Петербург в романе Достоевского

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:14, сочинение

Краткое описание

Часто говорят, что Петербург — это музей под открытым небом. Его историческими зданиями и памятниками архитектуры любуются не только петербуржцы, но и туристы, приезжающие со всех сторон света. Многие из них хотят не просто увидеть этот город, насладиться его неповторимым стилем и проникнуться его настроением, а посмотреть на него глазами великого русского писателя — Федора Михайловича Достоевского.

Файлы: 1 файл

Часто говорят.docx

— 15.40 Кб (Скачать)

Часто говорят, что Петербург  — это музей под открытым небом. Его историческими зданиями и  памятниками архитектуры любуются не только петербуржцы, но и туристы, приезжающие со всех сторон света. Многие из них хотят не просто увидеть  этот город, насладиться его неповторимым стилем и проникнуться его настроением, а посмотреть на него глазами великого русского писателя — Федора Михайловича  Достоевского. Ведь Петербург стал одним из главных героев книг этого  писателя. События его романов  связаны с домами, набережными, мостами, площадями и переулками Петербурга.

    “Петербург Достоевского”  — это целый мир, в котором  жили Родион Раскольников, князь  Мышкин, Макар Девушкин и другие  герои его романов. Столичный  город по-разному входил в их  сознание. Свое восприятие Петербурга  было и у самого писателя  — защитника “униженных и оскорбленных”.

    Жизнь столицы  Достоевский в своих произведениях  рисовал как яркое, резкое и  “фантастическое” воплощение всех  противоречий русской жизни в  целом. История преступления Родиона  Раскольникова разворачивается  на фоне реальной жизни Петербурга  середины 60-х годов XIX века.

    Картины нищего  Петербурга в романе “Преступление  и наказание” пронизаны глубокой  болью за человека, жгучим чувством  социального негодования. Облик  романа “Преступление и наказание”  определяют картины бедности, бесправия  и безысходности. Жизненные тупики, одиночество приводят героев  Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Герои романа мучительно  сознают безысходность своего  положения и жестокость окружающей  их действительности.

    Петербург выступает  как подстрекатель и невидимый  участник преступления Родиона  Раскольникова. В трактире вблизи  Сенной он случайно слышит  разговор студента и офицера  о процентщице. В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязывается его трагедия. В трактире звучит исповедь Мармеладова, в трактире раскрывает душу Свидригайлов. На бульваре Раскольников встречает подвыпившую, опозоренную девочку. На улице истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, в приступе безумия заставляющая своих голодных детей плясать и кривляться перед прохожими. На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается Раскольников.

    В романе изображен  центр торговли тогдашнего Петербурга  — Сенная площадь, а также  прилегающие к ней мрачные  улицы и закоулки. Екатерининский  канал Достоевский называет “канавой”.  Во времена Достоевского на  Сенной площади находился главный  рынок города, поэтому там всегда  — с раннего утра и до  позднего вечера — толпился  народ. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков. Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф. М. Достоевский хорошо знал район Сенной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев своего романа. Вот Раскольников, возвращаясь к себе домой после мучительного сна в кустах на Петровском острове, направился к Сенной площади: “Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников — один из этой толпы. Проходя мимо торговцев нитками, тесемками и ситцевыми платками, он неожиданно для себя услышал разговор, из которого узнал, что “завтра, ровно в семь вечера”, старуха-ростовщица “останется дома одна”. Эта встреча с мещанином, его женой и Лизаветой — сестрой процентщицы — стала для него решающей.

    В июльскую жару  Раскольников бродит по улицам  города: “На улице жара стояла  страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль  и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Запахи из “канавы”, из дворов, с помоек, пыль и духота — все это вызывает у Раскольникова “чувство глубочайшего омерзения” и делает его мысли еще более кошмарными.

    В романе неоднократно  упоминается Юсупов сад. Направляясь  к старухе-процентщице и проходя  мимо Юсупова сада, Раскольников  “даже очень было занялся мыслью  об устройстве высоких фонтанов  и о том, как бы они хорошо  освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению,  что если бы распространить  Летний сад на все Марсово  поле и даже соединить с  дворцовым Михайловским садом,  то была бы прекрасная и  полезнейшая для города вещь”.  Вероятно, Достоевский приписал  Раскольникову собственные мысли,  поскольку его очень волновала  идея благоустройства города. В Юсупов сад любил заходить друг Раскольникова — Разумихин. Этот сад называет Раскольников в разговоре со Свидригайловым.

    Деталями и сценами  жизни Петербурга пронизан весь  роман: “По старой привычке, обыкновенным  путем своих прежних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный роман”.

    Бесцельно бродя  по городу, Раскольников забрел  в один из переулков: “Миновав  площадь, он попал в переулок... Он и прежде проходил часто  этим коротеньким переулком, делающим  колено и ведущим в Садовую”. Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, “чтоб еще тошнее было”. Его одолевали мысли о том, как в обществе “обессмыслена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платить” за жалкое существование.

    Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его.

    В романе “Униженные и оскорбленные” Петербург также предстает мрачным и недоброжелательным. Глазами героев мы видим “туманную перспективу улицы, освещенную слабо мерцающими в сырой мгле фонарями”, “грязные дома”, “сверкающие от сырости плиты тротуаров”, “угрюмых, сердитых и промокших прохожих”, “всю эту картину, которую обхватывал черный, как будто залитый тушью, купол петербургского неба”.

    Великолепные дворцы  не могут заслонить нищих кварталов,  где ежедневно совершаются людские  трагедии: “Мрачная это была история,  одна из тех мрачных и мучительных  историй, которые так часто  и неприметно... сбываются под  тяжелым петербургским небом”.

    Несомненно, описание  зданий, улиц, площадей и каналов  Петербурга вносит неповторимый  колорит во все произведения  Достоевского. Но так же верно и то, что восприятие города писателем стало частью Петербурга, его легендой под названием “Петербург Достоевского”.


Информация о работе Петербург в романе Достоевского