звездами, открыто называя их красотой, Марина Ивановна не оставляет место сомнениям в необходимости стихов и поэзии. В тоже время слова «как красота – ненужная в семье» показывают, что возможно автор считает стихосложение малополезным занятием, но от этого не менее необходимым для ее личности и, если можно так выразиться, души.

Информация о работе Понятие о лирике как роде литературы. Анализ трех стихотворений Цветаевой