Ломоносов "Теория трех штилей"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:32, реферат

Краткое описание

Михаил Васильевич Ломоносов был великим человеком. Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития русского литературного языка. Недаром Радищев называл Ломоносова "насадителем" русского слова. Второго такого в российской науке не было. Но тем сильнее проявляется его гениальность, что он, будучи ученым, был одним из ведущих литераторов своего времени. Он на собственном примере доказал, что человек может заниматься наукой и одновременно искусством, физикой и литературой. Теоретическая филологическая работа и практическая писательская деятельность Ломоносова связана с расцветом русского классицизма, однако не замыкается полностью в рамках этого направления. За пределы теории классицизма выходят идеи Ломоносова об исторической обусловленности стилевой системы русского литературного языка, изложенные в "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке" (1758). До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов.

Файлы: 1 файл

Сочинение Ломоносов М.docx

— 51.49 Кб (Скачать)
justify">      2. Ограничивает употребление церковнославянизмов. 

     3. Теоретически обосновывает употребление  в литературном языке просторечий. 

     4. Средство борьбы со злоупотреблением  иноязычными словами. 

     5. Подвела итог и охарактеризовала  современное Ломоносову состояние  русского литературного языка.

     Таким образом, М.Ю.Ломоносов предвидел пути будущего развития стилистической системы русского литературного языка.

Грамматика  и теория стиля

«Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова.  
Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается».

     Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов и разработал стилистическую систему русского языка — теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных»). Ломоносов выделял три «штиля»:

     1. Высокий штиль — высокий, торжественный, величавый.  
Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.

    2. Средний  штиль — элегии, драмы, эклоги, дружеские сочинения. 
    3. Низкий штиль — комедии, сатиры, письма, эпиграммы, песни, басни.

Ломоносов сочинение Вклад Ломоносова в русский язык и литературу.

       Ломоносов много сделал для русского языка и литературы. Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при “Отчетах” в академию наук: французский перевод в стихах “Оды Фенелона” и оригинальная “Ода на взятие Хотина” (1739). В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием. Славу поэта ломоносов приобретает лишь по возвращении своем из-за границы; оды его с этого времени быстро следует одна за другой. Одновременно с обязательными для него переводами на русском языке различных “приветствий”, писавшихся по-немецки академиком Штелиноле. Истинным поэтом Ломоносов был в тех случаях, когда в стихах касался “любезного отечества”. Это именно и придавало в его глазах цену его поэтическим произведениям, повышало их над “бедным рифмичеством”. Поэзия Ломоносова стояло всецело на почве пресловутого псевдоклассицизма. С последним Ломоносов познакомился в Германии как с теорией, господствовавшей тогда всюду в Европе. Эту теорию ломоносов ввел и в порождавшую русскую литературу, где она потом и господствовала во все продолжение восемнадцатого века. Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, водителем новых литературных форм. Он вполне сознает, что литература не может идти вперед, без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм. Сюда направлены и чисто ученые труды Ломоносова, относящиеся к области русского литературного языка и русского стихосложения. Важнейшими трудами этого рода Ломоносова были: “российская грамматика”, “Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке” и “Письмо о правилах российского стихотворства”, или Рассуждение о нашей версификации”. К изучению русской грамматики Ломоносов в первые применил строгие научные приемы, впервые. определенно и точно наметив отношение русского литературного языка к языку церковно-славянскому, с одной стороны, и к языку живой, устной речи, с другой. Этим он положил начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитее. Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров сводит к трем группам или наречиям, “диалектам”,

      1)Московское.

      2)Северное или приморское.

      3) Украинское или малороссийское.

       Ломоносов намечает три таких  оттенка или “штиля”: “высокий”,  “средний” и “низкий”. Введение  “штилей” отчасти было практически  необходимо. Наша новейшая орфография  в наиболее существенных чертах  создана Ломоносовым. Развивая, совершенно  самостоятельно, мысль Третьяковского о тоническом стихосложении. Ломоносов внес в это дело поэтическое дарование, которого совершенно был лишен Третьяковский. “Русская грамматика” Ломоносова, его “Рассуждение о пользе книг церковных. При всей важности научных трудов Ломоносова в области русского языка, в общей академической деятельности они были для него в известной степени побочными: его главной специальностью было естествознание, и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей специальностью было естествознание, и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей специальностью было естествознание, и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей силой и блеском. Со всей очевидность это обнаружилось лишь в самое последнее время, благодаря многочисленным детальным исследованием целого ряда специалистов. Сюда относятся, прежде всего академическим издания: “Ломоносовский сборник. Материалы для истории развития химии в России; Труды Ломоносова в области естественноисторических наук; более поздний академический ”Ломоносовский сборник ”; где помещены исследования академика Вальдена, профессора Курилова, Б. Н. Меньшуткина, В. И. Вернадского.  
Ещё сочинения по произведениям этого автора:
"На день взосшествия на всероссийский престол, ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года" — образец торжественной оды в России XVIII в. Теория «трех штилей» Ломоносова

Информация о работе Ломоносов "Теория трех штилей"