Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:25, доклад
До сих пор мы рассматривали устное поэтическое творчество взрослых (обрядовую поэзию, сказки, былины, баллады, исторические, лирические и хороводные песни, частушки, пословицы и поговорки, загадки и др. жанры). Фольклор взрослых имеет известную возрастную дифференциацию. Так, сказки, былины и исторические песни исполняются главным образом представителями старшего поколения. Хороводные песни, лирические песни любовного содержания и частушки являются преимущественно молодежными жанрами.
Д.Н. Мамин-Сибиряк.
«Алёнушкины сказки»
У Дмитрия Наркисовича много рассказов для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать
трудового человека. "Это счастье писать для детей", - говорил он.
Записал Мамин-Сибиряк и те сказки, которые когда-то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал ее "Аленушкины сказки".
В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с Аленушкой вы увидите леса, горы, моря, пустыни.
Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время это настоящие животные. Медведь изображен неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.
Лучше представить их помогают имена и прозвища.
Вот Комарище - длинный носище - это большой, старый комар, а вот Комаришко - длинный носишко - это маленький, еще неопытный комарик.
Оживают в его сказках и предметы. Игрушки празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке "Пора спать" избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее.
Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.
Не терпел писатель и тех, кто зазнается, кто думает, что все создано только для них. В сказке "О том, как жила-была последняя Муха" рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы ее угостить, что солнышко светит для нее одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!
Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой "Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу".
Хотя и живет Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей...
Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя ("Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост").
Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил "Аленушкиными сказками". Он говорил: "Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное".
К.Д. Ушинский. Рассказы о детях и о природе в творчестве писателя
В небольшая истории К.Д. Ушинского «Чужое яичко» подробно говорится о том, как старушка Дарья выбрала «темное, укромное местечко в курятнике», поставила там корзину с тринадцатью яйцами и усадила в ней хохлатку. Местечко выбрано, чтобы наседку ничто не беспокоило. Тринадцатое яичко оказалось особенным: чуть светало, и старуха не рассмотрела, что яйцо-то было зеленоватое и поменьше прочих. И вывелся из этого яйца «странный цыпленок» - «кругленький, пушистый, желтый, с коротенькими ножками, с широким носом» - не цыпленок, а утенок. В остальном история очень похожа на предыдущую. Когда утенок поплыл, выбежала Дарья из избы, увидела, что делается, и запричитала: «Ах-ти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу». Шутливая манера рассказа естественно соединяется с поучительностью: в деле надо быть внимательным.
Постепенно усложняя содержание своих рассказов, Ушинский предлагает ребенку «Историю одной яблоньки» - о том, как из оброненного зернышка выросла дикая яблонька. Садовник принес ее в сад и привил на нее молодой побег от хорошей садовой яблоньки. Прошло время - и яблонька принесла первые яблоки, «большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!» Писатель не упускает ни одной подробности: как проросло зерно - «пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика», как «из-про-меж листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки, наверху, вышли зеленые листики» и пр. Все это можно назвать поэзией постижения живого, окружающего нас мира. Ушинский-педагог делал радостным само познание. Таков и рассказ «Как рубашка в поле выросла». Здесь говорится о том, как созревал лен, как он цвел, как из льна изготовили кудель, а потом нитки, как соткали полотно, а потом сшили рубашку.
Помимо стремления показать поражающие воображение преобразования материала в рассказе видно желание внушить детям уважение к труду, опыту и знаниям крестьянина. В «Детском мире» он писал о крестьянской работе: «…нужно знать, когда и что делать, как сладить соху и борону, как из конопли, например, сделать пеньку, из пеньки нитки, а из ниток соткать холст… О, много, очень много знает и умеет делать крестьянин, и его никак нельзя назвать невеждой, хотя бы он и читать не умел! Выучиться читать и выучиться многим наукам гораздо легче, чем выучиться всему, что должен знать хороший и опытный крестьянин»’.
Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого в Яснополянской школе
Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого началась в 1849 г когда он учил грамоте крестьянских детей в Ясной Поляне. Более активную педагогическую деятельность он стал вести с 1859 года, продолжал ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. < Нам нужно Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем. >> В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительское общество. Его задача открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавания и помощь учителям в их работе. Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой резко критиковал буржуазную цивилизацию. Также острой критике Толстой подверг и современную ему школу, в которой учат тому что не нужно народу. Яснополянская школа, открытая в 1959 году была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л.Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л.Н. Толстой освещал в своем педагогическом журнале >, вызвала живой отклик в России и за рубежом, и была примером для подражания. Летом 1862 года в отсутствии Толстого, в школе был произведен обыск. Это событие задело и оскорбило писателя. В знак протеста он прекратил свою интересную педагогическую деятельность. В 1869 году Толстой, вновь с увлечением занимается педагогикой.
Рассказы о животных в творчестве
Л.Н. Толстого
Толстой являлся родоначальником реалистического рассказа о животных, он стоит у истоков зообеллетристики («Лев и собачка», «Орел», цикл рассказов о Бульке и другие). По мнению Толстого животные живут по собственным законам, равноценным их автономному существованию, у них есть собственные чувства, эмоции, отличные от человеческих. Использование антропорфизма для Толстого недопустимо, он в определенной степени идеализирует животного, создает уникальный психологический мир. В каждом рассказе есть явное противопоставление - это жестокие люди, с другой стороны - животные, обладающие нравственным комплексом представлений.
«Лев и собачка» - это вершина анималистического рассказа, его отличает особая сюжетная направленность, в нем действия преобладают над описанием. Читателя интересуют взаимоотношения главного героя. Человек принес собачку в зоопарк, чтобы лев ее съел, но лев не совершает действия, которого ожидали собравшиеся люди. Толстой выступает в рассказе зоопсихологом, он создает картину психологических переживаний через действия животных.
Для выражения внутреннего мира животного Толстой использует только глаголы - действия, которые эмоционально окрашены.
Цикл рассказов о Бульке - другой взгляд о животном. Повествование ведется от 1-го лица хозяина, который описывает свою собаку в различных жизненных ситуациях, но перед нами переживания не собаки, а человека.
Таким образом, анималистические рассказы Л.Н. Толстого пробуждают гуманные чувства, акцентируют внимание на чувствах, переживаниях о животных, вызывают у человека чувство ответственности за жизнь любого существа на планете.
Ф.И. Тютчев
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Зима недаром злится
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Есть в осени первоначальной
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
А.А. Фет
Я пришёл к тебе с приветом
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
Это утро, радость эта
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли—эти слезы,
Этот пух—не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все—весна.
Зреет рожь над жаркой нивой
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Сергей Есенин. Любовь к родине и родной природе
Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать.
Информация о работе Детский фольклор: определение понятия и проблема классификации