Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа
Цель настоящей работы — раскрытие идейно-мифологической основы сказок А.М.Ремизова, взаимосвязи сказочного творчества A.M. Ремизова с русским фольклором.
Для написания данной курсовой работы мы ставим перед собой следующие задачи:
Изучить литературоведческий материал по данной теме.
Определить жанровую специфику литературной сказки.
Раскрыть своеобразие художественного метода А.М. Ремизова.
Проанализировать художественные особенности литературных сказок А.М. Ремизова.
Выявить связь литературной сказки А.М. Ремизова с фольклором.
Аграфена из сказки «Разбойники», у которой муж-вурдалак съедает детей и которая сама едва потом спасается от разбойников-людоедов, подает жалобу на свои мытарства не кому-нибудь, а в городе главному будочнику: «- Не врешь ли?- усумнился главный: - нынче велено строго: прямо без всяких разговоров подкатим бочку пороха под разбойный дом…» [Ремизов 1984: 124]. Необходимо также отметить, что социальный намек, содержащийся в концовке этой сказки, у Ремизова отличается по своему характеру от ончуковской записи. У Ремизова эпизод со штурмом «разбойного дома», из окон которого разбойники «как дождем» засыпали всё кругом золотом, кончается намеком на подкупленность властей: «И вернулись будочники к себе в город во все свои пять частей, без разбойников. И следов разбойничьих никаких не осталось, да и где их отыщешь под золотом! – чисто» [Ремизов 1984: 125]. У Ончукова после предложения разбойников откупиться, чиновники поджигают их дом.
Во многих своих сказках Ремизову удается прикоснуться к тайне русской судьбы, к противоречивым сторонам национального характера. Показательна в этом отношении сказка «Потерянная». Образ своей героини он раскрывает в соответствии с пословицей «В тихом омуте черти водятся», как бы сгущая тем самым сюжет до глубокого по трагическому смыслу народного символа. Именно такой тихой, послушной отцовской воле и предстает она с первых же строк: «Строго ее держал отец: ни на улицу выйти, ни на гулянье куда, за порог без себя не пустит. В верхах сидела Домна. И кушанье ей туда подавали» [Ремизов 1984: 28]. Эпизод, который явился первотолчком рокового в финале сюжета, начинается с таких строчек: «Как то играли парни, кто в рюхи, кто мячиком. Мячик в окно в верхи и заскочи к Домне. Домна окно закрыла. И как ни просили ее, не отдает мячика. Ну, а тут какой-то и выскочил – рукавицы с когтями, сапоги с когтями, да по стене к ней к окну в верхи и забрался» [Ремизов 1984: 28]. В поступках героини есть нечто, производящее жутковатое впечатление: Домна невинно ловит мячик, запросто становится любовницей «какого-то» молодца, после того как ее любовник задохнулся под периной, также запросто сходится Домна с помогшим ей убрать «этого парня» «шантряпом» и не колеблясь сжигает потом его вместе с целовальниками в кабаке.
Так в интерпретации Ремизова сказка «Потерянная» приобретает несомненные черты скрытого исследования национального характера.
Во всех книгах Ремизова безраздельно господствуют два мира: языческой и христианской патриархальности. В первом художник видит источник национальной поэтической самобытности, сквозь второй как бы преломляются все духовно-нравственные проблемы народной жизни. И это вполне естественно, поскольку именно с опорой на христианскую мифологию складывались представления о высших ценностях бытия в патриархальном мире.
Ремизов
воспроизводил опирающийся на христианские
убеждения духовный мир русского
человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для Алексея Михайловича Ремизова сказка была не этапом в его творчестве, а именно смыслом его творчества, без которого, думается, не существовало бы его творчество в целом. В каком бы жанре он не работал, главным достижением его творчества были именно те произведения, которые были написаны в жанре сказки.
Ремизов подчеркивал исключительное значение сказок для детей, которые не только развлекают, но и учат. Через сказку писатель пытался пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек - не человек.
Ремизов учился трудному искусству увлекательно, остро и неожиданно рассказывать ребятам о самых сложных, а иногда и противоречивых явлениях действительности. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы сказать во всю силу о том, что ты думаешь. Именно благодаря сказке ребенок овладевает навыками взрослой жизни, распознает критерии добра и зла, стремится воплотить в жизнь свои мечты и желания.
При написании данной курсовой работы были поставлены задачи: определить жанровую специфику литературной сказки, раскрыть своеобразие художественного метода А.М. Ремизова, проанализировать художественные особенности литературных сказок писателя, выявить связь литературной сказки А.М. Ремизова с фольклором. В ходе работы были выявлены источники создания сказок, традиции, которых придерживался и которые продолжал в своем творчестве А.М. Ремизов, была достигнута цель работы.
Мы
считаем, что сказки Ремизова по праву
составляют золотой фонд русской
детской литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Летературная сказка в творчестве А.М. Ремизова