Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:37, контрольная работа
«Кукольный дом» (1879) – одна из самых популярных, интересных пьес Ибсена. В ней впервые женщина в мировой литературе заявила, что у неё кроме обязанностей матери и жены «есть и другие, столь же священные обязанности» - «обязанности перед самой собой».
Введение 3
1. Творчество Генрика Ибсена 4
2. История создания пьесы “Кукольный дом” 8
3. Краткое описание пьесы “Кукольный театр” 10
4. “Кукольный дом” Г. Ибсена как воплощение теории Театра идей 14
Заключение 18
Список использованных источников 19
Содержание
Введение 3
1. Творчество Генрика Ибсена 4
2. История создания пьесы “Кукольный дом” 8
3. Краткое описание пьесы “Кукольный театр” 10
4. “Кукольный дом” Г. Ибсена как воплощение теории Театра идей 14
Заключение 18
Список
использованных источников 19
«Кукольный дом» (1879) – одна из самых популярных, интересных пьес Ибсена. В ней впервые женщина в мировой литературе заявила, что у неё кроме обязанностей матери и жены «есть и другие, столь же священные обязанности» - «обязанности перед самой собой». Главная героиня Нора заявила: «Я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах». Она хочет пересмотреть всё - и религию, и нравственность. Нора фактически утверждает право отдельной личности создавать свои собственные нравственные правила и представления о жизни, отличные от общепринятых и традиционных.
Актуальность темы. Ибсеновские пьесы обладают подлинной жизненностью. В них вплетается множество различных мотивов, конкретных и своеобразных, непосредственно отнюдь не порожденных основной проблематикой пьесы.
Но эти побочные мотивы не разбивают и не подменяют собой логику развития центрального конфликта, а только оттеняют этот конфликт, иногда даже содействую тому, чтобы он выступил с особенной силой.
Целью исследования является изучение пьесы “Кукольный дом” Г. Ибсена как воплощения теории Театра идей.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Степень изученности данной проблемы невысока. Среди авторов стоит назвать И. Кабанова, О. Л. Гиль, Б. А. Гилексон, Т. А. Шарыпина, В. Г. Новикова, Д. В. Кобленкова, В. Толмачёв.
Структура работы: введение, 4 подглавы, заключение, список использованных источников.
Генрик (Хенрик) Иоган И́бсен (норв. Henrik Johan Ibsen; 20 марта 1828, Шиен — 23 мая 1906, Кристиания) — выдающийся норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы». Занимался также поэзией и публицистикой. Писал на датском языке (в его норвежском варианте), который в его время был литературным языком Норвегии. Генрик Ибсен родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836 году1.
С
творчеством норвежского
Он
выступал против поверхностного увлечения
историческим и национальным колоритом.
Задача драматурга — воспроизвести
“духовный склад и образ
Свою позицию он формулирует в общих чертах уже в 1857 году. По мысли Ибсена, драматург не должен разъяснять в тексте пьесы, в чём значение используемых им образов. Символы должны быть скрыты “как серебряная жила в горных недрах”. Это заставит зрителя размышлять над пьесой и сделает его “соавтором драматурга”. Ту же цель имеет такой драматургический приём, как открытый финал пьесы: “…Поэт наметил направление, в котором приходится искать этот финал, и затем — наше дело, дело каждого читателя или зрителя в отдельности дойти до этого финала путём личного творчества”2.
Всё это меняет статус драмы. Она перестаёт быть только источником наслаждения, развлечением для публики. Ибсен делает драму серьёзным жанром, требующим мыслительных и творческих усилий. Но в построении своих произведений он продолжает следовать традиции “хорошо сделанной пьесы”, кот предполагала тщательно выверенную интригу, способную захватить зрителя.
«Кукольный дом». Миндальное печенье
становится символом, раскрывающим
сущность семейной жизни
События,
происходящие в пьесе, только продолжают
историю восьмилетней давности. Тогда
Нора совершила решительный
Житейские
конфликты в пьесах Ибсена не самоценны,
они подобны “коконам”, скрывающим
в себе идеи. Неурядицы в доме
Хельмеров дают автору возможность
говорить о проблемах, важных для
всего общества. Столкновение сторон
в ходе драматического конфликта
оборачивается столкновением
Работая над «Кукольным домом», Ибсен создаёт драму идей. Драма идей предполагает, что столкновение различных представлений о жизни составляет сущность конфликта в пьесе.
И отец, и муж Норы уверены, что она предназначена создавать в доме уют, развлекать их, быть их “сокровищем”. Она должна не знать забот, быть весела, как птичка. Хельмер зовёт Нору “жаворонком”. И до поры до времени героиня верит в его правоту. Со словами: “Вот он, жаворонок!” — она раскидывает, как крылья, руки, раскрывает мужу объятия. В угоду Хельмеру Нора создаёт кукольный дом. Как маленькая девочка, она играет в семейную жизнь, в то, что она мать и жена. Её единственная забота — угодить Хельмеру, сделать так, чтобы он её не разлюбил. Кукольный дом является центральным символом пьесы.
История шантажа, которая стала бы основной в пьесе, написанной до Ибсена, в «Кукольном доме» только помогает раскрыть события прошлого, проанализировать ситуацию и сделать возможным объяснение супругов. “Коконы житейских конфликтов” разматываются в пьесах Ибсена с помощью аналитической композиции4.
Аналитическая, или ретроспективная композиция предполагает, что завязка пьесы вынесена в более или менее далёкое прошлое. Герои размышляют о происшедших тогда событиях и тем самым втягивают зрителя в обсуждение той или иной, как правило, социальной, проблемы. Значение прошлого в пьесах подчёркивается с помощью натуралистического мотива наследственности. С этим мотивом Ибсен связывает анализ социальной проблемы.
История шантажа исчерпана задолго до финала пьесы. Когда Хельмер узнаёт обо всём из письма, он разгневан и испуган за собственное благополучие. Нора убеждается, что он эгоистичный, мелочный человек, готовый покинуть её в беде. Поэтому, когда Крогстад возвращает её долговое обязательство, это событие не влечёт за собой финала. Наоборот, именно теперь и начинается самое главное. Нора и Хельмер садятся и обсуждают свою семейную жизнь. “Кокон” разматывается, становится ясно, что в пьесе сталкивается взгляд на женщину как на “беспомощное, растерянное создание”, чьё предназначение — украшать жизнь мужчины, с желанием женщины “воспитать себя самоё”, быть полноценной личностью.
В финале “раздаётся грохот захлопнувшихся ворот” — Нора покидает свой дом, а на лице Хельмера зритель видит “луч надежды” — быть может, она вернётся? Двойственность финала не только заставляет зрителя думать о том, какое завершение логичней, но и вовлекает в обсуждение правоты Норы5.
Театр Ибсена как будто показывает — отражает — повседневную жизнь в её привычных, узнаваемых формах. В действительности отражение жизни в пьесах Ибсена не самоценно, это только повод заставить зрителя задуматься. Эту тенденцию ибсеновского театра хорошо понял Бернард Шоу. Он развивает сделанное Ибсеном, создаёт рационалистический театр. В его пьесах разрушается иллюзия жизнеподобия. Шоу иронически обыгрывает любовную интригу, показывая её необязательность, и распространяет дискуссию на всё действие.
Драма
идей - хорошо сделанная драма, дискуссия,
аналитическая композиция, открытый
финал.
Центральная тема пьесы — положение женщины в обществе, современники восприняли драму как манифест феминизма. Однако проблематика «Кукольного дома» не исчерпывается «женским вопросом»: речь идет о свободе человеческой личности вообще. В пьесе компрометируется не столько «мужской мир», сколько общество 1870-х годов, его нормы и установки, мёртвые законы буржуазного мира.
В 2001 году ЮНЕСКО включило рукопись «Кукольного дома» в список «Память мира». Пьеса задумана в 1878 году (первые наброски с заголовком «Наброски к современной трагедии» датированы 19 октября). Ибсен стремился в классической форме трагедии выразить современные проблемы. Написано же произведение в 1879 году. В основу драмы Ибсен положил реальное событие. Прототипом Норы стала норвежско-датская писательница Лаура Килер (урожденная Петерсон, 1849 – 1932).
Под влиянием пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книгу «Дочери Бранда», которая вышла в свет в 1869 году под псевдонимом. С ней познакомился Ибсен и посоветовал заняться литературой. Между ними завязалась дружба.
После смерти отца Лаура с матерью переехала в Данию, где в 1873 году вышла замуж за адъюнкта Виктора Килера. Он был добрым человеком, но иногда у него случались припадки жестокости, особенно болезненно переносил он денежные проблемы.
В 1876 Виктор заболел туберкулезом.
Его нужно было лечить на
Юге. Просьбы Лауры, чтобы он
обратился к своему богатому
отцу, ничего не дали. Тогда она
тайно взяла ссуду в банке.
За нее поручился ее
После возвращения в Данию опять нужны были деньги для переезда в другой город. Лаура снова сделала ссуду в форме векселя. За нее поручился дальний родственник, крупный коммерсант. К моменту окончания векселя Лаура была больна после родов, без денег. Родственник тоже был в сложном материальном положении и не смог выкупить вексель. Лаура в отчаянии решилась выдать поддельный вексель – но передумала и уничтожила его. Все ее действия стали известны ее мужу.
Сначала он ей глубоко
Она вернулась, снова стала его женой, с 1879 приступила к литературной деятельности и постепенно выплатила все долги. После этого у нее было две встречи с Ибсеном. Именно ее жизнь стала основой для сюжета «Кукольного дома».
Информация о работе Кукольный дом Г. Ибсена как воплощение теории Театра идей