Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в анализе индивидуально – авторских новообразований Евгения Евтушенко. Достижение данной цели предполагает собой решение следующих задач:
• описание основных функций новообразований в поэзии Евгения Евтушенко;
• классификация новых слов по способам словообразования с учётом их принадлежности к различным частям речи;
• описание словообразовательных типов новообразований, определение степени их продуктивности по отношению к общему языку;
• выявление наличия либо отсутствия отклонений от словообразовательных норм русского языка.
I. Введение…………………………………………………………………....3
II. Основная часть:
Глава 1 Взгляды лингвистов на определение и характеристику новообразований………………………………………………………7
Глава 2 Новообразования в поэзии Е.А.Евтушенко……………..12
III. Заключение………………………………………………………………..23
IV. Список литературы……………………………………………………….25
словно нетопырь,
наманикюренные пальчики
девицы сушат врастопыр.
(Золушка)
В данном случае употреблено причастие полное страдательное, образованное от глагола наманикюрить – “совершить, довести до результата действие по глаголу маникюрить”.
Другой способ префисально-постфиксальный. Однако здесь префикс на- имеет значение “действие, названное мотивирующим глаголом, совершить в достаточной степени или в избытке; дойти до пресыщения в результате длительного или интенсивного совершения этого действия.
а я ещё не насветился,
а я еще не досветил.
Постфикс ся- возвратного глагола имеет в данном случае косвенно-возвратное значение: называется действие, совершаемое субъектом в своих интересах. Здесь –ся приравнивается к себе для себя. Ещё не насветил себе (для себя).
Встречается один вид – полные страдательные причастия (особая форма глагола) с префиксом за-. Он имеет значение “покрыть(ся), закрыть(ся) чем-либо с помощью действия, названного мотивирующим глаголом.” Как например глаголы: зацвести – “цветя, покрыться чем-нибудь”, закапать – “катая, покрыть чем-нибудь.”
У Евтушенко в причастиях используются мотивирующие их глаголы, которые имеют данное значение, а именно:
… я верю где-нибудь у свалки,
что на заплеванном заборе
(Фиалки)
и запаутиненных чердаков
Итак, в данных примерах новообразования – причастия, имеющие следующие значения – “заплеванном” – “заплевать, покрыть плевками забор”, “запаутиненных” – “ покрывшихся паутиной чердаков”. Таким образом, можно сказать, что в данном случае семантика “покрытия, закрытия” целиком и полностью выражается мотивирующей основой глагола. Точно также, как и в глаголах: заасфальтировать, заштукатурить.
Теперь целесообразно обратиться к другой части речи – наречиям. Как известно, к новообразованным принадлежат и наречия с суффиксами –о, постоянно возникающие в речи. В основном они образованы от прилагательных. Наречия с суффиксом –о обозначают признак, названный мотивирующим прилагательным. Наречия, мотивированные суффиксальными прилагательными со значением отношения к предмету, явлению, обычно семантически мотивируются следующим образом: “так свойственно тому, что названо мотивирующей основой прилагательного”. Очень часто такие наречия используются в художественной речи поэтами и писателями. У исследуемого поэта:
Сквер величаво листья осыпал.
Светало. Было холодно и трезво
(Сквер величаво листья осыпал…
На каждой лыже белая ложбинка, как Млечный Путь.
Опасность хрустко бродит по морозу.
(Две пары лыж)
И, важный лоб сановно морща,
(Мед)
И о меня скулёжно
боками трутся псы.
(Бухта проведения)
Данные наречия воспринимаются достаточно необычно.
Заключение
В результате проделанной работы по анализу новообразований в поэзии Е.А.Евтушенко можно сделать следующий вывод:
Слова данной категории относятся к самостоятельным частям речи, а именно: существительному, прилагательному, глаголу и его формам(особенно причастие), наречию.
Поэтичная
речь известного и уважаемого поэта
изобилует таким средством
Эти слова необходимы в художественной публицистической речи для создания особого колорита в творчестве поэтов и писателей.
Литература
Словари
Источники
Информация о работе Новообразования в поэтическом тексте Евгения Евтушенко