Часто говорят, что Петербург
— это музей под открытым небом.
Его историческими зданиями и
памятниками архитектуры любуются
не только петербуржцы, но и туристы,
приезжающие со всех сторон света. Многие
из них хотят не просто увидеть
этот город, насладиться его неповторимым
стилем и проникнуться его настроением,
а посмотреть на него глазами великого
русского писателя — Федора Михайловича
Достоевского. Ведь Петербург стал
одним из главных героев книг этого
писателя. События его романов
связаны с домами, набережными, мостами,
площадями и переулками Петербурга.
“Петербург Достоевского”
— это целый мир, в котором
жили Родион Раскольников, князь
Мышкин, Макар Девушкин и другие
герои его романов. Столичный
город по-разному входил в их
сознание. Свое восприятие Петербурга
было и у самого писателя
— защитника “униженных и оскорбленных”.
Жизнь столицы
Достоевский в своих произведениях
рисовал как яркое, резкое и
“фантастическое” воплощение всех
противоречий русской жизни в
целом. История преступления Родиона
Раскольникова разворачивается
на фоне реальной жизни Петербурга
середины 60-х годов XIX века.
Картины нищего
Петербурга в романе “Преступление
и наказание” пронизаны глубокой
болью за человека, жгучим чувством
социального негодования. Облик
романа “Преступление и наказание”
определяют картины бедности, бесправия
и безысходности. Жизненные тупики,
одиночество приводят героев
Достоевского к пьянству, преступлению,
смерти. Герои романа мучительно
сознают безысходность своего
положения и жестокость окружающей
их действительности.
Петербург выступает
как подстрекатель и невидимый
участник преступления Родиона
Раскольникова. В трактире вблизи
Сенной он случайно слышит
разговор студента и офицера
о процентщице. В грязи, духоте,
вони, под пьяные крики завязывается его
трагедия. В трактире звучит исповедь
Мармеладова, в трактире раскрывает душу
Свидригайлов. На бульваре Раскольников
встречает подвыпившую, опозоренную девочку.
На улице истекает кровью чахоточная Катерина
Ивановна, в приступе безумия заставляющая
своих голодных детей плясать и кривляться
перед прохожими. На улице затоптан лошадьми
Мармеладов. На площади всенародно кается
Раскольников.
В романе изображен
центр торговли тогдашнего Петербурга
— Сенная площадь, а также
прилегающие к ней мрачные
улицы и закоулки. Екатерининский
канал Достоевский называет “канавой”.
Во времена Достоевского на
Сенной площади находился главный
рынок города, поэтому там всегда
— с раннего утра и до
позднего вечера — толпился
народ. В двух шагах от Сенной
находился Столярный переулок, известный
тем, что там находилось большое количество
кабаков. Раскольников каждую ночь просыпается,
когда пьяницы с криками расходятся из
этих кабаков по домам. Ф. М. Достоевский
хорошо знал район Сенной площади. Здесь
жил он сам, и здесь он поселил героев своего
романа. Вот Раскольников, возвращаясь
к себе домой после мучительного сна в
кустах на Петровском острове, направился
к Сенной площади: “Было около девяти
часов, когда он проходил по Сенной. Все
торговцы на столах, на лотках в лавках
и в лавочках запирали свои заведения
или снимали и прибирали свой товар и расходились
по домам, равно как и их покупатели. Около
харчевен в нижних этажах, на грязных и
вонючих дворах домов Сенной площади,
а наиболее у распивочных, толпилось много
разного и всякого сорта промышленников
и лохмотников... Тут лохмотья не обращали
на себя ничьего высокомерного внимания,
и можно было ходить в каком угодно виде,
никого не скандализуя”. Раскольников
— один из этой толпы. Проходя мимо торговцев
нитками, тесемками и ситцевыми платками,
он неожиданно для себя услышал разговор,
из которого узнал, что “завтра, ровно
в семь вечера”, старуха-ростовщица “останется
дома одна”. Эта встреча с мещанином, его
женой и Лизаветой — сестрой процентщицы
— стала для него решающей.
В июльскую жару
Раскольников бродит по улицам
города: “На улице жара стояла
страшная, к тому же духота, толкотня,
всюду известка, леса, кирпич, пыль
и та особенная летняя вонь,
столь известная каждому петербуржцу,
не имеющему возможности нанять дачу”.
Запахи из “канавы”, из дворов, с помоек,
пыль и духота — все это вызывает у Раскольникова
“чувство глубочайшего омерзения” и
делает его мысли еще более кошмарными.
В романе неоднократно
упоминается Юсупов сад. Направляясь
к старухе-процентщице и проходя
мимо Юсупова сада, Раскольников
“даже очень было занялся мыслью
об устройстве высоких фонтанов
и о том, как бы они хорошо
освежали воздух на всех площадях.
Мало-помалу он перешел к убеждению,
что если бы распространить
Летний сад на все Марсово
поле и даже соединить с
дворцовым Михайловским садом,
то была бы прекрасная и
полезнейшая для города вещь”.
Вероятно, Достоевский приписал
Раскольникову собственные мысли,
поскольку его очень волновала
идея благоустройства города. В Юсупов
сад любил заходить друг Раскольникова
— Разумихин. Этот сад называет Раскольников
в разговоре со Свидригайловым.
Деталями и сценами
жизни Петербурга пронизан весь
роман: “По старой привычке, обыкновенным
путем своих прежних прогулок,
он направился на Сенную. Не доходя
до Сенной, на мостовой, перед молочной
лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик
и вертел какой-то весьма чувствительный
роман”.
Бесцельно бродя
по городу, Раскольников забрел
в один из переулков: “Миновав
площадь, он попал в переулок...
Он и прежде проходил часто
этим коротеньким переулком, делающим
колено и ведущим в Садовую”.
Особенно его тянуло к этим местам, когда
становилось тошно на душе, “чтоб еще
тошнее было”. Его одолевали мысли о том,
как в обществе “обессмыслена человеческая
жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится
платить” за жалкое существование.
Таким образом
облик города сливается с самыми черными
мыслями Раскольникова, как будто специально
для того, чтобы окончательно доконать
его.
В романе “Униженные
и оскорбленные” Петербург также предстает
мрачным и недоброжелательным. Глазами
героев мы видим “туманную перспективу
улицы, освещенную слабо мерцающими в
сырой мгле фонарями”, “грязные дома”,
“сверкающие от сырости плиты тротуаров”,
“угрюмых, сердитых и промокших прохожих”,
“всю эту картину, которую обхватывал
черный, как будто залитый тушью, купол
петербургского неба”.
Великолепные дворцы
не могут заслонить нищих кварталов,
где ежедневно совершаются людские
трагедии: “Мрачная это была история,
одна из тех мрачных и мучительных
историй, которые так часто
и неприметно... сбываются под
тяжелым петербургским небом”.
Несомненно, описание
зданий, улиц, площадей и каналов
Петербурга вносит неповторимый
колорит во все произведения
Достоевского. Но так же верно и то,
что восприятие города писателем стало
частью Петербурга, его легендой под названием
“Петербург Достоевского”.