Научный стиль .Использование языковых средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 13:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования - сформулировать особенности научного стиля и определить соответствующие ему языковые средства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-дать определение понятию « Научный стиль»,раскрыть его стилевые черты
-определить область применения
-рассмотреть его синтаксические особенности

Оглавление

1. Введение
2.Глава 1. Особенности научно стиля.
Параграф 1.1- Понятие научного стиля
Параграф 1.2- Лексические особенности научного стиля
Параграф 1.3 -Морфологические особенности научного стиля
Параграф 1.4- Синтаксические особенности научного стиля.
Параграф 1.5- Области применения научного стиля.
3.)Глава 2. Исследовательская работа с текстом . Анализ отрывка «Исследование когнитивных и социокультурных аспектов развития научного знания. ».
4.)Заключение.
5.)Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

              1.5 Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер — эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени - публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества. Достаточно сказать, что из 600 000 слов авторитетнейшего английского словаря Уэбстера (Вебстера) 500 000 составляет специальная лексика. 
Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках следующих разновидностей (подстилей):

1) собственно научный (монографии, диссертации, научные статьи, доклады);

2) научно-популярный (лекции, статьи, очерки);

3) учебно-научный (учебники, методические пособия, программы, лекции, конспекты);

4) научно-деловой (техническая  документация, контракты, сообщения  об испытаниях, инструкции для  предприятий);

5) научно-информативный (патентные  описания, информативные рефераты, аннотации);

6) научно-справочный (словари, энциклопедии, справочники каталоги). Каждому подстилю и жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

 

 

   Глава II

Анализ научного текста

«Итак, исследование проблемы креативности требует обращения  к самым  разным областям человеческой      жизнедеятельности:  и социальной, и  биологической, и культурной, и,  возможно,   некоторым   более   широким сферам.  Например,  В.И.Вернадский  отмечал такой   интересный   феномен   человеческой культуры как  пульсация талантливости. Речь идет о  том, что  в определенные  эпохи,  в достаточно   локализованных   границах   на протяжении исторически коротких промежутков времени человечество становилось свидетелем появления и  расцвета целой плеяды талантов(достаточно вспомнить  эпоху Возрождения  в Италии или   период   развития   русской литературы, давший  мировой культуре  таких гениев как Толстой, Достоевский и Чехов).

  Не вызывает сомнения, что анализ подобного  рода феноменов  имеет   самое непосредственное отношение к пониманию природы творческого  процесса  и  предполагает исследование  и   учет  множества  факторов самой  различной   природы.  В  этой  связи весьма  плодотворной  представляется  идея, сформулированная видным советским генетиком В.П.Эфроимсоном, в  соответствии с  которой ,понимание феномена  талантливости, предполагает  рассмотрение   трех  основных факторов,  обусловливающих возможность реализации творческих  потенций: зарождения гения  -   как  проблемы   биологической  и генетической,  становления   гения  -   как проблемы биосоциальной и реализации гения ,как проблемы социальной. Им  были выявлены определенные биологические  и  генетические особенности, обусловливающие     высокий уровень мыслительной активности, характерный для одаренных людей. Например, сформулирована   подтвердившаяся    позднее гипотеза о  существовании в мозге человека "биологического     допинга"     эндогенной природы,  оказывающего стимулирующее  воздействие на его работу. Установлено наличие корреляции  между высокой  степенью одаренности и  повышенным  содержанием  мочевой кислоты  в крови человека. Было также показано, что  креативным личностям  присущ особый  тип  психической  организации  (так называемая   циклотимия),    для    которой характерно  чередование  периодов  высокого подъема   и   глубокого   спада   душевных, творческих   и   жизненных   сил.   Первому состоянию свойственна  быстрота и  легкость нахождения решений,   нетривиальных  ассоциаций  и   аналогий,  стремительное, без видимых усилий, продуцирование идей, высокая работоспособность.  Противоположное состояние     характеризуется      падением жизненного        тонуса,    снижением работоспособности, апатией.  Решение  задач при  этом   требует  серьезных   волевых  и мыслительных   усилий    и   происходит  с существенно меньшей эффективностью.

Вообще,     что     касается     проблемы биологической        и         генетической обусловленности   протекания   мыслительных процессов,  то   ей   в   настоящее   время уделяется значительное  внимание. И в частности,    в    рамках    социобиологических. И действительно, было обнаружено, что мозг продуцирует      определенные      вещества (нейропептионы),      которые      являются естественными стимуляторами его активности. Предпринимается     попытка проанализировать сложные  формы опосредований, которые существуют между особенностями генетической   организации    индивида    и спецификой  функционирования   его   систем восприятия и  переработки  информации.  При этом   учитывается    также   и    обратное воздействие,    оказываемое     социальными институтами,     сложившимися     системами ценностей,   приоритетов,    установок    и предпочтений  той   культуры,   к   которой принадлежит  индивид,  на  возможности  его адаптации, характер  принимаемых им решений и    доминирующие     формы    мыслительной активности. Причем  интересно отметить, что с  развитием   такого   рода   исследований упомянутые  взаимосвязи   приобретают  все более сложный  характер:  если  раньше  они понимались       несколько       упрощенно(постулировалось  непосредственное  влияние генетической  обусловленности  на  характер мыслительных    структур),     то    сейчас предполагается     более     опосредованная зависимость различных  уровней  организации таких  сложных   систем   как   человек   и человеческое  сообщество.   Так   например, предложена     теория  генно-культурной коэволюции, где  используются понятия эпигенеза (совокупности  взаимодействий  между генами  и   средой  в  процессе  развития), эпигенетических   правил    (представляющих собой ограничения,  налагаемые на возможные альтернативные пути  развития  мыслительных структур   субъекта    его    генетическими предрасположенностями),      культургена (определенной   информационной   структуры, информационного  упорядочения,  являющегося элементом генно-культурной коэволюции).»

 

                                     Анализ данного фрагмента :

Тема: Когнитивно- психологические аспекты  мышления креативных личностей

Идея: исследование когнитивных и социокультурных   аспектов   развития

       научного  знания.

Читательский адрес: для философов, науковедов

Вид: прозаический.

Жанр:  собственно научная статья

Стиль: научный

Стилистический анализ

Фонетико-стилистическая характеристика.

    1. Нейтральный стиль (повествовательные невосклицательные предложения, лексико-фразеологический

    1. состав нейтральный, книжный.

    1. Произносительные варианты соответствуют литературной норме произношения. Паузы, средняя длина синтагм (ритмика текста), в целом, отвечают научному стилю тесная связь между отдельными предложениями(логическая композиционная последовательность изложения, законченность смысловая и структурная).

                              Лексико-семантический анализ:

     Большинство слов (≈81,268 %) в тексте однозначные, преобладают слова и словосочетания терминологического характера.

Все слова употреблены в прямом значении, что свойственно научному стилю.

В тексте нет синонимических рядов (лаконизм и точность научного стиля).

    1. Словарный состав текста

      • Вся лексика текста активного состава.

      • Основной пласт составляют слова общенаучные (исследования, структура, процесс итд) и общеупотребительные (человек, идея, природа, итд), но в тексте также имеется значительное количество лексики ограниченного употребления -- философские ,медицинские, научные термины, что характерно для научной статьи.

      • Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины), эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует ("сухость" изложения в научном стиле), представлена также нейтральная лексика.

      • В тексте есть и заимствования: допинг(от англ. dope — давать наркотики), креативность(от англ create – создавать, творить), Гене́тика (от греч. γενητως — происходящий от кого-то), апатия (др.-греч. ἀπάθεια — бесчувственность), эффективность (лат. efficientia), гений (от лат. genius — дух) итд ,что является характерной чертой научного стиля.

      • В тексте употреблены фразеологизмы научно-терминологического характера – устойчивые словосочетания: .(исследование проблемы ,высокая работоспособность ,процесс развития, мыслительная активность итд) .Это тоже характерно для научного стиля.

      • Изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур в тексте нет.

                                          Словообразовательный анализ:

В тексте есть производные слова, образованные морфологическим суффиксальным способом с использованием продуктивных суффиксов (-ск-, -ян-, -н-).

Субъективных суффиксов и контекстуальных образований нет (научный стиль).

                                                    Морфологический анализ:

В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом. Это специфика научного стиля. Употреблены существительные в сочетании с прилагательными в функции определения (в том числе устойчивые сочетания), что объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля.

Прилагательные в тексте в основном относительные, преобладают прилагательные, образующие устойчивые терминологические сочетания с существительными (сферы жизнедеятельности, основные факторы и т.д). Составные термины -- признак научной речи.

Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу. Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.

Много употреблено форм причастий (подтвердившаяся, оказывающего, обусловливающих итд), что типично для научного стиля.

Представлены союзы, составные предлоги (а также, в виде итд). Эмоциональных частиц и междометий нет.

                                            Синтаксический анализ????????

Текст представляет собой сложное синтаксическое целое, с последовательной цепной связью, объединенное темой и идеей.

В тексте 17 предложений: есть простые, осложненные причастными оборотами и однородными членами, и сложные предложения, повествовательные с нейтральной лексикой, логически правильным порядком слов. Прямой порядок слов типичен для логического, последовательного и четкого научного стиля.

                                          Общий вывод по анализу фрагмента:     

 Уровни текста, и лексический в первую очередь, способствуют формированию научного функционального стиля, особенности которого проявляются на всех уровнях. Отсутствие экспрессивных средств на всех уровнях также отличает научный функциональный стиль.

 

         

 

 

 

 

                  Заключение к работе по культуре речи "

              «Научный стиль .Использование языковых средств»

 

             Для написания различных текстов используются различные стили, которым соответствуют определенные языковые средства. В данной работе был проведено изучение литературы по теме научного стиля речи и проанализирован отрывок текста соответствующего направления.

 Из чего можно сделать  вывод, что научный стиль речи  необходим в определенных жизненных ситуациях .Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами научного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи .  

 

 Список литературы :

1)    Русский язык и культура речи / Под. ред. В.Д. Черняк. М.: Высшая школа, 2002.

2) http://imp.rudn.ru/ffec/rlang/rl8.html

3) http://philosophy.ru/

4) http://www.studfiles.ru/

 


Информация о работе Научный стиль .Использование языковых средств