Политика как искусство речи и политическая риторика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:49, доклад

Краткое описание

Политическая риторика — один из видов ораторского искусства. Развитие его тесно связано с развитием демократических учреждений; оно возникает там, где народные массы начинают принимать участие в государственных делах, и следовательно, лица, желающие влиять на ход государственных дел, должны обладать искусством убеждения.

Файлы: 1 файл

Политика как искусство речи и политическая риторика.docx

— 26.17 Кб (Скачать)

 

Поэтому будем размышлять о достоинствах и недостатках  и той, и другой форм речи: устная речь обеспечивает непосредственный контакт  со слушателем, она эмоциональна, действует  всеми достоинствами произношения в момент речи. Но письменная речь дает возможность подумать прежде, чем  написать, развернуть повествование  и только письменная речь создала  для человечества литературный язык, т.е. язык, выраженный «литерами» (буквами). Ярко выраженное предпочтение в современной  культуре (особенно массовой) устному  слову опасно, ибо оно близко к  умению «болтать» без опоры на культурно значимые тексты. Считаться  с изменяющимся характером аудитории  придется, но зрелый оратор должен знать, что весь опыт риторического образования  рекомендует чтение образцовых авторов, регулярную тренировку в письменной речи, которая только и оттачивает стиль речи оратора в целом.

 

В цитированном выше учебнике «Политология» сказано: «Политика  не сводится к деятельности, а есть скорее отношения между людьми» [Горелов 2002: 6], а отношения между  людьми являются отношениями прежде всего речевыми, поскольку человек  – существо «словесное» и социализация человека происходит прежде всего через  языковое общение. Неслучайно А.А. Горелов  пишет о том, что политика как  искусство управления имеет веские исторические основания», а затем  проводит аналогию с «риторикой как  искусством красноречия» [Там же: 7].

 

Филолог, академик РАО Ю.В. Рождественский определяет политику как  «деятельность по текущему управлению жизнью общества в целом и его  частей, а также деятельность различных  общественных групп (больших или  малых, вплоть до отдельного человека), определяющая их участие (прямое или  косвенное, непосредственное или опосредственное) в управлении обществом» [Рождественский 2002: 70]. Очевидно, что управление обществом  осуществляется прежде всего речевыми и, шире, семиотическими (т.е. другими  знаковыми) средствами. Поэтому целью  политической риторики является изучение способов и приемов речевого управления обществом.

 

Итак, если политика определяется обычно как искусство управления государством, то целью политики следует  признать благоденствие гражданского общества, а средством к достижению становится разумное управление, осуществляемое с помощью речи. Политическая деятельность происходит в обстановке столкновения идей, борьбы мнений и взглядов, столкновения человеческих характеров, интересов  разных групп людей. При том, что  целью политики является «единение  народа», реально политик существует в условиях жесткой политической борьбы. Политическая борьба, как определяет ее Ю.В. Рождественский, есть «общественная  деятельность по распространению своих  и опровержению чужих идей; ведется  словесными и всеми иными семиотическими средствами» [Рождественский 2002: 70].

 

Современное общество отличается исключительно разветвленной системой форм политической борьбы и, следовательно, политической речи. Мы вступили в эпоху  постиндустриального информационного  общества, в котором необходимо владеть  не только формой устного публичного выступления, традиционной для античного  общества и едва ли не единственно  описанной, но всеми формами устного  политического диалога, письменно-документальной пропаганды, рекламных кампаний в  СМИ и т.д. Современная политическая риторика достаточно близка к тому, что названо «связями с общественностью» (только в политической сфере), поскольку  связи с общественностью ставят целью продвижение в обществе собственных идей, проектов, популяризации  кандидатов и т.д.

 

В условиях политической борьбы цель любого политика – добиться влияния  в обществе, утверждения своих  принципов управления государством, которые являются отражением определенных идеологическо-философских взглядов данного человека. Если цель политика только власть, очевидно, что, получив  желаемое, он не будет размышлять над  категориями общественного блага, хотя для общественности и может  создаваться видимость такого размышления. Существенен вопрос о том, этична ли фигура политика сама по себе. Только изуверившись в нравственности современного человека, можно давать на этот вопрос отрицательный ответ.

 

Какими бы отрицательными примерами ни была наполнена политическая история человечества, всегда находятся  альтернативные положительные примеры. И дело как в научной объективности  взгляда на деятельность политика, так и в умонастроении данной эпохи. Существуют нравственно-этические  аспекты политики. На обывательско-вульгарном уровне они выражаются отрицательным  тезисом: «политика – грязное  дело». Однако очевидно, что и без  альтернативной точки зрения («политика  может и должна быть чистым делом  и честным словом») вовсе не имеет  смысла говорить об этом предмете и  им заниматься. Данный спор может быть разрешен и с позиции риторики. Это решение состоит в следующем.

 

В политической риторике учитываются  интересы сторон, поскольку политический мир разделен интересами государств, партий, классов, сословий, конкретных людей. «Нравственно» оправданной  считается та позиция, которая полезна  данной стороне. Известно, что обоснование  позиций совершается часто эристическими  средствами, но проверку эти аргументы  проходят все-таки в исторической оценке общечеловеческими законами этики  и нравственности. Задача корректного  политика состоит в том, чтобы, защищая  и отстаивая свои интересы, не нарушить законов общечеловеческой морали. Так, на политика не может не распространяться золотое правило духовной морали: «Не желай другому (государству, партии, сословию, человеку) того, чего ты не желаешь самому себе». Если политик  способен соединить отстаивание  собственных интересов с общечеловеческими  нравственными ценностями, то такой  политик получает одобрение потомков.

 

Существует ли идеал политика в действительности, как и политик, идеально владеющий речью? Скорее нет, чем да, поскольку, кроме того, что  всякий политик получает разнообразные  оценки, следует сказать о том, что всякий человек ошибается и в деятельности любого политика можно найти к чему «прицепиться». Иначе говоря, вследствие конфликта сторон реальный политик всегда будет судим с противоположных позиций. Но если политик целями своей деятельности оказался способен «объединить весь народ» (И.А. Ильин) для решения исторических задач, то он может стать образцом или положительным историческим примером, прецедентом деятельности для будущих поколений. Таким образом, идеала нет, но существуют образцы, примеры, прецеденты деятельности, к опыту которых и следует обращаться для того, чтобы приготовить себя к политической жизни (борьбе, работе), которая ведется речевыми средствами.

 

Если нельзя указать на идеального политика, то можно, тем  не менее, выстраивать некоторый  научно-теоретический идеал, т.е. говорить о качествах личности и моделях  поведения (в том числе речевого), которые желательны для политика, хотя это будет некий аналог «утопии» как для государства, так и  для человека-политика.

 

Требования, предъявляемые  к личности политика, касаются нравственно-этических  качеств, соответствующих в риторике понятию «ораторские нравы». Затем  следует переход к качествам  речи, которые могут быть описаны  как прецеденты культуры и проиллюстрированы  в конкретном речевом творчестве настоящего времени. Эти требования позволяют описать принципы формирования образа ритора – совокупности внутренних и внешних качеств личности оратора, находящих выражение в речи. Более  подробно скажем об этом в соответствующей  главе.

 

Всякий политик – прежде всего ритор (оратор и писатель), занимающий определенную позицию и  отстаивающий ее в словесных единоборствах. Своей речевой деятельностью  политик создает определенный образ, который бывает более или менее  убедителен для тех, с кем он общается. Иногда этот оратор молчит или «берет паузу», просто предпочитая не выступать, поскольку в политической риторике нет ничего значимее вовремя сказанного слова. Но пауза означает лишь выжидание  для осуществления очередного речевого действия или удара. «Вовремя сказать, вовремя и промолчать», – таков  принцип поведения, но нет политиков  бессловесных, и умение владеть речью, рассчитывать свои мысли и слова, формировать через стиль речи стиль общественной жизни – задача настоящего политика-оратора.

 Итак, политическая риторика  – наука о специфике, правилах  и законах речевой деятельности  в области политики как сферы  управления обществом. Политическая 

 

 

[i] Статья представляет  собой переработку вступительных  глав к книге «Выборы» (М., 2007), где автором написана теоретическая  часть «Политическая риторика: наука  – практика – обучение».

 

 

 © Все права защищены http://www.portal-slovo.ru


Информация о работе Политика как искусство речи и политическая риторика