Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:12, реферат
В древние века наука существовала как «философия». Накопленные ей знания были еще столь невелики по объему и столь элементарны, что знания ученого ненамного превосходили коллективный опыт «неученой» части общества, наука еще не стала профессиональным трудом (она часто приближалась к интеллектуальному развлечению), она еще не испытывала потребности в специально-предметной дифференциации. «Философия» почти не отделялась от искусства (литературы) и публицистики (ораторского искусства) и пользовалась, как и они, преимущественно, средствами той общеупотребительной речи, которая в дальнейшем развилась в разговорный стиль.
Введение 3
1. Общая характеристика научного стиля 5
2. Лексика, морфология, синтаксис стиля 12
Заключение 16
Список литературы 17
Рассуждение - функционально-смысловой тип речи, соответствующий форме абстрактного мышления - умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание - придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики.
Центральной разновидностью является собственно рассуждение (рассуждение в узком смысле слова) - тип речи, наиболее последовательно выражающий причинно-следственные отношения между суждениями: от причины к следствию, а не от следствия (тезиса) к причине (основанию). Центральное место собственно рассуждения в системе аргументативных подтипов речи обусловлено и его ролью в коммуникативно-познавательном процессе. Именно данный тип речи оформляет выведение нового знания, демонстрирует ход авторской мысли, путь решения проблемы. Структурно собственно рассуждение представляет собой цепь предложений, связанных отношениями логического следования. Например:
«Под
действием электромагнитной волны атом
с равной вероятностью может перейти как
в более высокое, так и в более низкое энергетическое
состояние... В первом случае волна будет
ослабляться, во втором - усиливаться.
Если парамагнетик находится в тепловом
равновесии, атомы распределяются по подуровням
в соответствии с законом Больцмана...
8
Следовательно, число атомов, находящихся в состоянии с меньшей энергией, превышает число атомов, находящихся в состоянии с большей энергией. Поэтому переходы, происходящие с увеличением энергии атомов, будут преобладать над переходами, происходящими с уменьшением энергии. В итоге интенсивность волны будет уменьшаться - парамагнетик поглощает электромагнитное излучение, в результате чего он нагревается. Из сказанного вытекает, что электронный парамагнитный резонанс представляет собой избирательное поглощение энергии радиочастотного поля в парамагнитных веществах, находящихся в постоянном магнитном поле» (И.В. Савельев. Курс общей физики).
Прилегающую
к центру область, область ближней периферии,
занимают подтипы рассуждения, которые
служат для того, чтобы придать высказанным
суждениям более аргументированный характер:
доказательство (коммуникативно-познавательная
функция - установление истинности тезиса),
опровержение (разновидность доказательства,
которая служит для установления ложности
тезиса), подтверждение (или эмпирическое
доказательство, функция - установление
достоверности высказанного положения
посредством подкрепления его фактами),
обоснование (установление целесообразности
действия, мотивировка; в отличие от доказательства,
которое соответствует вопросу «Действительно
ли это так?», обоснование дает ответ на
вопрос «Действительно ли это нужно, целесообразно?»).
Эти подтипы рассуждения объединяются
между собой на основе структурного сходства:
все они включают тезис, образующий ключевую
часть построения, и аргументы - комментирующую
часть, которая призвана снять сомнения
(полностью или частично) относительного
выдвинутого в качестве тезиса положения.
9
Приведем пример доказательства: «Тепловое движение излучающих атомов приводит к так называемому доплеровскому расширению спектральных линий. Пусть в момент испускания фотона атом обладает импульсом… Поэтому импульс атома изменяется… Следовательно, изменяется и энергия поступательного движения атома… Заменим… Обозначим… Значение этой частоты получается из условия… В результате получим, что… Из формул … вытекает, что… Подставив сюда выражение.., придем к формуле… Следовательно, выражение … дает доплеровскую ширину у спектральной линии» (И.В. Савельев. Курс общей физики).
Доказательство,
как правило, завершается вариативным
повтором тезиса - выводом, т. е. уже известным
читателю суждением, новый момент которого
заключается в том, что доказана его истинность.
Между начальным и заключительным предложениями
устанавливается дистантная лексико-семантическая
связь, которая является сигналом начала
и конца высказывания, выполняет особую
композиционную роль, организуя текст.
Доказательство характеризуется использованием
типического набора средств. К стереотипным
способам его оформления относится обозначение
последовательности операций с помощью
глаголов 1-го лица множественного числа:
найдем, умножим, приравняем, определим
и т. п. Результат этих операций вводится
словами будет, будем иметь, получим, откуда
получается, отсюда вытекает, тогда и др.
Для выражения причинно-следственных
связей используются союзы и союзные аналоги
соответствующей семантики: так как, так
что, потому, поэтому, следовательно, таким
образом, итак. В доказательстве, осуществляемом
с помощью дополнительных допущений, используется
частица пусть, перформативы предположим,
допустим, условные конструкции.
10
В области дальней периферии полевой структуры рассуждения находится объяснение. В отличие от названных подтипов рассуждения, объяснение служит прежде всего не целям подтверждения справедливости тезиса (или установления его ложности), а раскрытию причин реальных явлений. Например:
«Интересно отметить, что резкие грани фасонных профилей отверстий становятся в волокне сглаженными, а если размер деталей профилированного отверстия не очень велик, то волокно получается круглого сечения, т. е. таким, как при круглом отверстии. Это происходит потому, что на жидкую струю действуют силы поверхностного натяжения…» (С.П. Папков. Полимерные волокнистые материалы).
Рассуждение как текстовое явление сформировалось в научной речи. Именно благодаря научному стилю русский литературный язык в процессе своего развития обогатился рассуждением в его наиболее «чистом» виде, во всех его основных разновидностях.
11
Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств: На уровне лексики:
Лексика научной литературы включает три класса слов или словосочетаний: общелитературную лексику, общенаучную лексику (слова и словосочетания, употребительные в научной речи и не имеющие специальных дефиниций в пределах данной науки, например, система, явление, исследование, объект), термины - слова или словосочетания, обозначающие понятия и предметы исследования данной науки и имеющие дефиниции в научном тексте или в специальных терминологических словарях.
Термины,
в свою очередь, подразделяются на номенклатурные,
обозначающие предметы исследования,
например, лошади (equidae), кошка домашняя
(catus catus domesticus), и понятийные,
обозначающие понятия, с которыми оперирует
научное исследование, например, псевдоген,
ферментная функция.
12
Терминологические дефиниции строятся в соответствии с принципами абстракции в данной науке, а вся система терминов отражает картину научного предмета и состояние научных знаний. Однако значения научных терминов не остаются неизменными, поскольку знание развивается, а научные понятия в различных научных школах толкуются неодинаково.
На уровне морфологии:
На синтаксическом уровне:
Приведем
в качестве примера отрывок из речевого
произведения научного стиля собственно
научной его разновидности - монографии
по лингвистике: Правило 3 (факультативная
окраска презумпций). Если составляющая
с потенциальной презумпцией Р является
синтаксическим актантом миропорождающего
предиката,
13
то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания - модальной «окраске» (термин «окраска» - из Schiebe 1979); б) Р остается презумцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения [Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 2001. с. 77].
В этом отрывке нашли отражение следующие черты научного стиля:
лингвистические термины презумпция, синтаксический, актант, предикат, модальный, семантический;
символ Р (презумпция) в качестве компонента текста;
слова с абстрактным значением составляющая, возможность, суждение, изменение, понимание, выражение;
отсутствие слов в переносном значении: слово окраска употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой;
слова, указывающие на объективные критерии оценки ситуации: потенциальный, соответствующий, истинный, регулярный;
отсутствие обращений, междометий, модальных частиц, вопросительных и восклицательных предложений и других средств образности;
сложное предложение с условным подчинительным союзом если ... то, указывающее на причинно-следственные отношения;
придание
тексту большей четкости с помощью расчленения
на пункты: а) и б);
14
ссылка
на другое произведение научной литературы,
полное описание которой представлено
в библиографии: Schiebe 1979.
3.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ
Научный стиль - один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства.
Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер - эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества. Достаточно сказать, что из 600 000 слов авторитетнейшего английского словаря Уэбстера (Вебстера) 500 000 составляет специальная лексика.
Широкое
и интенсивное развитие научно-технического
стиля привело к формированию в его рамках
многочисленных жанров, таких, как: статья,
монография, учебник, патентное описание
(описание изобретения), реферат, аннотация,
документация, каталог, справочник, спецификация,
инструкция, реклама (имеющая признаки
и публицистического стиля). Каждому жанру
присущи свои индивидуально-стилевые
черты, однако они не нарушают единство
научно-технического стиля, наследуя его
общие признаки и особенности.
15
Итак, быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызывают потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания.