Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:27, реферат
Многие лингвисты указывали на условность термина «литературный язык», потому что обозначает он не только язык письменности (написанного), но и общепринятый у образованных людей язык устного общения. Были предприняты различные попытки заменить этот термин иными обозначениями, но все они оказались неудачными. В частности, Е. Д. Поливанов предложил называть литературный язык стандартным языком или диалектом [1].
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА……………………….…….. 3
Например:
Расписка.
Я, Елена Тихонова, ученица 9 класса «Б» школы № 65, получила в школьной библиотеке 5 (пять) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка. Книги обязуюсь вернуть в этот же день.
23 марта 2000 г. Е. Тихонова
Перечислим языковые средства стиля:
Лексические
Специальная терминология (иск, квартиросъёмщик, договор)
Канцеляризмы (вышеуказанный, нижеподписавшийся, произвести ремонт, нести ответственность)
Отсутствие эмоциональной и разговорной лексики
Слова со значением необходимости, долженствования (необходимо, должен, обязан)
Морфологические
Преобладание существительных над глаголами
Высокая частотность отглагольных существительных (опережение, достижение, улучшение)
Высокая частотность отымённых предлогов (согласно, в части, в течение, ввиду, по линии, на предмет, во избежание)
Глаголы в форме настоящего времени
Частое употребление неопределённой формы глагола
Синтаксические
Синтаксическая цепь
последовательно зависимых
Большое количество уточняющих оборотов и однородных членов предложения
Большое количество страдательных, неопределённо-личных, безличных и инфинитивных конструкций
Отсутствие восклицательных, вопросительных предложений
Стандартные обороты (Справка дана … в том, что …)
Текстовые
Стандарт композиции (заголовок — название документа, зачин, концовка)
Отбор фактов строго определён типом документа
Абзацное членение допускает выделение в абзац части предложения (весь текст может представлять собой одно предложение).
Газетно-публицистический стиль
Газетно-публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Основные признаки
газетно-публицистического
Сфера деятельности — политика, культура
Автор — политик, журналист
Адресат — широкий круг читателей и зрителей средств массовой информации
Цель — дать информацию о последних актуальных событиях, воздействовать на аудиторию, создать общественное мнение
Тип речи — преимущественно рассуждение
Форма речи — письменная или подготовленная устная
Вид речи — монолог, диалог, полилог
Тип коммуникации — общественная
Жанры — информационная заметка, информационное сообщение, очерк, репортаж, фельетон, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная), и т. д.
Стилевые черты — сочетание экспрессии и стандарта (грязная предвыборная кампания, война компроматов, общественное мнение, падение рейтинга)
Газетно-публицистический стиль речи отличается использованием следующих языковых средств:
Лексические
Общественно-политическая лексика, русская и иноязычная
Вкрапления разговорной, просторечной лексики
Неологизмы (авторские новообразования)
Употребление слов в переносном значении
Лексические повторы
Фразеологизмы, пословицы, поговорки
Морфологические
Всё многообразие морфологических форм
Специфические глагольные формы со значением настоящего времени, которые способствуют созданию эффекта присутствия (Мы поднимаемся по лестнице. Подходим к двери. Звоним.)
Синтаксические
Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения
Неполные предложения
Выделение части предложения в отдельное предложение (Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.)
Вводные слова и предложения, обращения
Стандартные конструкции (железный занавес, средства массовой информации)
Текстовые
Небольшие по объёму предложения
Абзацное членение подчинено целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение
Заголовок содержит информацию о содержании текста и привлекает внимание читателя.
Художественный стиль
Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.
Эмоциональность художественного
стиля значительно отличается от
эмоциональности разговорно-
Художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии, которые делятся на соответствующие жанры (например: трагедия, комедия, драма и другие драматургические жанры; роман, новелла, повесть и другие прозаические жанры; стихотворение, басня, поэма, романс и другие поэтические жанры).
Отличительной особенностью
художественного стиля речи можно
назвать употребление особых фигур
речи, так называемых художественных
тропов, придающих повествованию красочность, силу
изображения действительности. 'Художественно-
Наличие устной и письменной формы
Отличительной чертой литературного языка является также наличие двух форм: устной и письменной речи. Их названия свидетельствуют о том, что первая - звучащая речь, а вторая - графически закрепленная. Это их основное различие. Если спросить, какая из форм возникла раньше, то каждый ответит: устная. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма является единственной формой их существования.
Письменная речь обычно обращена к отсутствующему. Пишущий не видит своего читателя, а может только мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга, Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех - все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции, а то и прекратить.
Говорящий создает, творит
свою речь сразу. Он одновременно работает
над содержанием и формой. Пишущий
имеет возможность совершенство
Обработанность
Обработанность - это создание оптимальной функционально- стилистической системы общенародных элементов, которые прошли культурную обработку на протяжении длительного времени во всех сферах речевой деятельности. Уместно будет напомнить, что язык создается народом! Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, "сырой" язык и обработанный мастерами. Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надобно обрабатывать его.
Устойчивость
Устойчивость способствует преемственности культуры и связи поколений.
Все основные черты грамматического строя языка, его основные категории обладают большой устойчивостью.
Обязательность для всех носителей языка
Полнота проявления этого признака достигается в период формирования нации, когда литературный язык сам становится важным фактором национального языка и противопоставляется в этом смысле всем другим формам существования языка, одновременно взаимодействуя с ними.
Учитывая динамическую
и функциональную природу языковой
нормы, ее коммуникативную
Список литературы
1. Е. Д. Поливанов, О литературном (стандартном) языке современности, «Родной язык в школе», 1927, 1; его же, За марксистское языкознание, М., 1931, стр. 119 и др.
2. Д. Брозович, Славянские
стандартные языки и
3. Н. И. Толстой, К
вопросу о зависимости
4. «Словарь современного русского литературного языка», 14, М.- Л., 1963, стр. 719.
Информация о работе Основные понятия русского литературного языка