Поэтика романа: «Преступление и наказание», анализ романа

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне после отмены крепостного права в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать. Выход из этого положения Достоевский видел не в революции свергающей самодержавие России, а в развитии и совершенствовании духовного мира русского народа через

Файлы: 1 файл

Поэтика романа.docx

— 44.42 Кб (Скачать)

«Преступление и наказание», анализ романа

 

Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с  политическими преступниками, но и  с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории  и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский  пришел к выводу, что в большинстве  своем преступления были совершены  на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне  после отмены крепостного права  в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли  в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать. Выход из этого положения Достоевский  видел не в революции свергающей самодержавие России, а в развитии и совершенствовании духовного  мира русского народа через христианскую мораль. Но преступность росла не только на почве экономического упадка, новые  философские учения также способствовали этому.

Ф. Ницше  стал основателем одного из таких  молодых учений в Европе, он выдвигал идею «сильной личности и ее роли в  истории», это люди завоеватели, они  управляют толпой, распоряжаются  чужими жизнями и будущим мира.

Эти идеи не оставили равнодушной и Россию. Герой романа «Преступление и  наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине  своей нищеты, но и по идейным  соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Своим решением об убийстве старухи Родион пытается проверить, к какой группе людей он относится. Раскольников был  довольно таки талантливым, умным и  гордым молодым человеком, но, к сожалению, он не мог реализовать свои честолюбивые мечты из-за бедности. Бедность отражается на всей его жизни. Сестра Родиона, из-за бедности вышла замуж за ужасного человека. Бедность завела Мармеладова, отца Сонечки, титулярного советника, которого сократили, в пьянство и  полное падение, как личности и в  итоге привело к смерти. Бедность заставила Сонечку Мармеладову  пойти на панель, что бы прокормить себя и семью.

Но  к философским суждениям Ницше  Родион добавил и свое мировоззрение. Он считал, что если сильная личность убила ничтожество, которое не несло  никому пользы, она тем самым сделала  всех счастливыми. Такое убийство в  восприятии Раскольникова не есть ни преступление, ни грех, тем более. Так  он рассуждал, когда убивал старуху  процентщицу, собирался помочь ее деньгами, которые были нажиты на чужом горе, таким же обездоленным, как и он. Однако, когда преступление было совершено и руки Родиона оказались «в крови», он не смог использовать награбленные деньги, не только его совесть была настолько чувствительной, что он не мог руками «убийцы» обнять мать и сестру. Его снедает совесть, она ассоциируется у Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой. Сонечка находиться в таком же тяжелом положении, как и он, но сердце ее не ожесточилось, не очерствело, не озлобилось на мир. Девушка живет благодаря своей непоколебимой вере в Бога и надежде на Его справедливость. Соня была первой, кому Родион признался в преступлении, и от кого он ждал моральной поддержки и понимания.

Сонечка советовала Родиону покаяться, что  бы облегчить свои страдания, рассказать всем людям о том, что он совершил, но он ее не послушал и пошел сознаваться  о содеянном властям и попал на каторгу. Соню и Раскольникова объединяло то, что оба они были глубоко несчастны, они загубили свои души, но если Соня руководствовалась глубоко моральными побуждениями, она хотела помочь своим близким выжить, то Родион совершил преступление ради идеи.

На  каторге постепенно, благодаря Соне, с Родионом происходит духовное возрождение  – меняются его жизненные принципы.

Этим  роман Достоевский показывает, что  счастья можно достичь лишь благодаря  доброте и всепрощению. Здесь  четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро  и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

 

 

 

 

Тихий Дон. Поэтика  романа

 

Видение мира автора романа "Тихий Дон" содержится, прежде всего, в стиле. Писателя отличает яркость воссоздания характеров. Но герои и способ изображения  героев различаются. Шолохов обращает внимание на физические стороны мира в героях – жизнь природы, пластика человеческого тела. Внутреннее, душевное в начале романа воспринимается через черты мира без обнажения внутреннего мира. Писатель предлагает зрительные образные описания прямой авторской оценки. Переживания героев в романе материализуются. Любые, даже незначительные персонажи имеют характерные черты. Акцент делается на темпераменте человека. Достойный ученик Толстого, Шолохов каждого из своих героев наделил повторяющейся деталью («коршунячий» нос Григория, «огнистые» глаза Аксиньи, «вечно смеющиеся глаза» Чубатого и т.д.). Все переживания любви, измены, ревности даются в романе через внешние мизансцены. Так, «Степан бледнел, рвал с груди пиявок, давил их ногою. Его белеющие губы жались в комок».

И при  всей близости автора к слову героя, авторский кругозор выходит за пределы  казачьего мира. В романе много  тончайших картин состояния бытия. Герои, охваченные чувством, часто не замечают того, что видит автор. Это  свидетельствует об эпопейном мышлении автора. Мир в романе изображается через детали. Большую роль играют визуальные образы, нередко образующие целые полотна, например массовые сцены.

Сосредоточенность на феноменальности мира в романе связана с отвержением религиозно-символического двоемирия. Целостность и материальность мира воплощается через органы чувств. Большую роль в восприятии героев различных явлений жизни играют запахи, что связано с изображаемым миром. Казачий быт более близок к природе. В любви героев преобладают животные начала, в том числе и запах любимого человека. Запахи в романе передают все стороны жизни: от цветения до разложения. Автор детально изображает гибель человеческой плоти, но ничего подобного нет в изображении животного мира. Таким образом писатель стремился донести до читателя мысль о ненормальности бытия, в частности о разрушении, которое несет любая война.

За  материальностью повествования  скрывается народное мироощущение, в  котором тело и дух неотделимы друг от друга. Сама художественность повествования адекватна изображению  жизни. Все образные средства заимствованы автором из народной жизни, из природы, казачьего быта: «Огрубело сердце, будто солончак в засуху»... Пейзажи  дают богатый материал для наблюдения за языком писателя. Истоки этого языка  в народной речи, в том числе  и в устном народном творчестве, свидетельством чего могут служить  включенные в текст фольклорные  элементы: пословицы и поговорки, стилистические фигуры (инверсии и повторы) и устойчивые образы, характерные для поэтики фольклора. Образный строй шолоховской речи со свойственным ему очеловечиванием природы (антропоморфизмом) также имеет народно-поэтическую основу.

Мастерство  автора "Тихого Дона" заключается, прежде всего, в тщательном отборе диалектных слов и выражений, что придает  тексту неповторимый колорит и в  то же время не затрудняет чтение, даже если читатель не знаком с особенностями  казачьего говора. Причем в авторской  речи фольклорные заимствования  и диалектизмы гармонично сочетаются с книжной лексикой, что позволяет  писателю выразить народный тип сознания и одновременно провести границу  между точкой зрения персонажа и  взглядом автора.

 

 

 

Поэтика романа «Ярмарка тщеславия»

 

Одним из самых известных  имен, как в английской, так и  в мировой литературе является имя  Уильяма Теккерея. Самое известное  его произведение - «Ярмарка тщеславия» (1848; в прежних русских переводах  заглавие передано более точно —  «Базар житейской суеты») обращено к прошлому, хотя и близкому: действие происходит в годы наполеоновских войн. Создатель романа заимствовал название у писателя XVII в. Джона Бэньяна, который в своей аллегории «Путь паломника» изобразил, как герой во время странствия в Град Спасения попадает на «ярмарку житейской суеты», где можно приобрести все, что угодно: дома, земли, титулы, жен, мужей. Когда Теккерей приступал к работе над «Ярмаркой тщеславия», он был известен только в кругу профессионалов-литераторов, после же публикации романа он выдвинулся в первый ряд современных писателей и стал соперником самого Диккенса. Вероятно, Теккерей сознавал, что совершает серьезный и важный шаг: «Ярмарка» — первое произведение, которое он подписал своим именем. Воссоздавая судьбы двух подруг по пансиону, принадлежащих к разным социальным слоям, Теккерей добился органического соотнесения частной и исторической жизни: почти не соприкасаясь впрямую, они постоянно оттесняют друг друга. Роман, представляющий собой достоверную картину английского общества изображаемого времени, затрагивает сложную этическую проблематику. Она связана с духовным самоопределением личности в условиях, когда доминирует все «суетное, злонравное, сумасбродное, полное фальши и притворства». Это произведение стало вершиной творчества писателя. «Ярмарка тщеславия» вобрала в себя все то, что было создано Теккереем-художником за десять предшествующих лет, продолжила то, что было намечено в «Книге снобов».

Предисловие романа озаглавлено  «Перед занавесом». Это вводная картина, как бы подготавливающая к тому, о чем будет далее рассказ  в произведении. В прологе мир  представляется как Ярмарка, на которой  в балагане и разыгрывается представление, занимающее основное место в романе. Это, по сути, и есть «Ярмарка тщеславия». Кукольник созывает зрителей, представляя  им некоторых кукол: Ребекку, Эмилию, Доббина, Родона, Джорджа, Джона, Джозефа… Как заправский зазывала он приглашает людей посмотреть все: «кровопролитные сражения, величественные и пышные карусели, сцены из великосветской жизни, а также из жизни очень скромных людей, любовные эпизоды для чувствительных сердец, а также комические, в легком жанре».

Как подчеркивает Вахрушев В. С., принцип театрализации красной  нитью проходит через весь роман. Перед глазами читателя раскрывается тот факт, что герои, действовавшие в «Ярмарке тщеславия», это всего лишь куклы, марионетки, которыми руководит кукольник, дергая за ниточки тщеславия. Они же думают, что действуют абсолютно автономно. Например, Ребекка даже вообразила себя Кукольником, разыгрывая куклами смешные сценки перед зрителями, умело играя на чувствах людей, на их слабостях для достижения цели. Бекки, как известно, чувствуя всю пустоту светского общества, однажды сама признаётся своему мужу, что самым уместным для неё было бы «надеть усыпанный блёстками костюм и танцевать на ярмарке». Она всю жизнь ведёт сложную игру с окружающими и с собой, лицемерит и играет разные роли смотря по обстоятельствам: «Когда на неё нападали, Бекки ловко принимала вид застенчивой простушки и под этой маской была особенно опасна». «Какое бесстыдство проявляет эта женщина», - говорили одни... «Что за честное и добродушное существо!» - говорили другие. «Какая хитрая кривляка!» - говорили третьи. Все они, вероятно, были правы».

Как видим, принцип театрализации  является очень важным для «Ярмарки Тщеславия», так как является элементом  сатирического изображения окружающего  главных героев мира. Театрализация  придает лицам, действовавшим в  романе, универсального значения. Именно поэтому Аксерольд утверждает, что герои «Ярмарки Тщеславия» - это снобы «всех времен и народов», живущие по закону достижения успеха любыми путями в любой стране и в любую эпоху. Что же такое снобизм?

«Снобизм, в понимании  Теккерея, - это ёмкая социально  – психологическая категория, которая  связана с отчуждением и является одним из аспектов театрализации  жизни. Сноб – человек, явно завышающий значение ценностей социальной иерархии и играющий чуждые естеству роли в  обществе. В снобизме две взаимосвязанные  стороны – низкопоклонство перед  вышестоящими и презрение к низшим». На Ярмарке Тщеславия в погоне за деньгами, почестями, положением в обществе забываются истинные ценности. Человек ценится по счету в банке, титулу и возможности что-то дать: «В ваших дружеских чувствах к богачу столько же искренности, как и в ответном к вам расположении. Вы любите деньги, а не самого человека!». Потому и заискивают родственники перед богатой мисс Кроули, потому и расторгает Осборн – старший помолвку своего сына с дочерью обанкротившегося дельца – эсквайра. «Подобно многим состоятельным людям, мисс Кроули привыкла пользоваться услугами низших до тех пор, пока это было ей нужно, и, нимало не задумываясь, отпускала их от себя, едва эта надобность проходила. Некоторым богатым людям органически несвойственна благодарность». Как только человек перестает быть нужным, он отодвигается в сторону. Таковы планы мисс Кроули в отношении Ребекки, так Ребекка поступает с сыном и Родоном. Таков мир пьесы, разыгрываемой Кукольником, таков мир Ярмарки Тщеславия. И автор ни на миг не позволяет читателю, вернее зрителю забыть о том, что и он находится на этой Ярмарке, что и он кукла, руководимая тщеславием. Очень часто он обращается к зрителям и говорит: «…Я не думаю, сударыни, что мы вправе хоть сколько – нибудь осуждать ее…», поскольку повсюду «ловят» женихов, ублажают сварливую, но богатую родственницу, аристократы, ничего из себя не представляющие, кичатся своими героическими предками, продают себя за возможность стать женой баронета девушки, имеющие шанс стать счастливыми в браке с равными себе по общественному положению. И зрители играют роли уже в своей жизни. Таким образом воплощается фраза Шекспира: «Жизнь – это театр, и люди в нем актеры». Вахрушев об этом выразился так: «Герои книги – актеры, которых легко перенести в любой период истории». И именно «принцип театрализации даёт возможность запечатлеть в героях, представителях конкретной исторической эпохи, общечеловеческие качества». Гротескно и сатирически выведенный здесь Джо Седли, расхваливающий свои подвиги в битве при Ватерлоо, это Хвастливый Воин Плавта. Ребекка предстаёт перед нами Психеей, Клитемнестрой. Но трагические образы низводятся в ее лице до фарса. Амур, стоявший на коленях перед Психеей, это отвратительный старый сэр Питт. Клитемнестра убивает мужа, мстя за дочь, принесенную в жертву, а Ребекка из жадности предает Родона. Вообще все в романе вольно или невольно играют какие-то роли, обманывая и себя, и других. Таков главный принцип Ярмарки Тщеславия. «Роман стал для Теккерея экспериментальной сценой, на которой он поставил и разыграл трагикомический спектакль Ярмарки Тщеславия». «Романист видит жизнь в её стоминутной конкретности и под знаком вечности».

Из всего вышестоящего выходит, что Ярмарка – это  главный символ, то есть обобщенный образ Англии, общества, где царствуют  законы купли – продажи. Хотя действие книги происходит в начале XIX века, Теккерей рассуждает о своих современниках и современных ему нравах. И даже более. Образы, упомянутые в произведении, являются общими, одновременно представителями всех времен и народов. Происходящее он прежде всего оценивает с нравственной точки зрения. Но обличительная сила книги, безжалостно критикующей буржуазное общество и основную его движущую силу — деньги, не стала меньше при такой авторской позиции. О том, что во всем виноваты деньги, свидетельствует и само название романа. Вот почему именно это произведение и вознесло славу самого Уильяма Теккерея: его книга навсегда вошла в память британского народа наряду с Библией и «Потерянным раем» Мильтона.

 

 

 

Общая характеристика поэтики романа «Обломов»

 

«Обломов» в контексте трилогии («Обыкновенная история», 1847, «Обломов», 1859, «Обрыв», 1869). Все три романа Гончаров рассматривает как цикл, о чем пишет в своей статье «Лучше поздно, чем никогда». Следует обратить внимание, что И. А. Гончаров не только автор замечательных романов, но и литературный критик.

Три романа посвящены соответственно трем десятилетиям русской жизни: «Обыкновенная история» — сороковым годам, «Обломов» — пятидесятым, «Обрыв» — шестидесятым. При этом 1840-е и 1860-е — «буря», а «Обломов» (1850-е) — затишье, или «сон», как пишет автор.

Сюжеты и герои трех романов разные, но проблематика во многом сходная. Существенно, что противопоставляются два социально-психологических типа — мечтатель и прагматик.

 «Обломов» как «роман-монография». Так его назвал сам Гончаров. Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование отдельной биографии.

Гончаров об Обломове: «У меня был один артистический идеал: это — изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

Предыстория романа. В 1838 г. Гончаров пишет юмористическую повесть и называет ее «Лихая болесть». Речь там идет о странной эпидемии, зародившейся в Западной Европе и попавшей в Петербург: пустые мечты, воздушные замки, «хандра». Эта «лихая болесть» — прообраз «обломовщины». В 1843 г. в альманахе «Литературный сборник» был опубликован фрагмент из будущего романа под названием «Сон Обломова». Автор задается вопросом: что же такое Обломовка — «золотой век» или гибель, застой? В «сне» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание. Вопрос об отношении автора к феномену Обломовки непосредственно связан со спорами о художественном методе - спор Обломова и литератора Пенкина, приверженца обличительного «реального направления». Автору ближе позиция Обломова.

Информация о работе Поэтика романа: «Преступление и наказание», анализ романа