Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:46, реферат
Первое десятилетие после Отечественной войны 1812—1814 гг.— время расцвета литературно-критической деятельности П. А.Вяземского, В К.Кюхельбекера. А.А.Бестужева, О.М.Сомова и К.Ф.Рылеева. Обращавшиеся к характеристике данного периода и данного круга имен исследователи истории отечественной критики предлагали разные определения: «литературная критика декабристов», «критика революционно-романтического направления», критика «гражданского романтизма», «критика гражданственного романтизма» и т.д. Все эти определения — плод исследовательской мысли XX в. Сами критики ни революционными романтиками, ни тем более декабристами себя не называли.
Первое десятилетие после Отечественной
войны 1812—1814 гг.— время расцвета литературно-критической
деятельности П. А.Вяземского, В К.Кюхельбекера.
А.А.Бестужева, О.М.Сомова и К.Ф.Рылеева.
Обращавшиеся к характеристике данного
периода и данного круга имен исследователи
истории отечественной критики предлагали
разные определения: «литературная критика
декабристов», «критика революционно-романтического
направления», критика «гражданского
романтизма», «критика гражданственного
романтизма» и т.д. Все эти определения
— плод исследовательской мысли XX в. Сами
критики ни революционными романтиками,
ни тем более декабристами себя не называли.
Некоторые из них (П. А. Катенин, В К. Кюхельбекер,
К.Ф. Рылеев) весьма критично относились
к романтическому направлению, утвержденному
в отечественной литературе Жуковским
и его последователями. Однако по характеру
своего художественного творчества названные
литераторы, как это убедительно доказали
исследователи (Г. А. Гуковский, В. Г. Базанов,
Н. И. Мордовченко, Н. Л. Степанов, М. И. Гиллельсон
и др.), были романтиками—представителями
иного, сравнительно со школой Жуковского,
течения в романтизме, о чем свидетельствовали
их суждения о природе художественного
творчества, его народности, о «духе времени»,
гражданской доблести, исторической героике
и т.д.
Приблизительными хронологическими границами
этого течения можно считать, с одной стороны,
1816 г. (год образования «Союза спасения»
и начала важных перемен на литературной
арене—распада возглавлявшегося Жуковским
общества «Арзамас», создания «Вольного
общества любителей российской словесности»,
ведущие позиции в котором вскоре займут
будущие декабристы, возникновения полемики
по проблеме народности литературы в связи
с публикацией П. А. Катениным баллады
«Ольга», обращенной против баллады Жуковского
«Людмила»), а с другой — 1825—1826 гг., когда
большинство литераторов радикально-дворянского
лагеря были насильственно исключены
из литературно-общественной жизни.
Среди молодых литераторов, ярко заявивших
о себе на рубеже 1820-х гг. и во многом определивших
темы и проблематику критики гражданственного
романтизма, выделялись А.Л.Бестужев, В.
К. Кюхельбекер и К. Ф. Рылеев.Одна из характерных черт
этой критики — широкая амплитуда эстетических пристрастий.
Исходя из этого, исследователи обозначают в критике так называемого гражданственного романтизма
два «крыла». К одному относят тех, кто решительно
отвергал традиции классицизма, призывал
к эксперименту во всех жанрах, ориентируясь
на опыт современной европейской литературы
и эстетики (де Сталь, Л.Шлегель и др.),—
Бестужева, Сомова, Вяземского, молодого
Пушкина. Другое крыло представляли критики,
признававшие ценность ряда достижений
классицизма, — Катенин, Кюхельбекер,
отчасти Грибоедов. Однако оба крыла критиков
были близки в решении целого ряда проблем:
назначения литературы, ее народности,
самобытности и т.д.
Будущие декабристы обращались к разнообразным
критическим жанрам, среди которых обзорные
и проблемные статьи, рецензия, полемические
реплики, литературные фельетоны. В отличие
от критики предшествующего этапа (сентименталистской
критики Карамзина, романтической критики
Жуковского) критические выступления
новой поры обрели во многом публицистический
характер.
Вяземский
В 1817 году он написал предисловие к изданию сочинений Озерова.
В суждениях уже виден Вяземский-романтик.
Он и у Озерова усмотрел «цвет романтизма»,
хотя удивлялся, почему драматург не брал
для содержания своих произведений «повестей
из рыцарских веков». Вяземский ценил
у Озерова психологизм характеров, особенно
женских, отказ от классицистской манеры
называть героев значащими именами. Но
он без должных оснований называл Озерова
«преобразователем русской трагедии»
и ставил его заслуги наравне с заслугами
Карамзина, как «образователя прозаического
языка». Так, и басни Дмитриева Вяземский
ценил слишком высоко и ставил их выше
крыловских («Известие о жизни и стихотворениях
И. И. Дмитриева», 1823). Пушкин не был с ним
согласен в оценках Озерова и Дмитриева
и возражал ему. Готовя в конце жизни издание
собрания своих сочинений, Вяземский сделал
примечания к статьям, в которых оговорил
некоторые замечания Пушкина.
Но Вяземский был критиком широкого диапазона,
европейской образованности и более проницательным
там, где не отказывался от острых политических
оценок. Пушкин ожидал от него ясных определений
сущности романтизма, разработки русского
«метафизического языка», т. е. терминологии,
языка критики и философии.
Вяземский впервые в русской
критике употребил термин народность -
сначала в письме к А. И. Тургеневу от 22
ноября 1819 года, а затем специально с теоретическим
истолкованием его в предисловии к пушкинскому
«Бахчисарайскому фонтану» в 1824 году.
Предисловие написано в виде разговора
между издателем и классиком. Может быть,
для того чтобы выдать последнего из них
за человека отсталых вкусов, обитающего
где-то на окраине столицы, Вяземский поясняет,
что этот классик был «с Выборгской стороны
или Васильевского острова». Под маской
издателя скрывался сам Вяземский. Издатель
выражает сожаление о том, что «мы еще
не имеем русского покроя в литературе;
может быть, и не будет, потому что его
нет...». Тогда классик задает вопрос: «Что
такое народность в словесности? Этой
фигуры нет ни в пиитике Аристотеля, ни
в пиитике Горация».
Издатель отвечает так, как на этот вопрос
отвечали Рылеев и другие декабристы,
говоря об истинной поэзии, существовавшей
во все века и у всех народов: «Нет ее у
Горация в пиитике, но есть она в его творениях.
Она не в правилах, но в чувствах. Отпечаток
народности, местности - вот что составляет,
может быть, главное, существеннейшее
достоинство древних и утверждает их право
на внимание потомства».
Как и декабристы, Вяземский обратил внимание
на необходимость разграничения понятий народность и национальность. В
том же 1824 году в одной из заметок по поводу
полемики вокруг «Бахчисарайского фонтана»
в «Дамском журнале» (№8) Вяземский высказал
мнение, что «у нас слово народный отвечает
одно двум французским словам «populaire»
и «national». Это полезное разграничение
Вяземского не было забыто русской критикой
и получило впоследствии четкое обоснование.
Но Вяземский ограничился чисто филологическим
указанием на двоякий смысл слова народность,
а декабристы подходили к его отграничению
от слова национальность, подчеркивая
демократическое содержание понятия народности
как выражение самобытности, которая в
наиболее чистом виде запечатлена в народной
поэзии. Но декабристы также до конца это
разграничение понятий не довели.
Но нельзя ставить полный знак равенства
между Вяземским и декабристами. С одной
стороны, он уступал им в понимании революционного
долга, хотя шире и объективнее судил о
заслугах Карамзина, Жуковского, Пушкина.
С другой, уже в 20-х годах Вяземский начинал
по-своему опережать то, что мы обычно
называем «декабристским романтизмом».
Он выступил со статьями о «южных» поэмах
Пушкина. Пушкину понравилось его предисловие
к «Кавказскому пленнику» (1822). По его просьбе
Вяземский написал предисловие и к «Бахчисарайскому
фонтану» (1824). Появилась статья о «Цыганах»
(1827). Сама эта сращенность предисловий
и статей с поэмами говорила за себя. «Кавказский
пленник» появился одновременно с переводом
«Шильонского узника» Байрона, выполненным
Жуковским. Вяземский говорил «об успехах
посреди нас поэзии романтической». Это
были одновременно и успехи романтической
критики.
Вяземский явился теоретиком особого,
пушкинского «байронизма».
Декабристы восторженно воспринимали
«вольные» стихи Пушкина. Но поэма «Руслан
и Людмила» им казалась легкомысленной.
Южные поэмы они специально не обсуждали:
герои этих поэм не отличались гражданскими
доблестями. И в Байроне - поэте мировой
скорби - они брали не все, а только его
критическую настроенность по отношению
к Англии, гражданское сочувствие итальянским
карбонариям и греческим повстанцам.
Но Вяземский был «слишком» романтиком.
Ему не хватало стороннего взгляда на
предмет. Он очень дорожил романтической
неопределенностью описаний, требовал,
чтобы не очень явно выступали прозаические
подробности жизни героев. Развитие Пушкина
шло как раз в обратном направлении: он
стремился к выяснению будничных обстоятельств
жизни героев.
Вяземский и Рылеев считали, что Пушкин
напрасно заставил своего Алеко водить
по селениям медведя и собирать деньги.
Пушкин иронически заметил по этому поводу:
«...в таком случае, правда, не было бы и
всей поэмы...» Конкретность колорита у
Пушкина была залогом его перехода к реализму.
Этого не понимал Вяземский.
Прожив очень долгую жизнь, Вяземский
не написал своих откликов на реалистические,
самые великие создания Пушкина. Не написал
он и воспоминаний о нем... Как переводчик
«Адольфа» Б. Констана, Вяземский не мог
не понимать значения существенных черт
характера Евгения Онегина «с его озлобленным
умом, кипящем в действии пустом». Недаром
сам Пушкин, рисуя эти черты, мысленно
соотносился с романом Констана. Но, думается,
Вяземский понимал реалистический образ
главного героя романа Пушкина как-то
по-своему, узко романтически, не принимая,
как и декабристы, реалистической манеры
изображения жизни со всеми ее мелочами
и мотивировками.
Возникает вопрос: как же Вяземский смог
в 1836 году сочувственно и обстоятельно
откликнуться на «Ревизора» Гоголя? В
своей статье Вяземский констатировал
«полный успех» «Ревизора», говорил, что
редко кому из писателей случалось так
«задеть публику за живое, касаясь предметов,
близких к ней», так что даже в фарсовых
моментах «Ревизора» «нет ни малейшего
насилия правдоподобию».
Эта высокая оценка Гоголя - знаменательный
случай в критической практике Вяземского.
Все больше эволюционируя в сторону реакции,
Вяземский напечатал в 1847 году в «Санктпетербургских
ведомостях» статью по поводу «Выбранных
мест из переписки с друзьями». Он приветствовал
реакционное направление книги Гоголя,
просил его «умерить и умирить в себе»
не только человека, но и писателя, создать
произведения большой художественной
силы в духе нового (реакционного) курса.
Недаром Белинский в «Письме к Гоголю»
заклеймил Вяземского как «холопа» перед
властью. В свою очередь Вяземский называл
Белинского «бунтовщиком». Поэтому, отмечая
переход Вяземского от одного типа романтизма
к другому, способность подняться до высоких
оценок Фонвизина и Гоголя, надо учитывать
и предел его эволюции. В последние сорок
лет своей жизни Вяземский был забытой
фигурой в критике.
Батюшков
В кругу поэтов «Вольного общества»,
переводивших и с увлечением читавших
произведения прогрессивных мыслителей,3 возник
глубокий интерес Батюшкова к классикам
античной и западноевропейской философии
— Эпикуру, Лукрецию, Монтеню, Вольтеру
и другим. Батюшков смеется над увещаниями
«капуцинов» (так Вольтер иронически называл
ханжей) «не читать Мирабо, д’Аламберта
и Дидерота» (III, 68). Позднее он тщательно
изучает знаменитую поэму Лукреция «О
природе вещей», излагающую античное материалистическое
мировоззрение, и вносит ряд извлечений
из нее в свою записную книжку (II, 350—352).
Ему нравятся антиклерикальные
произведения Вольтера; из ранних стихов
поэта мы узнаем, что в его комнате «Вольтер
лежит на Библии» (послание «К Филисе»).
Батюшков был твердо убежден, что Россия
«без просвещения не может быть ни долго
славна, ни долго счастлива», так как «счастье
и слава не в варварстве, вопреки некоторым
слепым умам» (III, 779—780). Он в своих письмах
уничтожающе оценивал косные верхи самодержавно-крепостнического
государства, зло осмеивая «нынешних господчиков»,
«златых болванов», «вельможей», «обер-секретарей
и откупщиков». Как показывают новые материалы,
Батюшков помышлял об отмене цензуры.
«Я думаю, что свободы книгопечатания
ограничивать никак не должно, особливо
в наше время», — замечал он в неопубликованной
записной книжке.1
Стремление Батюшкова «мечтать», в целом
не характерное для писателей классицизма,
чье мировоззрение вырастало на строго
рационалистической основе, во многом
определило его симпатии к карамзинской
школе, провозгласившей примат чувства
над разумом и сделавшей «жизнь сердца»
основным содержанием поэтического творчества.
Тяготение к новой литературной школе
было подготовлено влиянием на Батюшкова
талантливого предшественника сентиментализма
М. Н. Муравьева. А в 1809—1810 годах он сближается
с Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским и П. А.
Вяземским. Ставши деятельным участником
литературной партии карамзинистов, Батюшков
начинает выражать ее эстетические и литературные
взгляды, полярно противоположные принципам
и теориям, на которых строился классицизм.
Школа карамзинистов отстранялась от
общественных тем, занимавших центральное
место в литературе классицизма; это являлось
ее идейной слабостью. Но карамзинисты
тонко рисовали психологический мир человека,
они выработали большую и новую культуру
слова, в чем и заключались их художественные
завоевания. Всю свою эстетику Батюшков
подчиняет требованию верного выражения
внутреннего мира личности, провозглашенному
Карамзиным, Батюшков требует от писателя
прежде всего «истины в чувствах» (II, 241),
точного воплощения своей психологической
жизни. Обращаясь к поэту, он учит его именно
этой правде чувства:
Но самые сильные художественные симпатии
Батюшков испытывает к своим соратникам,
«младшим» карамзинистам. Он одобряет
раннюю лирику Вяземского и называет музу
последнего «живой и остроумной девчонкой»
(III, 468). И лучшим «новым» русским поэтом
своего времени Батюшков считает Жуковского.
«Он у нас великан посреди пигмеев», —
пишет Батюшков Гнедичу,
тут же называя Жуковского «талантом редким
в Европе» (III, 416).1
Очень сложным было отношение Батюшкова
к Г. Р. Державину, творчество которого
явилось вершиной русского классицизма
и вместе с тем знаменовало собой его распад
и выход русской поэзии на новые пути.
Батюшков и Державин были во враждебных
литературных лагерях. Державин был «более
всех взбешен» антишишковистским произведением
Батюшкова «Видение на берегах Леты»,2 а
для Батюшкова, в свою очередь, была совершенно
неприемлема литературная позиция Державина,
входившего в «Беседу любителей русского
слова». Имея в виду эту позицию
и конфликт, произошедший в 1811 году между
Гнедичем и Державиным, Батюшков писал:
«Он истинный гений и... не
смею сказать — враль!» (III, 112; «вралями»
Батюшков часто называл членов «Беседы»).
Но поздняя литературная позиция Державина
отнюдь не заслоняла для Батюшкова огромной
объективной ценности его творчества.
Преклоняясь перед этим творчеством, Батюшков
считал Державина «божественным стихотворцем»
(III, 153). Батюшков больше всего ценил искусство
Державина создавать яркие живописные
образы. Однажды он затрепетал при чтении
державинского описания потемкинского
праздника. Он с такой необычайной ясностью
увидел перед собой нарисованную Державиным
картину, что, потрясенный, «вне себя побежал
к сестре». «Ничем, никогда я так поражен
не был!» — восклицал Батюшков, сообщая
об этом случае Гнедичу (III, 53).
Деятельность же эпигонов классицизма
раздражала и возмущала Батюшкова, и он
стал одним из самых ревностных участников
борьбы карамзинистов против шишковистов
— политических и литературных консерваторов,
безуспешно пытавшихся возродить архаические
традиции высокой поэзии XVIII века. Эта
борьба «новой школы» против лагеря «староверов»
играла несомненно прогрессивную историко-литературную
роль. По словам Белинского, в лице шишковистов
«казалось, вновь восстала русская упорная
старина, которая с таким судорожным и
тем более бесплодным напряжением отстаивала
себя от реформы Петра Великого».1
Батюшков резко и ядовито нападает на
литературных «староверов» — С. А. Ширинского-Шихматова,
А. А. Шаховского, Д. И. Хвостова и самого
А. С. Шишкова. Он решительно осуждает стихи
Шишкова, которые «ниже всего посредственного»,
его прозу, где «нет ни мыслей, ни ума»
(III, 121, 127), его литературно-критические
взгляды, так как он восхищается «мертвыми,
потому что они умерли, да живыми — мертвыми»,
наконец, его лингвистические теории.
Как бы подводя итог литературной деятельности
Шишкова, Батюшков восклицает: «Что он
написал хорошего? Хотя б одну страницу»
(III, 142).2
Батюшков порицает темное мистическое
содержание творчества шишковистов, их
претензию на истинный патриотизм и в
особенности их стиль, знаменовавший собой
вырождение традиций классицизма. Он пародийно
снижает высокие жанры XVIII века, которые
старались воскресить шишковисты, — оду,
героическую поэму, трагедию (см. его эпиграммы
«Совет эпическому стихотворцу» и «На
поэмы Петру Великому»), с негодованием
обрушивается на архаический язык эпигонов
классицизма. «Варвары, они исказили язык
наш славенщизною!» — восклицает поэт
(III, 409).
Во всей русской литературе начала XIX века
не было более сильных антишишковистских
памфлетов, чем сатирические произведения
Батюшкова. В своем литературно-полемическом
творчестве Батюшков обращался к эпиграмме
и к сравнительно редким в его время жанрам
пародийного хора и небольшой сатирической
поэмы. В разработке последнего жанра
он использовал характерные для сатиры
XVIII века формы разговора в царстве мертвых
и приемы ирои-комической поэмы, наполнив
их боевым литературным содержанием. В
«Видении на берегах Леты» (1809) он заставил
крупных поэтов классицизма безжалостно
осудить своих бездарных эпигонов, и прежде
всего Шишкова. Правда, поэт в конце концов
спас его от вод Леты, но это не спасло
Шишкова от язвительной насмешки Батюшкова.
В «Видении» поэт зло осмеял мистико-архаические
литературные позиции Шишкова и даже изобрел
для его характеристики новое слово «славенофил»,
сыгравшее впоследствии такую большую
роль в истории русской общественной мысли.
Осмеяние творчества шишковистов стало
еще более беспощадным в другом сатирическом
произведении Батюшкова — «Певец в Беседе
любителей русского слова» (1813), — написанном
через два года после того, как возникло
это идейно-литературное объединение.
«Ты себе вообразить не можешь того, что
делается в «Беседе»! Какое невежество,
какое бесстыдство!» — сообщал Батюшков
Вяземскому (III, 217). Именно это бесстыдство,
связанное с невероятным самохвальством,
Батюшков осмеял в «Певце», где он, по собственному
выражению, хотел вывести «славян» «на
живую воду» (III, 217). «Загримировав» членов
«Беседы» под героев знаменитого стихотворения
Жуковского «Певец во стане русских воинов»,
Батюшков достиг замечательного комического
эффекта, позволившего ему нанести чувствительный
удар своим литературным противникам.
При всем том Батюшков занимал особое
место в карамзинизме. Прежде всего он
был непримиримым врагом слащавой и слезливой
сентиментальности и в «Видении на берегах
Леты» осмеял ее в эпигонской лирике «вздыхателя»
П. И. Шаликова, которую считал еще более
отрицательным явлением, чем поэзия шишковистов.
«Храни тебя бог от Академии, а еще более
от Шаликова», — замечал Батюшков.6 Более
того, в своих письмах Батюшков как
бы снимает манерный лирический грим с
личности самого Карамзина (он, по словам
Батюшкова, «не пастушок, а взрослый малый,
худой, бледный как тень». — III, 78), пародирует
пасторальную декоративность его любовной
лирики и сентиментальную фразеологию
его прозы (например, восклицает: «Накинем
занавес целомудрия на сии сладостные
сцены, как говорит Николай Михайлович
Карамзин в „Наталье“». — III, 40).1В
«Видении на берегах Леты» Батюшков просто
не решился «замахнуться» на многие слезливые
произведения Карамзина, хотя, вероятно,
считал их достойными забвения. Комментируя
«Видение» в письме к Гнедичу, он замечал:
«Карамзина топить не смею, ибо его почитаю»
(III, 61). От Карамзина и Жуковского Батюшкова
до 1812 года отделяла также его неприязнь
к мистике. Живая полемика с воплощенной
в литературные формы мистикой ясно ощущается
в творчестве Батюшкова. Он иронически
отзывается о тех писателях, «которые
проводят целые ночи на гробах и бедное
человечество пугают привидениями, духами,
страшным судом» (II, 22). Исключительно высоко
оценивая поэзию Жуковского за ее виртуозное
мастерство в передаче интимной жизни
сердца, Батюшков вместе с тем остро пародирует
мистические мотивы его стихотворной
повести «Двенадцать спящих дев» (см. ниже),
предвосхищая демонстративное снижение
этих же мотивов в «Руслане и Людмиле»
Пушкина. Вообще Батюшков считал, что «Светлана»
Жуковского «во сто раз лучше его „Дев“»
(III, 194).
Совершенно безоговорочным признанием
из современных писателей пользовался
у Батюшкова один Крылов, басни которого
были любимым чтением поэта, подчеркивавшего,
что их «остроумные, счастливые стихи
превратились в пословицы» (II, 241—242). В
конце «Видения на берегах Леты», сочиненного
Батюшковым как раз после выхода в свет
первого отдельного издания басен Крылова,
именно этот великий русский писатель
оказывается по-настоящему спасенным
от забвения.2 Высокое уважение к
Крылову Батюшков сохранил на всю жизнь.
В 1816 году он писал Гнедичу, быть может
вспоминая заключительный эпизод своего
«Видения»: «Поклонись
от меня бессмертному Крылову, бессмертному
— конечно, так! Его басни переживут века!»
(III, 391).
Весь этот мир общественных и литературных
симпатий и антипатий Батюшкова стал подпочвой
его поэтического творчества, отличавшегося
большой сложностью, вобравшего самые
разнообразные влияния и в то же время
представлявшего собой оригинальное,
новаторское художественное явление.
Жуковский
Литературно-критическая работа Жуковского началась почти одновременно с его первыми поэтическими выступлениями. Дебюты Жуковского-критика и Жуковского-поэта носили, однако, разный характер, отличаясь друг от друга так же, как отличались в 1800-е годы исторические накопления критической и поэтической традиций. "Мысль была еще слишком слаба; наука на степени школьного знания,-- писал о начальной эпохе русской литературы Иван Аксаков,-- но поэзия обогнала тугой рост русского просвещения, и в этом ее особенное историческое у нас значение" {Аксаков И. С. Речь о А. С. Пушкине.-- В кн.: Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981, с. 266.}.
Эта закономерность русского
развития в полной мере
Среда Дружеского
Одну из таких проб
Вопрос о "пользе" критики
для литературы и читателя
Жуковский должен был
"Критика -- но, государи мои, какую пользу может приносить в России критика? Что прикажете критиковать? Посредственные переводы посредственных романов? Критика и роскошь -- дочери богатства, а мы еще не Крезы в литературе".
"Письмо из уезда к издателю" и в особенности это его положение давали литературоведению повод предполагать, что в 1808 году отношение начинающего редактора "Вестника Европы" к критике было едва ли не отрицательным. Перемена во взглядах Жуковского на критику, означавшая их окончательное становление, связывалась с его статьей "О критике", появившейся в журнале спустя почти два года (1809, No 21). Между тем в "Письме из уезда к издателю" Жуковский вовсе не отрицал значения критики, а только говорил об отсутствии ее предмета, о том, что критике должна предшествовать литература, которой, по общему голосу русских журналов первой трети XIX века, еще не было, которую надлежало создавать и, создавая, оберегать от ударов "бича Аристарха". Как в жанровой форме своего "Письма", так и в его основных мотивах Жуковский следовал критическому предисловию Карамзина к "Вестнику Европы" 1802 года -- "Письму к издателю", где возникающей русской литературе впервые предписывалось "правило" первоочередности художественных приобретений сравнительно с критическими: "Не гораздо ли сильнее действуют образцы и примеры? И не везде ли таланты предшествовали ученому, строгому суду?" {Карамзин Н. М. Избранные статьи и письма. М., 1982, с. 77.}
Информация о работе Литературно-критическая деятельность романтиков