Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:50, биография
Биография Данте А. Жизненный путь
Данте А.
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (1265–1321),
итальянский поэт. Родился в середине
мая 1265 во Флоренции. Его родители были
почтенные горожане скромного достатка
и принадлежали к партии гвельфов,
выступавшей против власти германских
императоров в Италии. Они смогли
оплатить обучение сына в школе, а
впоследствии позволили ему, не заботясь
о средствах, совершенствоваться в
искусстве стихосложения. Представление
о юности поэта дает его автобиографическая
повесть в стихах и прозе Новая
жизнь (La vita nuova, 1293), рассказывающая о
любви Данте к Беатриче (считается,
что это была Биче, дочь Фолько Портинари)
с момента первой встречи, когда
Данте было девять лет, а ей восемь,
и до смерти Беатриче в июне 1290. Стихи
сопровождаются прозаическими вставками,
объясняющими, как появилось то или
иное стихотворение. В этом произведении
Данте развивает теорию куртуазной
любви к женщине, примиряя ее с
христианской любовью к Богу. После
смерти Беатриче Данте обратился
к утешению философией и создал несколько
аллегорических стихотворений во славу
этой новой «дамы». За годы научных
занятий значительно расширился
и его литературный кругозор. Решающую
роль в судьбе и дальнейшем творчестве
Данте сыграло изгнание поэта
из родной Флоренции.
В то время власть во Флоренции принадлежала
партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной
борьбой между белыми гвельфами (выступавшими
за независимость Флоренции от папы) и
черными гвельфами (сторонниками папской
власти). Симпатии Данте были на стороне
белых гвельфов. В 1295–1296 он несколько
раз призывался на государственную службу,
включая участие в Совете Ста. В 1300 он в
качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно
с призывом к гражданам города объединиться
с Флоренцией против папы Бонифация VIII
и в том же году был избран членом правительствующего
совета приоров – эту должность он занимал
с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь
1301 он вновь входил в Совет Ста. Осенью
того же года Данте вошел в состав посольства,
отправленного к папе Бонифацию в связи
с нападением на Флоренцию принца Карла
Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с
приходом Карла власть в городе перешла
к черным гвельфам, а белые гвельфы подверглись
репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что
заочно приговорен к изгнанию по сфабрикованному
обвинению во взяточничестве, должностных
преступлениях и сопротивлении папе и
Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию.
В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию
с «миротворческой» целью. На это событие
Данте, нашедший к тому времени временный
приют в Казентино, откликнулся пылким
письмом К правителям и народам Италии,
призывая поддержать Генриха. В другом
письме, озаглавленном Флорентиец Данте
Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим
флорентийцам, оставшимся в городе, он
осудил сопротивление, оказанное Флоренцией
императору. Вероятно, в это же время он
написал трактат О монархии (De monarchia, 1312–1313).
Однако в августе 1313, после неудачной трехлетней
кампании, Генрих VII внезапно скончался
в Буонконвенто. В 1314 после смерти папы
Климента V во Франции Данте выступил еще
с одним письмом, адресованным конклаву
итальянских кардиналов в городе Карпентра,
в котором призывал их избрать папой итальянца
и вернуть папский престол из Авиньона
в Рим.
На некоторое время Данте нашел убежище
у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала,
которому посвятил заключительную часть
Божественной Комедии – Рай. Последние
годы жизни поэт провел под покровительством
Гвидо да Полента в Равенне, где скончался
в сентябре 1321, завершив незадолго до смерти
Божественную Комедию.
Лишь часть ранних стихотворений Данте
вошла в Новую жизнь. Помимо них он написал
несколько аллегорических канцон, которые,
вероятно, намеревался включить в Пир,
а также множество лирических стихотворений.
Впоследствии все эти стихотворения были
изданы под заглавием Стихи (Rime), или Канцоньере
(Canzoniere), хотя сам Данте не составлял такого
сборника. Сюда же следует отнести шутливо-бранные
сонеты (тенцоны), которыми Данте обменивался
со своим другом Форезе Донати.
По утверждению самого Данте, трактат
Пир (Il convivio, 1304–1307) он написал, чтобы заявить
о себе как о поэте, перешедшем от воспевания
куртуазной любви к философской тематике.
Предполагалось, что в Пир войдут четырнадцать
поэм (канцон), каждая из которых будет
снабжена обширной глоссой, толкующей
ее аллегорическое и философское значение.
Однако, написав толкования к трем канцонам,
Данте оставил работу над трактатом. В
первой книге Пира, служащей прологом,
он горячо отстаивает право итальянского
языка быть языком литературы. Трактат
на латинском языке О народном красноречии
(De vulgari eloquentia, 1304–1307) тоже не был закончен:
Данте написал лишь первую книгу и часть
второй. В нем Данте говорит об итальянском
языке как средстве поэтического выражения,
излагает свою теорию языка и выражает
надежду на создание в Италии нового литературного
языка, который встал бы над диалектальными
различиями и был бы достоин называться
великой поэзией.
В трех книгах тщательно обоснованного
исследования О монархии (De monarchia, 1312–1313)
Данте стремится доказать истинность
следующих утверждений: 1) лишь под властью
вселенского монарха человечество может
придти к мирному существованию и исполнить
свое предназначение; 2) Господь избрал
римский народ, чтобы тот правил миром
(следовательно, этим монархом должен
быть император Священной Римской империи);
3) император и папа получают власть непосредственно
от Бога (следовательно, первый не подчинен
второму). Эти взгляды высказывались и
до Данте, но он привнес в них пылкость
убеждения. Церковь немедленно осудила
трактат и, согласно Боккаччо, приговорила
книгу к сожжению.
В последние два года жизни Данте написал
латинским гекзаметром две эклоги. Это
был ответ профессору поэзии Болонского
университета Джованни дель Вирджилио,
который убеждал его писать на латыни
и приехать в Болонью для увенчания лавровым
венком. Исследование Вопрос о воде и земле
(Questio de aqua et terra), посвященное вызывавшему
множество споров вопросу о соотношении
воды и суши на поверхности Земли, Данте,
возможно, публично читал в Вероне. Из
писем Данте подлинными признаются одиннадцать,
все на латыни (некоторые упоминались).
Считается, что Данте принялся за Божественную
Комедию около 1307, прервав работу над трактатами
Пир (Il convivio, 1304–1307) и О народном красноречии
(De vulgari eloquentia, 1304–1307). В этом произведении
он хотел представить двойное вдение общественно-политического
устройства: с одной стороны, как божественно
предустановленного, с другой – как достигшего
невиданного разложения в современном
ему обществе («нынешний мир сбился с пути»
– Чистилище, ХVI, 82). Основной темой Божественной
Комедии можно назвать справедливость
в этой жизни и в загробной, а также средства
к ее восстановлению, отданные, по промыслу
Божьему, в руки самого человека.
Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку
она имеет мрачное начало (Ад) и радостный
конец (Рай и созерцание Божественной
сущности), и, кроме того, написана простым
стилем (в отличие от возвышенного стиля,
присущего, в понимании Данте, трагедии),
на народном языке, «каким говорят женщины».
Эпитет Божественная в заглавии придуман
не Данте, впервые он появился в издании,
вышедшем в 1555 в Венеции.
Поэма состоит из ста песней приблизительно
одинаковой длины (130–150 строк) и делится
на три кантики – Ад, Чистилище и Рай, по
тридцать три песни в каждой; первая песнь
Ада служит прологом ко всей поэме. Размер
Божественной Комедии – одиннадцатисложник,
схема рифмовки, терцина, изобретена самим
Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл.
Божественная Комедия – непревзойденный
пример искусства как подражания, за образец
Данте берет все сущее, как материальное,
так и духовное, сотворенное триединым
Богом, наложившим на все отпечаток своей
троичности. Поэтому в основе структуры
поэмы лежит число три, а удивительная
симметричность ее строения коренится
в подражании мере и порядку, которые Господь
придал всем вещам.
В письме к Кан Гранде Данте объясняет,
что его поэма многозначна, это аллегория
наподобие Библии. Действительно, поэма
имеет сложную аллегорическую структуру,
и хотя повествование почти всегда может
держаться на одном лишь буквальном смысле,
это далеко не единственный уровень восприятия.
Автор поэмы представлен в ней как человек,
удостоившийся особой Божьей милости
– совершить путешествие к Господу через
три царства загробного мира, Ад, Чистилище
и Рай. Это путешествие представлено в
поэме как реальное, совершенное Данте
во плоти и наяву, а не во сне или видении.
В загробном мире поэт видит разнообразные
состояния душ после смерти, в соответствии
с воздаянием, определенным Господом.
Грехи, за которые карают в Аду, делятся
на три основные категории: распущенность,
насилие и ложь; это три греховные наклонности,
проистекающие из греха Адама. Этические
принципы, на которых построен Дантов
Ад, как и в целом его видение мира и человека,
представляют собой сплав христианской
теологии и языческой этики на основе
Этики Аристотеля. Взгляды Данте не оригинальны,
они были распространены в эпоху, когда
основные труды Аристотеля были вновь
открыты и усердно изучались.
Пройдя через девять кругов Ада и центр
Земли, Данте и его проводник Вергилий
выходят на поверхность у подножия горы
Чистилища, расположенной в южном полушарии,
на противоположном от Иерусалима крае
Земли. Схождение в Ад заняло у них ровно
столько же времени, сколько прошло между
положением Христа в гробницу и его воскресением,
и начальные песни Чистилища изобилуют
указаниями на то, каким образом действие
поэмы перекликается с подвигом Христа,
– еще один пример подражания у Данте,
теперь в привычной форме imitatio Christi.
Восходя на гору Чистилища, где на семи
уступах искупаются семь смертных грехов,
Данте очищается сам и, достигнув вершины,
оказывается в земном Раю. Таким образом,
восхождение на гору – это «возвращение
в Эдем», обретение утерянного Рая. С этого
момента проводником Данте становится
Беатриче. Ее появление является кульминацией
всего путешествия, более того, поэт проводит
подчеркнутую аналогию между приходом
Беатриче и пришествием Христа – в истории,
в душе и в конце времен. Здесь подражание
христианской концепции истории как линейного
поступательного движения, центр которого
образует пришествие Христа.
С Беатриче Данте поднимается сквозь девять
концентрических небесных сфер (согласно
устройству неба в птолемеево-аристотелевской
космологии), где обитают души праведных,
к десятой – Эмпирею, обители Господа.
Там Беатриче сменяет св. Бернард Клервоский,
который показывает поэту святых и ангелов,
вкушающих высшее блаженство: непосредственное
созерцание Господа, утоляющее все желания.
Несмотря на такое разнообразие посмертных
судеб, можно выделить один принцип, действующий
на протяжении всей поэмы: воздаяние соответствует
природе греха или добродетели, присущих
человеку при жизни. Особенно четко это
прослеживается в Аду (зачинщики раздора
и схизматики рассечены там надвое). В
Чистилище очищение души подчиняется
несколько иному, «исправляющему» принципу
(глаза завистников накрепко зашиты). В
Раю души праведных появляются сначала
на том небе, или небесной сфере, которое
лучше символизирует степень и природу
их заслуг (души воителей обитают на Марсе).
В структуре Божественной Комедии можно
выделить два измерения: загробная жизнь
как таковая и путешествие по ней Данте,
обогащающее поэму новым глубинным смыслом
и несущее основную аллегорическую нагрузку.
Теология в дни Данте, как и раньше, считала,
что мистическое путешествие к Богу возможно
и при жизни человека, если Господь по
милости своей подарит ему эту возможность.
Данте строит свое путешествие по загробному
миру так, чтобы оно символически отражало
«путешествие» души в мире земном. При
этом он следует образцам, уже выработанным
в современной ему теологии. В частности,
считалось, что на пути к Богу разум проходит
три стадии, ведомый тремя различными
видами света: Светом Естественного Разума,
Светом Милости и Светом Славы. Именно
эту роль играют в Божественной Комедии
три проводника Данте.
Христианская концепция времени заложена
не только в центре поэмы : все ее действие
вплоть до появления Беатриче призвано
отразить то, что Данте понимал как путь
искупления, предначертанный Господом
для человечества после грехопадения.
Это же понимание истории встречалось
у Данте в трактате О монархии и высказывалось
христианскими историками и поэтами (например,
Орсисием и Пруденцием) еще за тысячу лет
до Данте. Согласно этой концепции, Господь
избрал римский народ для того, чтобы тот
вел человечество к справедливости, в
чем он и достиг совершенства при императоре
Августе. Именно в это время, когда на всей
земле, впервые после грехопадения, царили
мир и справедливость, Господь пожелал
вочеловечить и послать к людям своего
возлюбленного сына. С появлением Христа,
таким образом, завершается движение человечества
к справедливости. Нетрудно проследить
аллегорическое отражение этой концепции
в Божественной Комедии. Как римляне при
Августе вели род людской к справедливости,
так Вергилий на вершине горы Чистилища
приводит Данте к обретению внутреннего
чувства справедливости и, прощаясь, обращается
к поэту, как к императору на коронации:
«Я над самим тобою тебя венчаю митрой
и венцом». Теперь, когда в душе Данте,
как некогда в мире, воцарилась справедливость,
появляется Беатриче, и ее приход является
отражением пришествия Христа, как оно
было, есть и будет. Так путь, пройденный
душой индивидума, достигающей справедливости,
а затем – очищающей благодати, символически
повторяет путь искупления, пройденный
человечеством в ходе истории. Эта аллегория
Божественной Комедии совершенно очевидно
рассчитана на читателя-христианина, которого
заинтересует как описание загробной
жизни, так и путешествие Данте к Богу.
Но изображение земной жизни у Данте не
становится от этого призрачным и бесплотным.
В поэме дана целая галерея живых и ярких
портретов, а чувство значимости земной
жизни, единства «того» и «этого» мира
выражено в ней твердо и недвусмысленно.