Основные этапы формирования читательской самостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:52, реферат

Краткое описание

Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников предполагает три этапа обучения.
Первый этап - подготовительный, который протекает параллельно с периодом обучения грамоте и соответственно равен ему. Второй этап - начальный, который следует за подготовительным. Третий этап - основной, внутри которого в свою очередь выделяются: собственно основной этап и завершающий.

Файлы: 1 файл

НОУ ВПО Московский психолого.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

НОУ ВПО  Московский психолого-социальный институт 
 
 
 
 

Реферат по курсу

Методика  преподавания литературы (специальная) 

на тему:

  Основные этапы  формирования читательской  самостоятельности. 
 

                       Выполнила:

                       студентка 2 курса

                     группы УЛ-09

                    Куликова Ю.А. 

                                       Проверила:

                                                                         канд.фил.наук,  доцент 

                     Алексеенкова Н.В. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

      Электросталь 2011г.

  Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников предполагает три этапа обучения.

     Первый этап - подготовительный, который протекает параллельно с периодом обучения грамоте и соответственно равен ему. Второй этап - начальный, который следует за подготовительным. Третий   этап  -   основной,   внутри   которого   в   свою   очередь   выделяются: собственно основной этап и завершающий.

  Каждый  из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, видами библиотечно-библиографической помощи, структурой занятия или урока, организацией «уголка чтения».

  На  подготовительном этапе главная  цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения. Для достижения этой цели один раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой. Ведущая учебная задача этого периода - показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами.

  На  начальном этапе главной целью  становится цель - научить читать книгу. Выдвигаются главные учебные задачи: учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении книги.

     В результате двух данных этапов (подготовительного и начального) все учащиеся приучаются охотно и без боязни, самостоятельно рассматривать и читать на уроке внеклассного чтения детские книги, предложенные учителем.

     По   заданию   учителя,    а   при   необходимости   и   без   него   дети   могут сориентироваться в ряде книг, определить их примерное содержание, выделить среди них книгу по заранее заданным признакам. Они умеют грамотно записать название любой на карточку, хорошо помнят книги не менее чем 15-20 авторов и любят обращаться к книгам, знакомым и незнакомым, рассматривать их, читать. Словом, у детей заложены основы читательской самостоятельности, и задача состоит в том, чтобы имеющиеся основы использовать, развивать, совершенствовать. Эта задача может быть разрешена только путем умелого и целесообразного руководства самостоятельным детским чтением в свободное от уроков время.

  Руководить - значит направлять, наставлять  кого-либо в чем-либо. В чем  же на уроках внеклассного чтения учитель должен «наставлять» учащихся-читателей, которые уже овладели основами того, как следует выбирать и читать детские книги, но которым пока всего лишь восемь-десять лет? Ответ может быть только один: сущность педагогического руководства самостоятельным детским чтением в это время состоит в том, чтобы указывать детям цель чтения, ближнюю и дальнюю, намечать путь, который они должны пройти за определенный отрезок учебного времени (за неделю, четверть, полугодие, год), и, контролируя способы читательской деятельности учащихся, совершенствовать их в соответствии с государственной программой обучения и воспитания.

  На  подготовительном и начальном этапах внеклассного чтения у учащихся отрабатывается  тип  правильной  читательской  деятельности.   Теперь  перед учителем    стоит    задача    этот    общий    универсальный    тип    деятельности индивидуализировать, а основным средством индивидуализации читательской деятельности учащихся является самостоятельное выполнение детьми строго продуманных учителем домашних заданий к урокам внеклассного чтения.

  На  основном этапе формирования читательской самостоятельности внеклассное чтение становится по-настоящему чтением вне класса: дети получают задание на дом, т. к. их читательские умения достигают порогового уровня и они могут самостоятельно действовать с книгами и в мире книг. Целью обучения на основном этапе провозглашается: формирование читательских интересов; именно теперь дети должны убедиться в том, что мир книг - это широкий и увлекательный мир разных собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя. Учебные задачи этого периода определяются так: закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг; учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения; формировать навык самоконтроля и самооценки при чтении разнообразных книг; закреплять умения действовать в мире книг с установкой на цель чтения; расширить читательский кругозор детей. Исходя из единой учебно-воспитательной цели - учить выбирать и читать книги, учитель ставит перед классом общую познавательную задачу в рамках темы предстоящего урока. Но при этом он обязательно предусматривает способы решения задачи применительно к возможностям каждого конкретного ребенка-читателя, носителя личных, характерных для него единичных признаков и свойств, моральных, интеллектуальных, волевых.

  Повседневно наблюдая за деятельностью детей  с книгой, учитель деликатно, но настойчиво побуждает учащихся при подготовке к уроку внеклассного чтения делиться с ним и товарищами своими замыслами, успехами, заботами. Он проявляет искренний интерес к этим заботам, доброжелательно, своевременно советует, как лучше справиться с заданием в намеченном ребенком плане, используя знания, умения и навыки, которыми ребенок владеет.

  Залог успеха - систематичность обучения и рекомендация детям по теме каждого предстоящего урока столь доступных, посильных и разнообразных источников, чтобы уже сам перечень создавал стимул для разностороннего и индивидуального подхода к теме не менее важно как можно скорее помочь детям осознать, что самостоятельное чтение книг - не «механическое» пополнение знаний, не замкнутость и оторванность от людей, а живые человеческие взаимоотношения. Побуждая детей тщательно готовиться к тому, чтобы выступать с прочтенным перед товарищами, объединяться в группы при окончательной подготовке к ответу на уроке внеклассного чтения, учитель все время старается помочь им подружиться, обращает их внимание не на успеваемость товарища, а на сильные черты его личности, на прилежание, незаметно учит взаимно ценить, уважать друг друга за достоинства, которые есть у каждого, перенимать друг у друга хорошее.

  В качестве учебного материала на основном этапе обучения привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга; художественная, научно-познавательная, справочная для младшего школьного возраста - всех видов и типов; детская периодическая печать. При этом учитывается вся традиционная для младших школьников тематика чтения и видо-жанровое разнообразие. Принципиально меняется содержание деятельности учащихся и учителя. Ведущая роль принадлежит детям. Они самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока; приносят прочитанные книги в класс и самостоятельно формируют из них выставку; принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг; выслушивая впечатления друг друга о прочитанных дома книгах, расширяют свой читательский кругозор. Но нельзя думать о том, что роль учителя на этом этапе совсем незначительна. Именно потому, что дети становятся активными читателями, учитель должен позаботиться о создании для своих учеников поля читательской деятельности. Познавательная задача предстоящего урока должна быть сформулирована четко и ясно. Необходимо предусмотреть средства и способы реализации поставленной задачи с учетом фондов классной, школьной и районной библиотеки. Во внеурочное время с детьми следует беседовать по поводу прочитанного, чтобы знать круг выбранных книг. На уроке учитель организовывает обсуждение прочитанных книг, а также демонстрирует результат собственной читательской деятельности, рассказывая о незнакомой книге по теме урока, тем самым, расширяя читательский кругозор детей.

  На основном этапе обучения урок внеклассного чтения остается главной формой обучения учащихся умению самостоятельно выбирать и правильно читать нужные, полезные детские книги, осознавая свои предпочтения, отыскивая «свой» мир увлечений. Но большая часть самостоятельной учебной деятельности с детскими книгами осуществляется теперь детьми не в классе на уроке, а во внеурочное время - дома и в библиотеке, без чьего бы то ни б вмешательства, на основе личного читательского опыта и в меру освоения  к моменту чтения общих и специальных читательских знаний, умений и навыков.

  Уроки внеклассного чтения подводят итоги  работы учащихся с книгам среди книг за период их внеурочной самостоятельной деятельности, дают новые   знания,   увлекают   детей   очередными   темами   чтения   и,   позволяя объективно проконтролировать и оценить себя, обеспечивают стройность и последовательность домашнего чтения детей по их собственному выбору на более и более высоком уровне.

  Такая организация учебной работы по внеклассному чтению очень эффективна для основного этапа обучения, и в этом ее принципиальное отличие от обучения на подготовительном и начальном этапах. Характеру учебной работы соответствует и структура типовых уроков внеклассного чтения на данном этапе обучения. Она такова:

1. Работа с выставкой прочитанных книг. Самостоятельно прочитанные внеурочное время книги учащиеся приносят в класс, выставляют у доски, коллективно рассматривают. Выделяются книги, которые представляют интерес со всех точек зрения (3-5 минут).

2. Всесторонний анализ выделенных книг. В нем принимают участие все или почти все дети, закрепляя и уточняя знания и умения по чтению, на которые они 
опирались   при   выполнении   задания,   чтобы   глубже   проникнуть   в   мир литературы,   пережить   радость   открытия,   испытать   необходимое   чувство сопереживания, лучше понять окружающую жизнь и самих себя (20-25 минут).

3. Знакомство   с   новыми   произведениями,   жанрами,   темами   чтения   и писателями. По ходу этой работы и в завершение ее дети под руководством учителя выявляют какие-то закономерности, которые помогут им впредь при самостоятельном выборе и чтении книг действовать квалифицированнее, чем прежде (10-15 минут).

4. Домашнее задание. Сообщение учащимся темы следующего урока внеклассного чтения, разъяснение цели, содержания и приемов самостоятельного выбора и чтения детских книг в течение недели. Вывешивается учителем в «Уголке чтения» рекомендательный список книг по теме. Задавая домашнее задание, учитель должен быть уверен, что в библиотеках, которыми пользуются дети, они найдут книги по объявленной теме. Постоянную выставку ученики организовывают самостоятельно из книг, прочитанных по темам уроков, а также составляют картотеку и каталог классной библиотеки. На основном этапе в работе с детьми могут использоваться кроссворды с литературными вопросами, литературные игры, конкурсы, викторины.

     К концу основного этапа обучения  работе с детской книгой дети  должны

уметь:

  • ставить для себя цель обращения к книгам;
  • обращаться к библиотечно-биографической помощи;
  • пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;
  • выделить для себя внешние показатели содержания книги;

- осознавать   содержание   выбранной   книги,  максимально   используя   свои читательские возможности;

- выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной теме;

- соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения. 

Список  используемой литературы

1.  Абдуллина А.А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений: Научно-методические материалы. Часть 1 / А.А. Абдуллина. - М., 1997.

2.  Берестнева А. Я. О внеклассном чтении в I-IV классах / А. Я. Берестнева. - М.: АПН РСФСР, 1962.

3.  Береснева Л. О роли чтения / Домашнее воспитание. – 2002. - № 6.

4.  Богданова О.Ю,, Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова. – М.: Академия, 2002.

5.  Боразнова Г.Д. Техника обучения чтении. / Початкова школа. – 2002. - № 10. 

6.  Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения / Е.А.Бугрименко. – М.: ИНТОР, 1998.

7.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование. Программа // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 2000.

8.  Гобова Е.С. Понимать детей – дело интересное / Е.С.Гобова. – М.: Аграф, 1997. 

9.  Джежелей О.В. Чтение и литература. Программа // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 2000.

10.  Джежелей О.В., Ємець А.А. Позакласне читання. 1-4 класи: методичні поради, розробки уроків / О.В. Джежелей. – Харків: Основа, 2007.

12.  Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. – М.: Просвещение, 1983.

12.  Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005.

Информация о работе Основные этапы формирования читательской самостоятельности