Детский фольклор: определение понятия и проблема классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:25, доклад

Краткое описание

До сих пор мы рассматривали устное поэтическое творчество взрослых (обрядовую поэзию, сказки, былины, баллады, исторические, лирические и хороводные песни, частушки, пословицы и поговорки, загадки и др. жанры). Фольклор взрослых имеет известную возрастную дифференциацию. Так, сказки, былины и исторические песни исполняются главным образом представителями старшего поколения. Хороводные песни, лирические песни любовного содержания и частушки являются преимущественно молодежными жанрами.

Файлы: 1 файл

Читательский дневник.docx

— 2.12 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д.Н. Мамин-Сибиряк.


«Алёнушкины сказки»


 

 

 

 

 

 

 

 

     У Дмитрия Наркисовича много рассказов для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы,  богатства земли,  любить и уважать

трудового человека. "Это счастье  писать для детей", - говорил он.

     Записал Мамин-Сибиряк и те сказки,  которые когда-то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал ее "Аленушкины сказки".

     В  этих  сказках  яркие  краски  солнечного дня,  красота щедрой русской природы. Вместе с Аленушкой вы увидите леса, горы, моря, пустыни.

     Герои  Мамина-Сибиряка те  же,  что и герои  многих  народных сказок: мохнатый  неповоротливый медведь,  голодный  волк,  трусливый  заяц,  хитрый воробей.  Они и  думают и  разговаривают между собой,  как люди.  Но в то же время  это  настоящие животные.  Медведь изображен неуклюжим и  бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.

     Лучше представить  их помогают имена и прозвища.

     Вот  Комарище -  длинный носище -  это  большой,  старый комар,  а  вот Комаришко - длинный носишко - это маленький, еще неопытный комарик.

     Оживают в  его  сказках и  предметы.  Игрушки празднуют праздник и  даже затевают драку. Разговаривают растения.  В сказке "Пора спать" избалованные садовые цветы  гордятся своей  красотой.  Они  похожи на  богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее.

     Одним   своим   героям   Мамин-Сибиряк  сочувствует,    над    другими подсмеивается.   Он  с  уважением  пишет  о  трудящемся  человеке,  осуждает бездельника и лентяя.

     Не терпел писатель  и тех,  кто зазнается,  кто думает,  что все создано только  для  них.   В   сказке  "О   том,   как  жила-была  последняя  Муха" рассказывается об  одной глупой мухе,  которая убеждена,  что  окна в  домах сделаны для того,  чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда,  что накрывают на  стол  и  достают из  шкафа варенье только для  того,  чтобы ее угостить,  что солнышко светит для нее одной.  Ну конечно,  так может думать только глупая, смешная муха!

     Что общего в   жизни рыбы и  птицы?  И   писатель отвечает на этот вопрос сказкой "Про  Воробья Воробеича,  Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу".

Хотя и  живет Ерш в  воде,  а  Воробей летает по воздуху,  но и рыба и птица одинаково нуждаются в  пище,  гоняются за лакомым куском,  страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей...

     Великая сила действовать  всем вместе,  сообща. Уж как могуч медведь, но и комары,  если они объединятся,  могут победить медведя ("Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост").

     Из   всех  своих   книг  Мамин-Сибиряк  особенно  дорожил  "Аленушкиными сказками".  Он говорил:  "Это моя любимая книжка -  ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное".

 

 

К.Д. Ушинский. Рассказы о детях и о природе в  творчестве писателя



 

 

 

 

 

 

 

 

 

     В небольшая истории К.Д. Ушинского «Чужое яичко» подробно говорится о том, как старушка Дарья выбрала «темное, укромное местечко в курятнике», поставила там корзину с тринадцатью яйцами и усадила в ней хохлатку. Местечко выбрано, чтобы наседку ничто не беспокоило. Тринадцатое яичко оказалось особенным: чуть светало, и старуха не рассмотрела, что яйцо-то было зеленоватое и поменьше прочих. И вывелся из этого яйца «странный цыпленок» - «кругленький, пушистый, желтый, с коротенькими ножками, с широким носом» - не цыпленок, а утенок. В остальном история очень похожа на предыдущую. Когда утенок поплыл, выбежала Дарья из избы, увидела, что делается, и запричитала: «Ах-ти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу». Шутливая манера рассказа естественно соединяется с поучительностью: в деле надо быть внимательным.

Постепенно усложняя содержание своих  рассказов, Ушинский предлагает ребенку  «Историю одной яблоньки» - о том, как из оброненного зернышка выросла  дикая яблонька. Садовник принес ее в сад и привил на нее молодой  побег от хорошей садовой яблоньки. Прошло время - и яблонька принесла первые яблоки, «большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!» Писатель не упускает ни одной подробности: как проросло зерно - «пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика», как  «из-про-меж листочков выбежал  стебелек с почкой, а из почки, наверху, вышли зеленые листики» и пр.    Все это можно назвать поэзией постижения живого, окружающего нас мира. Ушинский-педагог делал радостным само познание. Таков и рассказ «Как рубашка в поле выросла». Здесь говорится о том, как созревал лен, как он цвел, как из льна изготовили кудель, а потом нитки, как соткали полотно, а потом сшили рубашку.

Помимо стремления показать поражающие воображение преобразования материала  в рассказе видно желание внушить  детям уважение к труду, опыту и знаниям крестьянина. В «Детском мире» он писал о крестьянской работе: «…нужно знать, когда и что делать, как сладить соху и борону, как из конопли, например, сделать пеньку, из пеньки нитки, а из ниток соткать холст… О, много, очень много знает и умеет делать крестьянин, и его никак нельзя назвать невеждой, хотя бы он и читать не умел! Выучиться читать и выучиться многим наукам гораздо легче, чем выучиться всему, что должен знать хороший и опытный крестьянин»’.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая  деятельность Л.Н. Толстого в Яснополянской  школе



 

 

 

 

 

 

 

 

     Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого началась в 1849 г когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. < Нам нужно Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем. >> В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительское общество. Его задача открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавания и помощь учителям в их работе. Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике Толстой подверг и современную ему школу, в которой учат тому что не нужно народу. Яснополянская школа, открытая в 1959 году была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л.Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л.Н. Толстой освещал в своем педагогическом журнале >, вызвала живой отклик в России и за рубежом, и была примером для подражания. Летом 1862 года в отсутствии Толстого, в школе был произведен обыск. Это событие задело и оскорбило писателя. В знак протеста он прекратил свою интересную педагогическую деятельность. В 1869 году Толстой, вновь с увлечением занимается педагогикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказы о  животных в творчестве


 Л.Н. Толстого


 

 

 

 

 

 

 

 

    Толстой являлся родоначальником реалистического рассказа о животных, он стоит у истоков зообеллетристики («Лев и собачка», «Орел», цикл рассказов о Бульке и другие). По мнению Толстого животные живут по собственным законам, равноценным их автономному существованию, у них есть собственные чувства, эмоции, отличные от человеческих. Использование антропорфизма для Толстого недопустимо, он в определенной степени идеализирует животного, создает уникальный психологический мир. В каждом рассказе есть явное противопоставление - это жестокие люди, с другой стороны - животные, обладающие нравственным комплексом представлений.

     «Лев и собачка» - это вершина анималистического рассказа, его отличает особая сюжетная направленность, в нем действия преобладают над описанием. Читателя интересуют взаимоотношения главного героя. Человек принес собачку в зоопарк, чтобы лев ее съел, но лев не совершает действия, которого ожидали собравшиеся люди. Толстой выступает в рассказе зоопсихологом, он создает картину психологических переживаний через действия животных.

     Для выражения внутреннего мира животного Толстой использует только глаголы - действия, которые эмоционально окрашены.

     Цикл рассказов о Бульке - другой взгляд о животном. Повествование ведется от 1-го лица хозяина, который описывает свою собаку в различных жизненных ситуациях, но перед нами переживания не собаки, а человека.

     Таким образом, анималистические рассказы Л.Н. Толстого пробуждают гуманные чувства, акцентируют внимание на чувствах, переживаниях о животных, вызывают у человека чувство ответственности за жизнь любого существа на планете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Ф.И. Тютчев


 


 

 

 

 

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

 

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

 

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят...

 

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!"

 

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

 

Зима недаром злится

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.

Есть в осени первоначальной

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

 

Где бодрый серп гулял и падал  колос,

Теперь уж пусто всё - простор  везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         А.А. Фет



 

 

 

 

Я пришёл к тебе с приветом

Я пришел к тебе с приветом,

 Рассказать, что солнце встало,

 Что оно горячим светом

 По листам затрепетало;

 

Рассказать, что лес проснулся,

 Весь проснулся, веткой каждой,

 Каждой птицей встрепенулся

 И весенней полон жаждой;

 

Рассказать, что с той же страстью,

 Как вчера, пришел я снова,

 Что душа все так же  счастью

 И тебе служить готова;

 

Рассказать, что отовсюду

 На меня весельем веет,

 Что не знаю сам, что  буду

 Петь - но только песня зреет.

 

Это утро, радость эта

Это утро, радость эта,

 Эта мощь и дня и света,

 Этот синий свод,

 Этот крик и вереницы,

 Эти стаи, эти птицы,

 Этот говор вод,

 

 Эти ивы и березы,

 Эти капли—эти слезы,

 Этот пух—не лист,

 Эти горы, эти долы,

 Эти мошки, эти пчелы,

 Этот зык и свист,

 

 Эти зори без затменья,

 Этот вздох ночной селенья,

 Эта ночь без сна,

 Эта мгла и жар постели,

 Эта дробь и эти трели,

 Это все—весна.

 

Зреет рожь над жаркой нивой

Зреет рожь над жаркой нивой,

 И от нивы и до нивы

 Гонит ветер прихотливый

 Золотые переливы.

 

 Робко месяц смотрит в  очи,

 Изумлен, что день не минул,

 Но широко в область ночи

 День объятия раскинул.

 

 Над безбрежной жатвой хлеба

 Меж заката и востока

 Лишь на миг смежает небо

 Огнедышащее око.

Сергей Есенин. Любовь к родине и родной природе



 

 

 

 

 

    Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать.

Информация о работе Детский фольклор: определение понятия и проблема классификации