Функции языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:44, реферат

Краткое описание

В научной и философской литературе помимо двух указанных функций обычно выделяют еще как минимум одну, причем у разных мыслителей — единых во мнении относительно первых двух функций — она всегда разная, что, на наш взгляд, уже говорит об ее избыточности. Например, Р.И. Павиленис помимо «кодирующей» (в нашем определении — утилитарно-коммуникативной) и «генеративной» (познавательной) выделяет «манипулятивную» функцию, которая, по нашему мнению, является одним из функциональных проявлений (модальностей) утилитарно-коммуникативной функции, на чем мы остановимся ниже. А.А. Ветров в книге «Семиотика и ее основные проблемы» выделяет «экспрессивную» функцию языка, смысл которой — в выражении чувств говорящего. Однако, отмечая ее «вторичный характер», поскольку большинство лингвистов не относят выражение эмоций к существенному аспекту языка, он этим сам же признает ее избыточность.

Оглавление

1. Основные функции языка.

2. Функции модальности языка.

3. Онтологический философский подход к языку.

4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Функции языка К.docx

— 37.82 Кб (Скачать)

     Риторическим  приемам, наиболее распространенным в  современной общественно-политической речи, посвящены многие научные исследования в лингвистике, семиотике, психологии, философии и политологии. Ученых интересует, главным образом сущность тех языковых выразительных средств и приемов (фонологических, синтаксических, семантических, стилистических), которые являют в действии репрессивную силу языка, зачастую не просто навязывая реципиентам правильное мнение, но последовательно внушая его. Цель такого суггестивно-репрессивного воздействия отмечается всеми исследователями. Она состоит в том, чтобы «воспитать» массовое сознание в рамках системы социальных мифологем, удобной для политики правящей «верхушки». Первостепенная задача такого «воспитания» усыпить (а в перспективе — убить) критическую мысль, что осуществляется вышеописанным древним риторическим приемом «настраивания» восприятия.

     Из  вышесказанного следует, что репрессивная функциональная модальность языка  прямо противоположна креативной его  модальности. Тем не менее, их нельзя однозначно соотносить с отрицательными и положительными оценками. Оценочное разделение здесь преимущественное, но не абсолютное, поскольку репрессивность может иметь в определенных контекстах положительное значение в качестве стабилизирующего, адаптивного фактора. Во-первых, она является необходимым моментом коммуникативного взаимодействия, обусловливая саму возможность наличия устойчивых языковых норм. Во-вторых, нормативность значений создает устойчивость «жизненного мира» индивида, что является важным фактором психологического равновесия. В-третьих, использование репрессивного потенциала языка может быть полезным в плане подавления агрессии отдельных преступных индивидов или маргинальных социальных групп, разрушающих социальный мир и согласие в обществе.

     Креативный  потенциал языка, в свою очередь, может выступать отрицательным, дестабилизирующим фактором, препятствующим взаимопониманию. Ярким примером здесь  могут служить некоторые произведения современной художественной литературы (типа «Поминок по Финнегану» Дж. Джойса), а также некоторые философские  тексты, трудные для понимания  в силу того, что их авторы в поисках  адекватных выразительных средств  слишком увлекались «игрой» с  языком. В последнем случае иллюстративным является феномен «заразности» стиля, когда язык такого «мастера слова» вызывает лавину дилетантских подражаний.

     Традиция  противопоставления двух модальностей (сил, потенций) языка, связанных со способностью слова оказывать воздействие  — творческое или авторитарное —  надушу воспринимающего, уходит корнями в глубокую древность. Уже первые античные риторы — софисты, способные, как известно, с равной убедительностью доказывать противоречащие друг другу утверждения, — основывали это свое умение на неоднозначности слов языка. Последующая традиция европейской риторики продолжала изучать «средства вербального влияния на психику и поведение человека». Цели всех этих риторик были однозначно манипуляторские, в результате чего воздействующие силы языка в риторике и близких к ней дисциплинах исследовались односторонне — лишь в репрессивном аспекте. Способность же языка оказывать творчески-стимулирующее воздействие на сознание слушающего чаще всего даже не замечалась, поскольку большинство ученых придерживалось утилитаристских взглядов на сущность языка. 

     3. Онтологический философский подход к языку 

     В противовес этой традиции, ориентированной  на доминанту языковой произвольности и производности от нужд человеческой коммуникации, в истории филологии  и философии сложилась и иная традиция, ведущая свое начало еще  от Платона. Ее можно назвать «онтологической» — в пику утилитаризму и функционализму в исследованиях языка; «метафизической» — в противоположность конвенционалистской  позитивистской установке; «динамической» или «диалектической» — в противовес статике структурных методов. Все  эти названия адекватны и приемлемы. Однако во избежание терминологической  путаницы мы далее будем именовать  ее «онтологической» традицией. Ее представители (Ц. Вико, В. Гумбольдт и неогумбольдтианцы, А.С. Хомяков, А.А. Потебня, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, М. Хайдегтер, М.М. Бахтин, а также многие писатели и поэты) не отрицают наличие сильного репрессивного начала в языке, использование которого (особенно в устах демагога) может стать «смертным приговором» для многих людей (Г. Бёлль). Однако проявление этого потенциально присущего языку смертоносного начала целиком и полностью зависит от волеизъявления мыслящего субъекта, от его совести.

     Сущность  «онтологического» подхода к  языку как явной оппозиции  инструменталистски-утилитаристскому подходу может быть сформулирована в нескольких основных положениях.

     За  материально-несущим «телом» языка (его фонематическим строем, грамматикой  и т.д.) полагается наличие некой  универсальной и надперсональной  смысловой реальности. Это или  идеально-эйдетическая в духе Платона, или информационная, или семантическая  действительность, которая обнаруживается (объявляется) «материей» языка.

     Имена и языковые символы являются, по выражению П.А. Флоренского, «отверстиями, пробитыми в нашей субъективности», они связывают нас с этой объективной смысловой реальностью. И хотя раскрываются и созидаются они лишь в творческих индивидуальных актах, однако не творятся людьми произвольно, не изобретаются, «как предполагает замкнутие в субъективность». Человек, следуя «онтологическому подходу» к языку, представляется не самовольным творцом, а скорее послушным субъектом обнаружения его идеально-смысловой реальности «в» и «через» несущие структуры языка.

     Эта универсальная смысловая реальность, в свою очередь, «нуждается» в  человеке как носителе языка, дабы осуществиться (проявиться) в человеческом мире, обретя благодаря его свободному и творческому  участию бесконечную вариативность  и, стало быть, полноту воплощения.

     Все сугубо научно-рационалистические и  утилитарно-ориентированные подходы  к сущности языка неадекватны, так  как, выступая в качестве оторванного  от человека предмета научного исследования, язык теряет самое существенное —  свою целостность и подлинную  онтологичность. «Позитивисты, — по выражению П.А. Флоренского, — расстригли Слово Божие на строчки и слова, язык растолкли в звуки, организм измельчили до молекул, душу разложили в пучок ассоциаций и поток психических состояний».

     Таким образом, «онтологическая парадигма» понимания сущности языка, представленная в трудах русских философов-«имяславцев», а также в рамках западной онтологической герменевтики (М. Хайдеггер и его  последователи), постулирует имманентно-трансцендентную  природу языковых смыслов, что и отличает «онтологический» подход от всех иных — филологических, аналитических и семиотических — концепций и парадигм исследования языка.

     Подытожим сказанное. В языке как целостной  и динамической смысловой реальности в единстве ее сущих и несущих  компонентов можно выделить две  основные функции — коммуникативную  и познавательную. Они могут приобретать специфическую функциональную модальность: креативную, адаптивную и репрессивную. Весьма перспективным в плане исследования этой противоречивой и многомерной динамики языка как важнейшего условия гармоничного и восходящего человеческого бытия-в-мире является онтологический подход, вновь выходящий на первый план после стольких лет доминирования инструменталистско-утилитаристских моделей.

     Однако  о каких бы проявлениях языка  мы ни говорили, важнейшим условием его бытия служит наличие человеческого  сознания, которое может иметь  не только языковую, но и вневербальную  форму существования. К проблематике сознания мы теперь и переходим. Эта  тема особенно важна, если учесть, что  именно сознание выдвигается сегодня  на первый план в метафизических и  научных исследованиях и именно здесь, по-видимому, следует ожидать  в ближайшее время самых важных научных открытий. 

 

      Литература 

  1. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
  2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
  3. Павиленис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.
  4. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
  5. Флоренский П.А. Имена. Кострома, 1993.
  6. Хайдеггер М. Путь к языку//Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Информация о работе Функции языка