Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:20, реферат
Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus), Дезидерий (Desiderius) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Образование получил в Парижском университете (1495-99). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни, универсальном языке образованной Европы того времени.
Введение
Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus), Дезидерий (Desiderius) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Образование получил в Парижском университете (1495-99). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни, универсальном языке образованной Европы того времени.
Решающими для формирования творческой личности Эразма Роттердамского были нидерландский мистицизм и гуманистическая образованность, а также влияние кружка т. н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет и др.), призывавших к новому, углублённому, научно-обоснованному прочтению священных текстов христианства. Э.Р. осуществил первопечатное издание греческого оригинала Нового завета со своими обширными комментариями (1517) и собственный латинский перевод (в изд. 1519). Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к богу, на нравственных обязательствах человека перед богом; проблемы спекулятивного богословия (сотворение мира, первородный грех, троичность божества и др.) обходятся Э. Р. как не имеющие жизненно важного значения и принципиально не разрешимые. Он стал главой течения в гуманизме, получившего название «христианский гуманизм». Э. Р. выступал против обмирщения церкви, культа реликвий, монашеского паразитизма и пустосвятства, бездуховной обрядности и потому был предтечей Реформации. Но не менее последователен был он и в неприятии фанатизма, жёсткого догматизма и особенно беспредельного унижения человека перед богом, характерного для лютеранства; поэтому он порвал с Лютером, которого ранее поддерживал. Его позиция не удовлетворяла ни одну из враждующих сторон, он вынужден был бежать из Лувена и из Базеля, спасаясь от религиозного фанатизма лувенских католиков (1521) и базельских церковных реформаторов (1528).
Из огромного наследия Э. Р. наиболее известны «Похвала Глупости» (1509, русский перевод 1960) и «Разговоры запросто» (1519-35, русский перевод 1969). Первое сочинение - сатира философская, второе - по преимуществу бытовая, но оба построены на общем фундаменте: убеждённости в противоречивости всего сущего и зыбкости рубежа между противоположностями. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность – тупой низостью, безграничная власть – худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!». В этой убеждённости – суть идейной позиции Э. Р., обнаруживающейся и в других его произведениях. Сб. «Пословицы» («Adagia», 1500) включает изречения и поговорки античных писателей с комментариями.
Публицистична большая часть педагогических, нравственно-поучительных, богословских сочинений Э. Р.: антилютеровский трактат «О свободе воли» (1524), «О достойном воспитании детей с первых лет жизни» (1529) и др. Сохранилась обширная переписка Э. Р., который был большим мастером эпистолярного жанра.
Хорошо
известна роль гуманистов эпохи Возрождения
в истории европейской и
И хотя эта идея существовала в разные
эпохи и у разных народов в своем особенном
содержании и была всегда включена в системы
различных идеологических воззрений,
соответствующих тем или иным социальным
структурам, она сквозной нитью проходит
через всю историю человеческого общества
и степень ее зрелости и развития в значительной
мере определяет то, что мы именуем человеческой
культурой, прогрессом и цивилизацией.
И именно поэтому нам так дорого и близко
имя Эразма, Роттердамского, выдающегося
ученого-гуманиста, еще на заре нового
времени заложившего те традиции вольномыслия
и интеллектуализма, гуманизированной
науки и нравственной идеологии, разумного
общежития и миролюбивой политики, без
которых мы не представляем сегодня ни
нашу современность, ни наше будущее. Культурно-историческая
и социальная наполненность деятельности
гуманистов определялась в первую очередь
их страстной заинтересованностью в судьбе
духовного наследия античности, с которым
европейское средневековье было знакомо
плохо. Именно с этой стороной гуманистического
движения и связано в первую очередь определение
всей эпохи Возраждения, само наименовенование
которое несет критически-отрицательную
нагрузку по отношению к феодально-средневековой
культуре, обосновавшейся схоластической
философией. В эту великую работу гуманистов,
начавшуюся в Италии еще в XIV в., Эразм внес
огромный вклад.
Эразм Роттердамский (1469-1536), некогда литературная гордость и слава своего времени, неутомимый популяризатор античной мысли, признанный глава «европейской республики гуманистов», филолог и педагог, богослов и моралист, он известен сегодня, пожалуй, лишь благодаря своей «Похвале Глупости» - шуточному, сочинению, содержащему парадоксальное доказательство того, что в человеческой жизни все в конечном счете подчинено прихоти глупости, и вместе с тем язвительную сатиру почти на все сословия и институты средневековой феодальной Европы. Написанное в форме монолога, произносимого госпожой Глупостью, восторженно распевающей самой себе дифирамбы, в традиции позднесредневековой «дурачествующей» литературы, оно содержит многочисленные гротескные наброски типажей современников. Купцы и монахи, правоведы и философы-схоласты, грамматики и поэты, диалектики и риторы, короли и придворные, богословы и епископы, кардиналы и римские папы длинной вереницей дефилируют здесь перед читателем, демонстрируя неразумность своего существования и каждый – особую форму присущей ему глупости.
Действительно, значение
Ее гнет был особенно ощутим в Центральной Европе - в Германии, в которой, по крайней мepe, четверть всех земельных владений находилась в руках духовенства. Эта страна, политически раздробленная и раздираемая противоречивыми интересами различных сословий, служила поистине дойной коровой для папского Рима. Нигде церковные сборы не взыскивались с большей строгостью и цинизмом и не сопровождались таким грубым насилием и изощренным злоупотреблением, чем здесь. Все эта, естественно, возбуждало национальное чувство и становилось тем пунктом, в котором разнообразные сословные интересы в конце концов сложились в одну равнодействующую силу оппозиции против римской курии. Именно здесь, в среде ученой интеллигенции, и создаются два самых замечательных антиклерикальных и антисхоластических произведения гуманистического возрождения - «Похвала Глупости» и «Письма темных людей».
Гуманист
и просветитель, стоящий у порога
современной европейской
«Очеловеченное» христианство, возрожденная и усвоенная античная мудрость вместе с новой гуманистической светской культурой должны были, по мнению Эразма, стать источником идейного и нравственного обновления европейского общества и прежде всего положить конец кровопролитным распрям наций, разжигаемым тщеславием князей и фанатизмом религиозных сектантов. Ибо Эразм, первый европейский теоретик пацифизма, в войнах видел самое страшное проклятие человечества, сближающее его с дикими зверями, первопричину всех бед и зол – загнивания всего цветущeгo, гибели всего здорового, разрушения всего прочного, уничтожения всего прекрасного и полезного. В преддверии революционного национально освободительного движения, в канун развития мощных центробежных социальных сил он питал иллюзию сохранения единого «христианского всесветного мира» и единой церкви как оплота и гарантии единой наднациональной всеевропейской цивилизации.
Поэтому-то он так много внимания уделял религиозным и теологическим вопросам. Глубокий эрудит, знаток языков и проницательный исследователь, Эразм Роттердамский проделывает грандиозную работу по критическому сопоставлению, исправлению и изданию текстов священного писания и трудов отцов церкви. Он переиздает примечания к Новому завету итальянского гуманиста Лоренцо Валлы - первое произведение библейской критики Возрождения. Он издает сочинения ранних христианских писателей Иринея и Киприана и «учителей церкви» Иеронима, Августина и Златоуста, пишет к ним предисловия и примечания.
Эразм
не был похож на тех комментаторов
священных и классических книг, ослепленных
и одержимых в своем
Хapaктepy, уму, всей личности Эразма претило средневековье – средневековые формы жизни, религии, науки, нравственности. Претили ему и средневековые способы изживания средневековья. И когда в Германии вспыхнула ожесточенная, социальная и религиозная борьба, Эразм надолго занял позицию стороннего наблюдателя, отпуская по адресу лютеран замечания не менее язвительные, чем те, которые он в свое время адресовал католикам. И здесь, мы опять сталкиваемся с эразмовской иронией – теперь уже не с литературной, а с его жизненной позицией.
Иронией Эразм Роттердамский, этот убежденный и безнадежный защитник всечеловеческого согласия, терпимости и сотрудничества, в дни торжества фанатичного подвижничества и вульгарной нетерпимости прикрывал свою сокровенную мечту воспитать человечное в человеке, а таким образом и гармоническое человеческое сообщество путем просвещения и приобщения к гуманистической этике и культуре. И этой своей мечте, светлой и трагической утопии, Эразм, одинокий и почти растерявший все, свое влияние миротворец, остался предан до конца.