Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 16:44, реферат
В научной и философской литературе помимо двух указанных функций обычно выделяют еще как минимум одну, причем у разных мыслителей — единых во мнении относительно первых двух функций — она всегда разная, что, на наш взгляд, уже говорит об ее избыточности. Например, Р.И. Павиленис помимо «кодирующей» (в нашем определении — утилитарно-коммуникативной) и «генеративной» (познавательной) выделяет «манипулятивную» функцию, которая, по нашему мнению, является одним из функциональных проявлений (модальностей) утилитарно-коммуникативной функции, на чем мы остановимся ниже. А.А. Ветров в книге «Семиотика и ее основные проблемы» выделяет «экспрессивную» функцию языка, смысл которой — в выражении чувств говорящего. Однако, отмечая ее «вторичный характер», поскольку большинство лингвистов не относят выражение эмоций к существенному аспекту языка, он этим сам же признает ее избыточность.
1. Основные функции языка.
2. Функции модальности языка.
3. Онтологический философский подход к языку.
4. Список литературы.
Риторическим
приемам, наиболее распространенным в
современной общественно-
Из вышесказанного следует, что репрессивная функциональная модальность языка прямо противоположна креативной его модальности. Тем не менее, их нельзя однозначно соотносить с отрицательными и положительными оценками. Оценочное разделение здесь преимущественное, но не абсолютное, поскольку репрессивность может иметь в определенных контекстах положительное значение в качестве стабилизирующего, адаптивного фактора. Во-первых, она является необходимым моментом коммуникативного взаимодействия, обусловливая саму возможность наличия устойчивых языковых норм. Во-вторых, нормативность значений создает устойчивость «жизненного мира» индивида, что является важным фактором психологического равновесия. В-третьих, использование репрессивного потенциала языка может быть полезным в плане подавления агрессии отдельных преступных индивидов или маргинальных социальных групп, разрушающих социальный мир и согласие в обществе.
Креативный
потенциал языка, в свою очередь,
может выступать отрицательным,
дестабилизирующим фактором, препятствующим
взаимопониманию. Ярким примером здесь
могут служить некоторые
Традиция
противопоставления двух модальностей
(сил, потенций) языка, связанных со
способностью слова оказывать воздействие
— творческое или авторитарное —
надушу воспринимающего, уходит корнями
в глубокую древность. Уже первые античные
риторы — софисты, способные, как известно,
с равной убедительностью доказывать
противоречащие друг другу утверждения,
— основывали это свое умение на неоднозначности
слов языка. Последующая традиция европейской
риторики продолжала изучать «средства
вербального влияния на психику и поведение
человека». Цели всех этих риторик были
однозначно манипуляторские, в результате
чего воздействующие силы языка в риторике
и близких к ней дисциплинах исследовались
односторонне — лишь в репрессивном аспекте.
Способность же языка оказывать творчески-стимулирующее
воздействие на сознание слушающего чаще
всего даже не замечалась, поскольку большинство
ученых придерживалось утилитаристских
взглядов на сущность языка.
3.
Онтологический философский
подход к языку
В
противовес этой традиции, ориентированной
на доминанту языковой произвольности
и производности от нужд человеческой
коммуникации, в истории филологии
и философии сложилась и иная
традиция, ведущая свое начало еще
от Платона. Ее можно назвать «онтологической»
— в пику утилитаризму и функционализму
в исследованиях языка; «метафизической»
— в противоположность
Сущность
«онтологического» подхода к
языку как явной оппозиции
инструменталистски-
За
материально-несущим «телом»
Имена и языковые символы являются, по выражению П.А. Флоренского, «отверстиями, пробитыми в нашей субъективности», они связывают нас с этой объективной смысловой реальностью. И хотя раскрываются и созидаются они лишь в творческих индивидуальных актах, однако не творятся людьми произвольно, не изобретаются, «как предполагает замкнутие в субъективность». Человек, следуя «онтологическому подходу» к языку, представляется не самовольным творцом, а скорее послушным субъектом обнаружения его идеально-смысловой реальности «в» и «через» несущие структуры языка.
Эта
универсальная смысловая
Все
сугубо научно-рационалистические и
утилитарно-ориентированные
Таким
образом, «онтологическая парадигма»
понимания сущности языка, представленная
в трудах русских философов-«имяславцев»
Подытожим
сказанное. В языке как целостной
и динамической смысловой реальности
в единстве ее сущих и несущих
компонентов можно выделить две
основные функции — коммуникативную
и познавательную. Они могут приобретать
специфическую функциональную модальность:
креативную, адаптивную и репрессивную.
Весьма перспективным в плане исследования
этой противоречивой и многомерной динамики
языка как важнейшего условия гармоничного
и восходящего человеческого бытия-в-мире
является онтологический подход, вновь
выходящий на первый план после стольких
лет доминирования инструменталистско-
Однако
о каких бы проявлениях языка
мы ни говорили, важнейшим условием
его бытия служит наличие человеческого
сознания, которое может иметь
не только языковую, но и вневербальную
форму существования. К проблематике
сознания мы теперь и переходим. Эта
тема особенно важна, если учесть, что
именно сознание выдвигается сегодня
на первый план в метафизических и
научных исследованиях и именно
здесь, по-видимому, следует ожидать
в ближайшее время самых важных
научных открытий.
Литература