Новообразования в поэтическом тексте Евгения Евтушенко

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в анализе индивидуально – авторских новообразований Евгения Евтушенко. Достижение данной цели предполагает собой решение следующих задач:
• описание основных функций новообразований в поэзии Евгения Евтушенко;
• классификация новых слов по способам словообразования с учётом их принадлежности к различным частям речи;
• описание словообразовательных типов новообразований, определение степени их продуктивности по отношению к общему языку;
• выявление наличия либо отсутствия отклонений от словообразовательных норм русского языка.

Оглавление

I. Введение…………………………………………………………………....3
II. Основная часть:
Глава 1 Взгляды лингвистов на определение и характеристику новообразований………………………………………………………7
Глава 2 Новообразования в поэзии Е.А.Евтушенко……………..12
III. Заключение………………………………………………………………..23
IV. Список литературы……………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 

      словно нетопырь,

наманикюренные пальчики

девицы  сушат врастопыр.

                 (Золушка)

 

В данном случае употреблено  причастие полное страдательное, образованное от глагола наманикюрить – “совершить, довести до результата действие по глаголу маникюрить”.

Другой  способ префисально-постфиксальный. Однако здесь префикс на-  имеет значение “действие, названное мотивирующим глаголом, совершить в достаточной степени или в избытке; дойти до пресыщения в результате длительного или интенсивного совершения этого действия.

 

а я  ещё не насветился,

                    а я еще не досветил.

                                  (Цицинателы)

 

Постфикс ся- возвратного глагола имеет в данном случае косвенно-возвратное значение: называется действие, совершаемое субъектом в своих интересах. Здесь –ся приравнивается к себе для себя. Ещё не насветил себе (для себя).

Встречается один вид – полные страдательные  причастия (особая форма глагола) с  префиксом за-. Он имеет значение “покрыть(ся), закрыть(ся) чем-либо с помощью действия, названного мотивирующим глаголом.”  Как например глаголы: зацвести – “цветя, покрыться чем-нибудь”, закапать – “катая, покрыть чем-нибудь.”

У Евтушенко  в причастиях  используются мотивирующие их глаголы, которые имеют  данное значение, а именно:

 

… я  верю где-нибудь у свалки,

что на заплеванном заборе

                 (Фиалки)

 

                и запаутиненных чердаков

                                  (Цицинателы)

 

Итак, в данных примерах новообразования – причастия, имеющие следующие значения – “заплеванном” – “заплевать, покрыть плевками забор”, “запаутиненных” – “ покрывшихся паутиной чердаков”. Таким образом, можно сказать, что в данном случае семантика “покрытия, закрытия” целиком и полностью  выражается мотивирующей основой глагола. Точно также, как и в глаголах: заасфальтировать, заштукатурить.

Теперь  целесообразно обратиться к другой части речи – наречиям. Как известно, к новообразованным принадлежат и наречия с суффиксами –о, постоянно возникающие в речи. В основном они образованы от прилагательных. Наречия с суффиксом –о обозначают признак, названный мотивирующим прилагательным. Наречия, мотивированные суффиксальными прилагательными со значением отношения к предмету, явлению, обычно семантически мотивируются следующим образом: “так свойственно тому, что названо мотивирующей основой прилагательного”. Очень часто такие наречия используются в художественной речи поэтами и писателями. У исследуемого поэта:

 

Сквер величаво листья осыпал.

  Светало. Было холодно и трезво.

                       (Сквер величаво листья осыпал…)

 

На каждой лыже белая ложбинка, как Млечный Путь.

Опасность хрустко бродит по морозу.

                (Две пары лыж)

 

И, важный лоб сановно морща,

      

                                 (Мед)

 

И о  меня скулёжно

    боками трутся псы.

(Бухта  проведения)

Данные  наречия воспринимаются достаточно необычно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате проделанной работы  по анализу новообразований в поэзии Е.А.Евтушенко можно сделать следующий вывод:

Слова данной категории относятся к  самостоятельным частям речи, а именно: существительному, прилагательному, глаголу и его формам(особенно причастие), наречию.

    1. Однако больше всего в его  творчестве новообразований, относящихся к имени существительном, образованных главным образом при помощи суффиксации.
      1. Путем суффиксации образованы существительные, мотивированные прилагательными и глаголами частотными суффиксами являются –ость-, -ство-,-инк-,-нщ (суффиксы субъективной  оценки), -ние, а –j-(  в данном случае это префиксально-суффиксальный способ, т.к. слово образуется и при помощи префикса без-).
      2. Также часто встречаются сложные существительные с сочинительным отношением основ: в большинстве используются элементы полу-, само-.
      1. Следующая группа – прилагательные, образованные сложением и при помощи суффикса –оньк- (субъективной оценки). Однако по частотности они значительно уступают существительным
      2. Глаголы образуются префиксальным способом. Основные префиксы: от-, на-, за-. Причем префикс на- имеет разные значения и при всех значениях модели  высокопродуктивные. Даже большую группу составляют причастия ( в основном страдательные полные), образованные от глаголов.
      3. Большую группу составляют наречия, образованные от прилагательных (относительных) при помощи суффикса –о. Они обозначают признак действия, свойственный мотивирующему их прилагательному.

 

Поэтичная речь известного и уважаемого поэта  изобилует таким средством выразительности, как новообразования. Они вносят в его стихотворения яркость, красочность, свежесть, стилистическую новизну, вносят экспрессию, служат более точному, лаконичному наименованию различных явлений, действий, признаков.

Эти слова  необходимы в художественной публицистической речи для создания особого колорита в творчестве поэтов и писателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Ахманова О.С., Краснова И.Е. О методологии языкознания // Вопросы языкознания. 1974. № 6.
  2. Бакина М.А. Словотворчество – В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературы. Поэзия. М., 1977
  3. Большая Российская энциклопедия, Дрофа, 1997
  4. Винокур Г.О. Маяковский – новатор языка – В кн. О языке худ-ой литературы. М.,1991
  5. Земская Е.А. Современный Русский язык. Словобразование. М, “Просвещение”,1973
  6. Калинин А.В. Лексика русского языка: Учеб. пособ. Изд. 2. М.: Изд-во МГУ, 1978
  7. Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. М., 1973
  8. Лыков А.Г. Современная русская лексикология (Русское окказиональное слово). М.: Высш. школа, 1976.
  9. Соловьёва А.К. Проблемы индивидуального говорения // Вопросы языкознания. 1962. № 3
  10. Соссюр де Ф. Труды по языкознанию. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1977

 

Словари

    1. Ахматова О.С. Словарь Лингвистических терминов. М,1966
    2. Словарь современного русского литературного языка. М.,1950-1965

 

Источники

  1. Евтушенко Е.А. Граждане, послушайте меня…. Стихотворения и поэмы М.:Хад. Лит.,1989



Информация о работе Новообразования в поэтическом тексте Евгения Евтушенко