Эмма Бовари – формула женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:20, реферат

Краткое описание

Флобер словно поставил себе задачу обнаружить в этой тоскливой действительности тайны души и оттенков нравов, поражающие своими еще не изученными глубинами. Нужно было только принять это мещанство и эту пугающую пошлость как неизбежность и обнаружить в них то, что захватывает читателя в романах из средневековой жизни, в сказках «1000 и одной ночи», в приключениях и «страшных» повестях.

Оглавление

Введение. Замысел романа
2. Основные образы романа

3. Эмма Бовари - центральный образ романа

4. Заключение

5. Список литературы

Файлы: 1 файл

бовари реферат.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                     ГОУ    ВПО    «КАРЕЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ        ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Реферат 

Эмма  Бовари – формула женщин

                                   Выполнила

                       Пухова Юлия Андреевна                                            

                                                                 Студентка 2 курса

                                              Факультета иностранных языков

                                                                                  122 гр.

                                                        Научный руководитель:

                                     Егоров Николай Сергеевич 
 

                  

Петрозаводск - 2009                                                                                    
Содержание:

  1. Введение. Замысел романа

     2. Основные образы романа

     3. Эмма Бовари - центральный образ романа

     4. Заключение

     5. Список литературы 
 

 

    Введение. Замысел  романа

Полнее всего  особенности реализма нового этапа нашли свое выражение в творчестве выдающегося французского писателя Гюстава Флобера.

Преемственно  связанный с великими французскими реалистами первой половины XIX в., Флобер вносит в развитие критического реализма нечто новое, свидетельствующее о важных социальных и исторических сдвигах, происшедших в жизни и культуре французского общества.

Характернейшей  чертой мировоззрения и творчества Флобера является полное отсутствие каких-либо иллюзий о жизни, нестерпимое  отношение ко всяким попыткам набросить романтический покров на жестокую правду действительности. Он достигает предельной степени беспощадности к своим обличиям.

Флобер как  бы подытожил своим творчеством  длительный период развития французской  литературы; с новых позиций он пересмотрел и целый ряд проблем - социальных, философских, эстетических, - которые решала литература до него. Его творчество получает знание исторического рубежа между двумя этапами в развитии мировой литературы.

Из пяти книг, напечатанных Флобером за его шестидесятилетнюю жизнь, только две - «Г. Б.» и «Воспоминание чувств» - посвящены современной Флоберу французской деятельности, периоду между двумя революциями: 1830 и 1848 годов. Они-то и сыграли наибольшую роль в истории европейских литератур и остались в памяти нашего читателя.

Чувствуя отвращение к своей современности, Флобер страстно интересовался экзотикой, древним, доисторическим Востоком, древним Римом, который он тоже рассматривал как  варварскую, хотя и героическую эпоху. И тем не менее он не мог оторваться от своей современности. Два самых замечательных его романа посвящены эпохе, которую он знал по собственному опыту. Первым его печатным произведением была «Госпожа Бовари».

Замысел «Госпожи Бовари» вывез с Востока, где  путешествовал в течение двух лет. Начал он свой роман в 1851 году, еще не остыв от сильнейших впечатлений, пейзажей и нравов Востока, и закончил в 1858 оду. Тогда же роман был напечатан в журнале «Ревю де Пари». Некоторые его сцены, - изображение французской действительности, - имели столь мрачный и прямо разоблачительный характер, что государственный прокурор счел нужным привлечь Флобера к суду за оскорбление общественной нравственности. Суд оправдал его, и «Госпожа Бовари» появилась в свет отдельным изданием в 1857 году4.

Долго искал Флобер такой сюжет для романа, который дал бы ему возможность осуществить одно из ведущих положений своей теории: оставаться беспристрастным по отношению к тому, что он изображает, «не вкладывать себя» в свое произведение. Один знакомый Флобера напомнил ему о семейной драме, произошедшей несколько лет назад в семье одного руанского врача. Флобер заинтересовался этим сюжетом.

Это был первый обличительный крупный роман  Флобера - роман из времен Второй империи. Решая главную задачу - обличение  пошлости, скудности, моральной и духовной деградации буржуа, Флобер пытается решить также очень важную эстетическую задачу.

По выходе романа один из друзей Флобера упрекнул его  в том, что сюжет является слишком  обыденным и малопоэтичным. Флобер ответил так: «Неужели вы все думаете, что меня не тошнит, так же кА и вас, от этой гнусной действительности? Если бы вы больше знали меня, то поняли бы, что обыденная жизнь мне ненавистна. Лично я всегда старался как можно дальше от нее уйти, но на этот раз, единственный раз, захотел углубиться в нее с эстетической точки зрения»1.

Эстетическая  задача неотделима, таким образом, от основной обличительной задачи писателя.

Когда после  Июльской революции жанр исторического  романа потерял свою прежнюю актуальность и на смену ему пришел роман из современной жизни, стали говорить о чрезвычайных трудностях этого нового жанра. Он труден потому, что современность лишена резких контрастов: все носят одинаковые костюмы, все говорят одинаково и одинаково обращаются друг к другу с обычным «сударь» и «сударыня». Затем писатели заметили, что это однообразие представляет особый интерес; конечно, все носят непременный черный костюм и подчиняются тем же правилам приличия, но оттенков в поведении и мышлении куда больше, чем в примитивном средневековье. Современность представляет художнику неограниченные возможности исследования, угадывания и творчества.

Флобер словно поставил себе задачу обнаружить в  этой тоскливой действительности тайны  души и оттенков нравов, поражающие своими еще не изученными глубинами. Нужно было только принять это мещанство и эту пугающую пошлость как неизбежность и обнаружить в них то, что захватывает читателя в романах из средневековой жизни, в сказках «1000 и одной ночи», в приключениях и «страшных» повестях. Дело в оттенках, а не в кричащей пестроте красок, и чтобы написать действительность, нужен тончайший психологический анализ, опирающийся на знание современного общества.

Флобер выбрал пошлый сюжет, много раз трактовавшийся в литературе, - историю супружеской  измены, обычный адюльтер в глухой провинции. Автор вложил в роман такое глубокое содержание и придал ему такой общий смысл, что произведение получилось словно формула современной души и общества эпохи Июльской монархии4.

Основные  образы романа

История мадам  Бовари внешне ничем не примечательна. Скучный муж, два любовника, похожие один на другого, долги - все это, даже не смотря на трагический конец, в высшей степени «обыкновенно и просто, даже пошло. Во времена Флобера в романах 1840-х годов многие темы были разработаны писателями: описаны пятиэтажные дома, солоны и вертепы, развратные герцогини, добродетельные куртизанки и вороватые банкиры и т.д. Флобер мечтал о более среднем герое, о том, что встречался на каждом шагу. Он искал сюжета обыденного и трагического в одно и то же время: ведь только в таком романе он сможет показать свою эпоху, так как ее специфической особенностью была пошлость.

Итак, роман «Госпожа Бовари» изображает гримасничающую, уродливую и грустную современность, повествуя о провинциальном адюльтере.

Не смотря на распространенность подобного сюжета, Флобер обыгрывает его иначе, без  «морализации с воплями и проклятиями», его интересует другая сторона проблемы: сочетание страсти и обмана, трагического и гротескного, та противоречивая «полнота жизни», изображение которой казалось ему высшим уделом искусства. «.Думала ли ты когда-нибудь, сколько женщин имеют любовников и сколько мужчин имеют любовниц?.. Сколько здесь лжи! Сколько ухищрений и сколько измен, сколько слез и сколько тоски! Отсюда-то и возникает гротескное и трагичное. Поэтому и то и другое - все та же маска, прикрывающая все ту же пустоту, и фантазия смеется посреди всего этого, показывая ряд белых зубов, блистающих из-под черных кружев» (Г. Флобер. Госпожа Бовари. - М., 1973. - с. 407-408).

Флобер не хочет выражать дешевое негодование перед лицом этой трагической проблемы. Он не становится не на сторону жены, ни на сторону мужа, так как причины трагедии лежат, по его мнению, вне их воли. Он не смеется над непонятой женщиной, так как понимает ее, и не надеется средствами утопического социализма разрешит роковой вопрос.

Трагедия адюльтера  кажется ему шире, и смысл - не в простой супружеской измене: это явление социальное. Изображение  «всей этой лжи» должно было превратиться в разоблачение общества, создавшего ее системой своих законов и нравов.

Роман «Госпожа Бовари» является предметом социального  исследования и характеристикой  современности. При написании романа Флобер использует «объективный метод», он изучает развитие характера своей  героини и поэтому - согласно всем принципам своего научного мировоззрения - обращает внимание на воздействие внешней среды.

Эмма Бовари не принимает этой среды, всем своим  нелепым бытием, всей своей тоской и самой своей судьбой она  против нее протестует. Каждый аспект провинциальной жизни вызывает ее отвращение и ненависть. Что может удовлетворить ее в той действительности, которая создана современными буржуа? И сквозь все иллюзии и обманы она проходит со своей неукротимой мечтой и великой непримиримостью, как обвинительный акт против затопившей мир несказанной пошлости.

Наградив свою героиню фаустовским беспокойством, Флобер не сделал ее ни менее реальной, ни менее современной. Ведь такое  беспокойство и тоска - явление типично  современно для эпохи Флобера.

Ни довольства, ни наслаждения материальным благополучием не было у мадам Бовари. Это подчеркнуто в разговоре Эммы со священником на тему: «не единым хлебом…». Ее радикальная «непосредственность к счастью» должна была казаться Флоберу, может быть, единственным, но не малым ее достоинством. Это была та «искра божья», которая угасла в каждом добропорядочном буржуа, преданном полезным занятиям, погрязшем в «прогрессе» и комфорте. В этой неспособности к счастью, в этой непримиримости, в категорическом и окончательном протесте против довольства и покоя заключалось в глазах Флобера великое оправдание пошлой и невежественной, самой обыкновенной, бесталанной, неудачливой и смешной женщины.

Образ Эммы Бовари приобретает громадную силу обобщения. Он становится символом современности. Одним из тех «гигантских» образов, которые, по мнению Флобера, воплощают целые эпохи и идеи. «Современная» тоска, разрывающая в жалком адюльтере, столь глубоко характеризует современную буржуазную жизнь, что Флобер мог бы быть удовлетворен, если бы это чувство было для него доступно: он создал нечто подобное играм Рабле, Шекспира или Сервантеса, образ и простой, и сложный по содержанию и структуре.

Интересно отношение  автора к своей героине: если его  ранние романы написаны в трагической  серьезной манере, и автор вполне солидарен со своими героями, то в «Госпоже Бовари» дело обстоит совсем иначе - автор относится с жестокой иронией к своей героине, которой он так сочувствует. Этот роман возник в иной эстетической системе, разработанной Флобером за долгие годы размышлений и труда.

Мадам Бовари терпит катастрофу, так же как герои его  ранних произведений. Она вызывает сочувствие Флобера потому, что похожа на них, но по той же причине она  вызывает его иронию. Она подхлестывает  себя, чтобы обострить свою чувствительность, чтобы в этом «хваленом» чувстве найти счастье. Она ищет счастья в любви, в страсти, в «поэзии жизни», вовне - того, что с точки зрения Флобера, для человека с подлинной, острой чувствительностью совершенно недоступно2.

Какие люди рядом  с Эммой? Прежде всего, и муж - Шарль Бовари. В то время как Эмма бунтует против окружающей среды, Шарль доволен, ничем не возмущается, готов во всем и со всеми примириться. Чем старше он становится, тем больше опускается, приобретает вульгарные привычки и на все протесты жены неизменно и благодушно отвечает: «В деревне сойдет!».

Другой представитель  этого мира - кюре. Он призван утешать  своей религией людей, но гораздо  больше интересуется другими делами. Он умеет хорошо лечить коров и  этим занимается охотнее, чем обязанностями священника. Когда в момент душевного потрясения к нему за утешением и помощью обращается Эмма Бовари, он ей отвечает очень характерной фразой: «Вам нехорошо, мадам Бовари? Это, верно, что-нибудь с пищеварением. Вам бы пойти домой и выпить чаю или стаканчик холодной сахарной воды. Вам станет лучше». Вот единственное «утешение», которое ей может предложить священник.

Но самой яркой, типической фигурой того самого мира, в котором живет мадам Бовари, является аптекарь Омэ3. Это - олицетворение торжествующей пошлости, как бы противопоставлению мятущейся Эммы. Хвастун и невежда, он пишет псевдонаучные смешные трактаты о травяных вшах и производстве сидра и в то же время потихоньку занимается незаконной врачебной практикой.

Информация о работе Эмма Бовари – формула женщин