Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 11:57, реферат
Определим смысл понятий "объект" и "предмет" библиотековедения. Объект библиотековедения — это то, что противостоит субъекту (библиотековеду) в его познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, он выступает как такая ее часть, которая взаимодействует с субъектом познания, причем выделение объекта познания осуществляется при помощи форм познавательной деятельности, выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности, а взаимодействие носит научно-познавательный характер.
Особенность указанного взаимодействия — его индивидуально организованный характер. Потребитель использует не информацию вообще, а лишь ту ограниченную ее часть, которая отвечает его индивидуальным потребностям. Библиотека обслуживает не читателя вообще, а конкретного читателя конкретной, соответствующей его индивидуальным потребностям информацией. Это и дает основание говорить о данной подсистеме как о специфической подсистеме глобальной информационной системы, сущность которой составляет индивидуально организованное взаимодействие человека и информации. Важнейшая черта этого взаимодействия как социального феномена заключается в том, что оно целиком и полностью подчинено цели удовлетворения информационных потребностей индивида или общества в целом. библиотечный фонд читатель информационный
Приоритет человека (читателя) дает основание для вывода, что библиотековедение не только информационная, но и социальная наука. Социальность его проявляется в том, что в центре его внимания всегда находится человек со всем миром его духовных, информационных потребностей, обращенных в сторону библиотечного дела. Это вторая черта, раскрывающая сущность библиотековедения. Сказанное, конечно, не означает, что библиотековедение не интересуют, например, технические проблемы. Оно их рассматривает, но лишь постольку, поскольку это способствует реализации его гуманистического вектора.
Наконец, согласно принятому подходу, третьим элементом объекта библиотековедения следует считать библиотекаря (посредника труда). Роль библиотекаря исключительно велика. Прежде всего, читатель пока еще не научился воспринимать информацию непосредственно. И в такой сложнейшей системе, как библиотечное дело, ему всегда нужен посредник, организатор, который создавал бы оптимальные условия успешного соединения человека с информацией, предпосылки эффективного введения информации в действие. Ведь, образно говоря, информация и читатель представляют собой два противоположных берега - одной и той же реки информационной области общественного бытия. Нужен мост, соединяющий эти берега, иначе взаимодействие человека с информацией останется абстракцией. Именно эту функцию и выполняет библиотекарь.
В противоположность концепции "библиотеки без книг, без читателя, без библиотекаря" подчеркнем, что библиотекарь — это сущностный и вечный элемент всякой библиотеки, в том числе и библиотеки типа "Видеотекс". Он будет существовать в ее системе до тех пор, пока обществу будет нужна сама библиотека. Это объясняется тем, что некоторые интеллектуальные операции, осуществляемые им, в большинстве случаев не могут быть выполнены машиной, какой бы совершенной она ни была. Допустить иное значит признать возможность создания искусственного человека, который по своим интеллектуальным характеристикам был бы идентичен человеку естественному. Разработки в области искусственного интеллекта такого результата еще не дали.
Разумеется, характер труда библиотекаря постепенно изменяется. Еще до недавних пор ручной труд доминировал в библиотеках всего мира. Библиотекарь выступал главным и единственным катализатором и организатором коммуникации в библиотеке. Однако по мере реализации всеобщей тенденции механизации и автоматизации производства функции библиотекаря в трудовом процессе качественно меняются. Если ранее он был непосредственным исполнителем всех технологических процессов, направленных на осуществление человеко-информационного взаимодействия в рамках той или иной библиотеки, то теперь в возрастающей степени многие свои функции он передает различным машинам и аппаратам. В целом же средства эти служат той же цели, что и прежний ручной труд библиотекаря, — максимизации социального эффекта от человеко-информационного взаимодействия, протекающего в структуре как отдельной библиотеки, так и библиотечного дела в целом. Итак, как следует из сказанного, центральный объект библиотековедения — это органически целостная, динамичная, системная триада, состоящая из следующих основных элементов: 1) информация в виде публикаций; 2) читатель; 3) библиотекарь.
Эта триада имеет основополагающее, фундаментальное значение для правильного понимания существа объекта библиотековедения. Она представляет собой наиболее общую логическую структуру, характеризующую сущность любой библиотеки. Системная совокупность таких структур образует библиотечное дело.
Разумеется, библиотечное дело как объект библиотековедения не сводится лишь к этой триаде. На самом деле оно представляет собой более сложное, более многоплановое системное явление, что объективно обусловлено многочисленными разнообразными связями с тем, что принято именовать макро- и микросредой его существования и функционирования. Так, в поле зрения библиотековедения находится и книга, но только в том разрезе, который значим для библиотечного дела. Поэтому она интересует его только как одна из разновидностей публикаций, как один из источников информации, который в совокупности с другими используется в библиотечных информационных массивах, соответствующих задачам библиотек по обслуживанию читателей.
Другие же аспекты книги: ее создание автором, редакционно-издательский процесс, технология полиграфического производства и т.п. — не входят в область интересов библиотековедения, составляя предмет изучения книговедения и смежных с ним наук.
Библиотековедение не игнорирует вопросы, связанные, например, с библиотечными зданиями, их оборудованием. Но оно не проектирует сами элементы материально-технической базы, ограничиваясь лишь выработкой общих требований, необходимых с точки зрения их рационального использования в библиотечном деле.
Наконец, есть множество других аспектов библиотечного дела: биологический (борьба с вредными насекомыми и микроорганизмами), химический (влияние химических факторов на сохранность библиотечного фонда), физический (влияние физических факторов на состояние носителей информации) и др. Но библиотековедение не изучает их специально, а лишь использует данные других наук.
Принципиально важное значение для определения сущности библиотековедения имеет такая категория, как предмет. Предмет — это некоторая целостность, выделенная из объекта, которая изучается только библиотековедением. Именно поэтому он считается важнейшим признаком самостоятельности библиотековедения, определенности его границ, научного содержания и т.п. Он же служит инструментом как размежевания с другими науками, так и установления с ними внутренних и внешних связей.
Вопрос о предмете библиотековедения не получил должного освещения в специальной литературе. В 70—80-е гг. высказывались разные точки зрения на предмет библиотековедения, в том числе и такие, как выявление и исследование закономерностей, принципов формирования и развития библиотечных систем, взаимодействия библиотек в различных аспектах и др. Подобного рода определения характеризуют не столько предмет, сколько научные задачи библиотековедения. Предметом библиотековедения являются не законы и принципы, а обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. Поясним это определение.
В центре предмета библиотековедения находится взаимодействие читателей с информацией, зафиксированной в виде публикаций. Однако это не человеко-информационное взаимодействие вообще, а специфически библиотечное взаимодействие. Оно специфично не только потому, что протекает в структуре библиотеки или библиотечного дела, но прежде всего по той причине, что оно организуется, обеспечивается всем необходимым для того, чтобы оно эффективно осуществлялось, библиотекарем. Например, он комплектует библиотечные фонды, организует их соответствующим образом, обеспечивает библиотечное обслуживание и т.д., иначе говоря, выступает в качестве посредника между читателем и информацией. В таком ракурсе рассмотренный выше объект не изучает ни одна из известных наук.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сослаться на то, что, например, библиографоведение ограничивается только библиографической информацией, книговедение — книгой, как бы широко она ни трактовалась, архивоведение — историческими документами. Коренным образом отличаются от предмета библиотековедения предметы и таких, к примеру, наук, как документоведение, фундаментальная информатика, теория средств массовой информации и др. Так, для документоведения публикация выступает в качестве частного случая более широкого понятия — документа. Для фундаментальной информатики информационные процессы, имеющие место в библиотечном деле, также являются всего лишь частным случаем отражения одних вещей в других. Для теории средств массовой информации характерно рассмотрение взаимодействия человека с информацией в составе массовых аудиторий, а не на индивидуальном уровне, как к этому подходит библиотековедение. Итак, предмет библиотековедения неповторимо уникален.
Предмет библиотековедения иногда отождествляют с самим библиотековедением. Однако это тоже неправомерный подход, ибо речь идет о взаимосвязанных, но совершенно различных понятиях. Библиотековедение, будучи научным феноменом, на самом деле представляет собой теоретическое воспроизведение предмета в форме научного знания, т.е. законов, принципов, теорий, понятий и т.д. Отсюда библиотековедение — это научная дисциплина общественного цикла, изучающая законы, принципы, теории, отражающие его предмет. Именно в этом и заключается сущность библиотековедения как научной дисциплины.