ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гуманитарные
науки приобретают сейчас все
большее и большее значение в
развитии мировой культуры.
Стало банальным говорить о
том, что в XX в. расстояния
сократились благодаря развитию
техники. Но, может быть, не будет
трюизмом сказать, что они еще
больше сократились между людьми,
странами, культурами и эпохами
благодаря развитию гуманитарных
наук. Вот почему гуманитарные науки становятся
важной моральной силой в развитии человечества.
Та же задача стоит и в
отношении истории культуры прошлого
нашей собственной страны.
Проникая в эстетическое сознание
других эпох и других наций,
мы должны прежде всего изучать их различия
между собой и их отличия от нашего эстетического
сознания, от эстетического сознания нового
времени. Мы должны прежде всего изучать
своеобразное и неповторимое, «индивидуальность»
народов и прошлых эпох. Именно в разнообразии
эстетических сознаний их особенная поучительность,
их богатство и залог возможности их использования
в современном художественном творчестве.
Подходить к старому искусству и искусству
других стран только с точки зрения современных
эстетических норм, искать только то, что
близко нам самим,— значит чрезвычайно
обеднять эстетическое наследство.
В
наше время изучение древней русской
литературы становится все более
и более необходимым. Мы понемногу
начинаем осознавать, что решение
многих проблем истории русской литературы
ее классического периода невозможно
без привлечения истории древней русской
литературы.
Петровские реформы знаменовали
собой переход от старого к
новому, а не разрыв, появление
новых качеств под влиянием
тенденций, крывшихся в предшествующем
периоде,— это ясно, как ясно и то, что
развитие русской литературы от Х в. и
до наших дней представляет собой единое
целое, какие бы повороты ни встречались
на пути этого развития. Понять и оценить
значение литературы наших дней мы можем
только в масштабах всего тысячелетнего
развития русской литературы. Ни один
из вопросов, поднятых в этой книге, не
может считаться решенным окончательно.
Задача данной книги — наметить пути изучения,
а не закрыть их для движения ученой мысли.
Чем больше споров вызовет эта книга, тем
лучше. А в том, что спорить нужно, сомневаться
нет оснований, как нет оснований сомневаться
и в том, что изучение древности должно
вестись в интересах современности.