Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:52, реферат
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников предполагает три этапа обучения.
Первый этап - подготовительный, который протекает параллельно с периодом обучения грамоте и соответственно равен ему. Второй этап - начальный, который следует за подготовительным. Третий этап - основной, внутри которого в свою очередь выделяются: собственно основной этап и завершающий.
НОУ ВПО
Московский психолого-социальный институт
Реферат по курсу
Методика
преподавания литературы (специальная)
на тему:
Основные этапы
формирования читательской
самостоятельности.
Выполнила:
студентка 2 курса
группы УЛ-09
Куликова Ю.А.
Проверила:
Алексеенкова Н.В.
Электросталь 2011г.
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников предполагает три этапа обучения.
Первый этап - подготовительный, который протекает параллельно с периодом обучения грамоте и соответственно равен ему. Второй этап - начальный, который следует за подготовительным. Третий этап - основной, внутри которого в свою очередь выделяются: собственно основной этап и завершающий.
Каждый из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, видами библиотечно-библиографической помощи, структурой занятия или урока, организацией «уголка чтения».
На подготовительном этапе главная цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения. Для достижения этой цели один раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой. Ведущая учебная задача этого периода - показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами.
На начальном этапе главной целью становится цель - научить читать книгу. Выдвигаются главные учебные задачи: учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении книги.
В результате двух данных
По заданию учителя, а при необходимости и без него дети могут сориентироваться в ряде книг, определить их примерное содержание, выделить среди них книгу по заранее заданным признакам. Они умеют грамотно записать название любой на карточку, хорошо помнят книги не менее чем 15-20 авторов и любят обращаться к книгам, знакомым и незнакомым, рассматривать их, читать. Словом, у детей заложены основы читательской самостоятельности, и задача состоит в том, чтобы имеющиеся основы использовать, развивать, совершенствовать. Эта задача может быть разрешена только путем умелого и целесообразного руководства самостоятельным детским чтением в свободное от уроков время.
Руководить - значит направлять, наставлять кого-либо в чем-либо. В чем же на уроках внеклассного чтения учитель должен «наставлять» учащихся-читателей, которые уже овладели основами того, как следует выбирать и читать детские книги, но которым пока всего лишь восемь-десять лет? Ответ может быть только один: сущность педагогического руководства самостоятельным детским чтением в это время состоит в том, чтобы указывать детям цель чтения, ближнюю и дальнюю, намечать путь, который они должны пройти за определенный отрезок учебного времени (за неделю, четверть, полугодие, год), и, контролируя способы читательской деятельности учащихся, совершенствовать их в соответствии с государственной программой обучения и воспитания.
На подготовительном и начальном этапах внеклассного чтения у учащихся отрабатывается тип правильной читательской деятельности. Теперь перед учителем стоит задача этот общий универсальный тип деятельности индивидуализировать, а основным средством индивидуализации читательской деятельности учащихся является самостоятельное выполнение детьми строго продуманных учителем домашних заданий к урокам внеклассного чтения.
На основном этапе формирования читательской самостоятельности внеклассное чтение становится по-настоящему чтением вне класса: дети получают задание на дом, т. к. их читательские умения достигают порогового уровня и они могут самостоятельно действовать с книгами и в мире книг. Целью обучения на основном этапе провозглашается: формирование читательских интересов; именно теперь дети должны убедиться в том, что мир книг - это широкий и увлекательный мир разных собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя. Учебные задачи этого периода определяются так: закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг; учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения; формировать навык самоконтроля и самооценки при чтении разнообразных книг; закреплять умения действовать в мире книг с установкой на цель чтения; расширить читательский кругозор детей. Исходя из единой учебно-воспитательной цели - учить выбирать и читать книги, учитель ставит перед классом общую познавательную задачу в рамках темы предстоящего урока. Но при этом он обязательно предусматривает способы решения задачи применительно к возможностям каждого конкретного ребенка-читателя, носителя личных, характерных для него единичных признаков и свойств, моральных, интеллектуальных, волевых.
Повседневно наблюдая за деятельностью детей с книгой, учитель деликатно, но настойчиво побуждает учащихся при подготовке к уроку внеклассного чтения делиться с ним и товарищами своими замыслами, успехами, заботами. Он проявляет искренний интерес к этим заботам, доброжелательно, своевременно советует, как лучше справиться с заданием в намеченном ребенком плане, используя знания, умения и навыки, которыми ребенок владеет.
Залог успеха - систематичность обучения и рекомендация детям по теме каждого предстоящего урока столь доступных, посильных и разнообразных источников, чтобы уже сам перечень создавал стимул для разностороннего и индивидуального подхода к теме не менее важно как можно скорее помочь детям осознать, что самостоятельное чтение книг - не «механическое» пополнение знаний, не замкнутость и оторванность от людей, а живые человеческие взаимоотношения. Побуждая детей тщательно готовиться к тому, чтобы выступать с прочтенным перед товарищами, объединяться в группы при окончательной подготовке к ответу на уроке внеклассного чтения, учитель все время старается помочь им подружиться, обращает их внимание не на успеваемость товарища, а на сильные черты его личности, на прилежание, незаметно учит взаимно ценить, уважать друг друга за достоинства, которые есть у каждого, перенимать друг у друга хорошее.
В качестве учебного материала на основном этапе обучения привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга; художественная, научно-познавательная, справочная для младшего школьного возраста - всех видов и типов; детская периодическая печать. При этом учитывается вся традиционная для младших школьников тематика чтения и видо-жанровое разнообразие. Принципиально меняется содержание деятельности учащихся и учителя. Ведущая роль принадлежит детям. Они самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока; приносят прочитанные книги в класс и самостоятельно формируют из них выставку; принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг; выслушивая впечатления друг друга о прочитанных дома книгах, расширяют свой читательский кругозор. Но нельзя думать о том, что роль учителя на этом этапе совсем незначительна. Именно потому, что дети становятся активными читателями, учитель должен позаботиться о создании для своих учеников поля читательской деятельности. Познавательная задача предстоящего урока должна быть сформулирована четко и ясно. Необходимо предусмотреть средства и способы реализации поставленной задачи с учетом фондов классной, школьной и районной библиотеки. Во внеурочное время с детьми следует беседовать по поводу прочитанного, чтобы знать круг выбранных книг. На уроке учитель организовывает обсуждение прочитанных книг, а также демонстрирует результат собственной читательской деятельности, рассказывая о незнакомой книге по теме урока, тем самым, расширяя читательский кругозор детей.
На основном этапе обучения урок внеклассного чтения остается главной формой обучения учащихся умению самостоятельно выбирать и правильно читать нужные, полезные детские книги, осознавая свои предпочтения, отыскивая «свой» мир увлечений. Но большая часть самостоятельной учебной деятельности с детскими книгами осуществляется теперь детьми не в классе на уроке, а во внеурочное время - дома и в библиотеке, без чьего бы то ни б вмешательства, на основе личного читательского опыта и в меру освоения к моменту чтения общих и специальных читательских знаний, умений и навыков.
Уроки внеклассного чтения подводят итоги работы учащихся с книгам среди книг за период их внеурочной самостоятельной деятельности, дают новые знания, увлекают детей очередными темами чтения и, позволяя объективно проконтролировать и оценить себя, обеспечивают стройность и последовательность домашнего чтения детей по их собственному выбору на более и более высоком уровне.
Такая организация учебной работы по внеклассному чтению очень эффективна для основного этапа обучения, и в этом ее принципиальное отличие от обучения на подготовительном и начальном этапах. Характеру учебной работы соответствует и структура типовых уроков внеклассного чтения на данном этапе обучения. Она такова:
1. Работа с выставкой прочитанных книг. Самостоятельно прочитанные внеурочное время книги учащиеся приносят в класс, выставляют у доски, коллективно рассматривают. Выделяются книги, которые представляют интерес со всех точек зрения (3-5 минут).
2. Всесторонний
анализ выделенных книг. В нем принимают
участие все или почти все дети, закрепляя
и уточняя знания и умения по чтению, на
которые они
опирались при выполнении
задания, чтобы глубже
проникнуть в мир литературы,
пережить радость открытия,
испытать необходимое чувство
сопереживания, лучше понять окружающую
жизнь и самих себя (20-25 минут).
3. Знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами чтения и писателями. По ходу этой работы и в завершение ее дети под руководством учителя выявляют какие-то закономерности, которые помогут им впредь при самостоятельном выборе и чтении книг действовать квалифицированнее, чем прежде (10-15 минут).
4. Домашнее задание. Сообщение учащимся темы следующего урока внеклассного чтения, разъяснение цели, содержания и приемов самостоятельного выбора и чтения детских книг в течение недели. Вывешивается учителем в «Уголке чтения» рекомендательный список книг по теме. Задавая домашнее задание, учитель должен быть уверен, что в библиотеках, которыми пользуются дети, они найдут книги по объявленной теме. Постоянную выставку ученики организовывают самостоятельно из книг, прочитанных по темам уроков, а также составляют картотеку и каталог классной библиотеки. На основном этапе в работе с детьми могут использоваться кроссворды с литературными вопросами, литературные игры, конкурсы, викторины.
К концу основного этапа
уметь:
- осознавать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;
- выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной теме;
- соблюдать
при самостоятельной работе с книгой правила
гигиены чтения.
Список используемой литературы
1. Абдуллина А.А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений: Научно-методические материалы. Часть 1 / А.А. Абдуллина. - М., 1997.
2. Берестнева А. Я. О внеклассном чтении в I-IV классах / А. Я. Берестнева. - М.: АПН РСФСР, 1962.
3. Береснева Л. О роли чтения / Домашнее воспитание. – 2002. - № 6.
4. Богданова О.Ю,, Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова. – М.: Академия, 2002.
5. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтении. / Початкова школа. – 2002. - № 10.
6. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения / Е.А.Бугрименко. – М.: ИНТОР, 1998.
7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование. Программа // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 2000.
8. Гобова Е.С. Понимать детей – дело интересное / Е.С.Гобова. – М.: Аграф, 1997.
9. Джежелей О.В. Чтение и литература. Программа // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 2000.
10. Джежелей О.В., Ємець А.А. Позакласне читання. 1-4 класи: методичні поради, розробки уроків / О.В. Джежелей. – Харків: Основа, 2007.
12. Джежелей О.В., Светловская Н.Н. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей. – М.: Просвещение, 1983.
12. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение). Методический комментарий / О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2005.
Информация о работе Основные этапы формирования читательской самостоятельности