1.5 Сфера применения научного стиля
Сфера применения научного
стиля очень широка. Это один из стилей,
оказывающий сильное и разностороннее
влияние на литературный язык. Совершающаяся
на наших глазах научно-техническая революция
вводит во всеобщее употребление огромное
количество терминов. Компьютер, дисплей,
экология, стратосфера, солнечный ветер
— эти и многие другие термины перешли
со страниц специальных изданий в повседневный
обиход. Если раньше толковые словари
составлялись на основе языка художественной
литературы и в меньшей степени - публицистики,
то сейчас описание развитых языков мира
невозможно без учета научного стиля и
его роли в жизни общества. Достаточно
сказать, что из 600 000 слов авторитетнейшего
английского словаря Уэбстера (Вебстера)
500 000 составляет специальная лексика.
Широкое и интенсивное развитие
научного стиля привело к формированию
в его рамках следующих разновидностей
(подстилей):
1) собственно научный (монографии,
диссертации, научные статьи, доклады);
2) научно-популярный (лекции,
статьи, очерки);
3) учебно-научный (учебники,
методические пособия, программы, лекции,
конспекты);
4) научно-деловой (техническая
документация, контракты, сообщения
об испытаниях, инструкции для
предприятий);
5) научно-информативный (патентные
описания, информативные рефераты,
аннотации);
6) научно-справочный (словари,
энциклопедии, справочники каталоги).
Каждому подстилю и жанру присущи свои
индивидуально-стилевые черты, которые,
однако, не нарушают единства научного
стиля, наследуя его общие признаки и особенности.
Глава II
Анализ научного
текста
«Итак, исследование проблемы
креативности требует обращения к
самым разным областям человеческой
жизнедеятельности: и социальной, и
биологической, и культурной, и, возможно,
некоторым более широким
сферам. Например, В.И.Вернадский
отмечал такой интересный
феномен человеческой культуры
как пульсация талантливости. Речь
идет о том, что в определенные
эпохи, в достаточно локализованных
границах на протяжении исторически
коротких промежутков времени человечество
становилось свидетелем появления и
расцвета целой плеяды талантов(достаточно
вспомнить эпоху Возрождения в
Италии или период развития
русской литературы, давший мировой
культуре таких гениев как Толстой,
Достоевский и Чехов).
Не вызывает сомнения,
что анализ подобного рода феноменов
имеет самое непосредственное отношение
к пониманию природы творческого процесса
и предполагает исследование и
учет множества факторов самой
различной природы. В этой
связи весьма плодотворной представляется
идея, сформулированная видным советским
генетиком В.П.Эфроимсоном, в соответствии
с которой ,понимание феномена талантливости,
предполагает рассмотрение
трех основных факторов, обусловливающих
возможность реализации творческих
потенций: зарождения гения -
как проблемы биологической
и генетической, становления
гения - как проблемы биосоциальной
и реализации гения ,как проблемы социальной.
Им были выявлены определенные биологические
и генетические особенности, обусловливающие
высокий уровень мыслительной активности,
характерный для одаренных людей. Например,
сформулирована подтвердившаяся
позднее гипотеза о существовании
в мозге человека "биологического
допинга" эндогенной природы,
оказывающего стимулирующее воздействие
на его работу. Установлено наличие корреляции
между высокой степенью одаренности
и повышенным содержанием мочевой
кислоты в крови человека. Было также
показано, что креативным личностям
присущ особый тип психической
организации (так называемая
циклотимия), для которой
характерно чередование периодов
высокого подъема и глубокого
спада душевных, творческих
и жизненных сил. Первому
состоянию свойственна быстрота и
легкость нахождения решений, нетривиальных
ассоциаций и аналогий, стремительное,
без видимых усилий, продуцирование идей,
высокая работоспособность. Противоположное
состояние характеризуется
падением жизненного
тонуса, снижением работоспособности,
апатией. Решение задач при этом
требует серьезных волевых
и мыслительных усилий
и происходит с существенно
меньшей эффективностью.
Вообще, что
касается проблемы биологической
и генетической
обусловленности протекания
мыслительных процессов, то
ей в настоящее время
уделяется значительное внимание.
И в частности, в рамках
социобиологических. И действительно,
было обнаружено, что мозг продуцирует
определенные вещества
(нейропептионы), которые
являются естественными стимуляторами
его активности. Предпринимается
попытка проанализировать сложные
формы опосредований, которые существуют
между особенностями генетической
организации индивида
и спецификой функционирования
его систем восприятия и переработки
информации. При этом учитывается
также и обратное воздействие,
оказываемое социальными
институтами, сложившимися
системами ценностей, приоритетов,
установок и предпочтений
той культуры, к которой
принадлежит индивид, на возможности
его адаптации, характер принимаемых
им решений и доминирующие
формы мыслительной активности.
Причем интересно отметить, что с
развитием такого рода
исследований упомянутые взаимосвязи
приобретают все более сложный
характер: если раньше они понимались
несколько упрощенно(постулировалось
непосредственное влияние генетической
обусловленности на характер мыслительных
структур), то сейчас
предполагается более
опосредованная зависимость различных
уровней организации таких сложных
систем как человек
и человеческое сообщество.
Так например, предложена
теория генно-культурной коэволюции,
где используются понятия эпигенеза
(совокупности взаимодействий между
генами и средой в процессе
развития), эпигенетических правил
(представляющих собой ограничения,
налагаемые на возможные альтернативные
пути развития мыслительных структур
субъекта его генетическими
предрасположенностями),
культургена (определенной информационной
структуры, информационного упорядочения,
являющегося элементом генно-культурной
коэволюции).»
Анализ данного фрагмента
:
Тема: Когнитивно- психологические
аспекты мышления креативных личностей
Идея: исследование когнитивных и
социокультурных аспектов
развития
научного
знания.
Читательский адрес: для философов, науковедов
Вид: прозаический.
Жанр: собственно
научная статья
Стиль: научный
Стилистический
анализ
Фонетико-стилистическая характеристика.
Нейтральный стиль (повествовательные
невосклицательные предложения, лексико-фразеологический
состав нейтральный, книжный.
Произносительные варианты
соответствуют литературной норме произношения.
Паузы, средняя длина синтагм (ритмика текста), в целом, отвечают научному стилю тесная связь между отдельными предложениями(логическая композиционная
последовательность изложения, законченность
смысловая и структурная).
Лексико-семантический анализ:
Большинство слов
(≈81,268 %) в тексте однозначные,
преобладают слова и словосочетания терминологического
характера.
Все слова употреблены в прямом
значении, что свойственно научному стилю.
В тексте нет синонимических
рядов (лаконизм и точность научного стиля).
Словарный состав
текста
Вся лексика текста активного
состава.
Основной пласт составляют
слова общенаучные (исследования, структура, процесс итд) и общеупотребительные (человек, идея, природа, итд), но в тексте также имеется значительное количество лексики
ограниченного употребления -- философские ,медицинские, научные термины, что характерно для научной
статьи.
Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины), эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует
("сухость" изложения в научном стиле), представлена также нейтральная лексика.
В тексте есть и заимствования: допинг(от англ. dope — давать наркотики), креативность(от англ create – создавать, творить), Гене́тика (от греч. γενητως — происходящий от
кого-то), апатия (др.-греч. ἀπάθεια — бесчувственность), эффективность (лат. efficientia), гений (от лат. genius — дух) итд ,что является характерной чертой
научного стиля.
В тексте употреблены фразеологизмы
научно-терминологического характера – устойчивые словосочетания: .(исследование проблемы ,высокая работоспособность ,процесс развития, мыслительная активность итд) .Это тоже характерно для научного стиля.
Изобразительно-выразительных
средств и стилистических фигур в тексте
нет.
Словообразовательный
анализ:
В тексте есть производные слова,
образованные морфологическим суффиксальным
способом с использованием продуктивных
суффиксов (-ск-, -ян-, -н-).
Субъективных суффиксов и контекстуальных
образований нет (научный стиль).
Морфологический анализ:
В тексте преобладают имена
(существительные) над глаголом. Это специфика
научного стиля. Употреблены существительные
в сочетании с прилагательными в функции
определения (в том числе устойчивые сочетания),
что объясняется краткостью и большой
информативностью научного стиля.
Прилагательные в тексте в основном
относительные, преобладают прилагательные,
образующие устойчивые терминологические
сочетания с существительными (сферы жизнедеятельности,
основные факторы и т.д). Составные термины
-- признак научной речи.
Отсутствует повествование
от первого лица и обращение ко второму
лицу. Используется стилистически нейтральный
монолог от третьего лица, т.к. внимание
сосредоточено на содержании и логической
последовательности сообщения.
Много употреблено форм причастий
(подтвердившаяся, оказывающего, обусловливающих
итд), что типично для научного стиля.
Представлены союзы, составные
предлоги (а также, в виде итд). Эмоциональных
частиц и междометий нет.
Синтаксический
анализ????????
Текст представляет собой сложное
синтаксическое целое, с последовательной
цепной связью, объединенное темой и идеей.
В тексте 17 предложений: есть
простые, осложненные причастными оборотами
и однородными членами, и сложные предложения,
повествовательные с нейтральной лексикой,
логически правильным порядком слов. Прямой
порядок слов типичен для логического,
последовательного и четкого научного
стиля.
Общий вывод по анализу фрагмента:
Уровни текста, и лексический
в первую очередь, способствуют формированию
научного функционального стиля, особенности
которого проявляются на всех уровнях.
Отсутствие экспрессивных средств на
всех уровнях также отличает научный функциональный
стиль.
Заключение к работе по культуре речи
"
«Научный стиль .Использование языковых
средств»
Для написания различных текстов используются
различные стили, которым соответствуют
определенные языковые средства. В данной
работе был проведено изучение литературы
по теме научного стиля речи и проанализирован
отрывок текста соответствующего направления.
Из чего можно сделать
вывод, что научный стиль речи
необходим в определенных жизненных
ситуациях .Каждый член современного
общества в разное время жизни и в разной
мере сталкивается с текстами научного
стиля, функционирующего в устной и письменной
форме, поэтому овладение нормами научного
и научно-учебного стиля речи является
важной составной частью культуры русской
устной и письменной речи .
Список литературы :
1) Русский язык и культура речи
/ Под. ред. В.Д. Черняк. М.: Высшая школа,
2002.
2) http://imp.rudn.ru/ffec/rlang/rl8.html
3) http://philosophy.ru/
4) http://www.studfiles.ru/