Данте и его Божественная комедия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:44, реферат

Краткое описание

В конце ХIII–начале ХIV в. в Италии выступает великий поэт Данте Алигьери.
Ф. Энгельс писал о нём в предисловии к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»: «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это – итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени.

Оглавление

Введение
§1. Италия XIII–ХIV вв.
§2. Жизнь и деятельность Данте
§3. «Божественная комедия»
§4. Жанр и сюжет
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

данте и его божественная комедия.docx

— 51.74 Кб (Скачать)

Вологодский институт права и  экономики.

Кафедра философии и истории. 
 
 
 
 
 

Реферат по Культурологии на тему:

«Данте  и его Божественная комедия». 
 
 
 
 

Выполнила:

Курсант 303 учебной группы

Кривушина Я.Ю.

Проверил: 

Оценка: 
 
 
 

Вологда.

2011 г.

План реферата:

Введение

§1. Италия XIII–ХIV вв.

§2. Жизнь и деятельность Данте

§3. «Божественная комедия»

§4. Жанр и сюжет

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В конце ХIII–начале  ХIV в. в Италии выступает великий  поэт Данте Алигьери.

Ф. Энгельс писал о нём в предисловии к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»: «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это – итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени.

Глубоко злободневным было величайшее творение Данте «Божественная  комедия», которую В.Г. Белинский  назвал «истинной Илиадой средних веков»; по словам великого русского критика, поэма Данте выразила собой «всю глубину духовной жизни своего времени, в свойственных этой жизни и этому времени формах». В «Божественной комедии» как и в других своих более ранних произведениях, Данте еще влачит тяжелый груз теологических схоластических образов и представлений, завещанных ему средними веками. Вместе с тем он уже обнаруживает замечательно острое чувство жизни и огромную силу критической мысли, которые делают его первым подлинно великим поэтом нового времени. С большим уважением относится он к античной культуре, вскоре ставшей знаменем гуманистов. Он ценит в человеке пытливый дух, на которые в средние века взирали как на один из самых тяжких грехов. Его манит мир земных человеческих чувств и страстей. При этом, о чем бы он ни повествовал, Данте никогда не бывает безучастным наблюдателем совершающихся событий. Он страшно ненавидит пороки своего времени. Он всегда готов обрушиться на тех, из-за кого, по его мнению, страдает Италия, раздираемая вечными междоусобиями. У него на все свой определенный взгляд. Он беспощадный судья и пламенный трибун. Он презирает малодушие, обличает измену и своекорыстие чувств, он не останавливается перед самой беспощадной критикой пороков папской курии и даже самому Бонифацию VIII отводит место в аду.

Замечательно  политическое мастерство Данте –  его сжатый, чеканный стиль, его умение скупыми средствами создавать очень  рельефные, незабываемые образы. Особенно примечательны в этом отношении  образы «Ада», « начертанные гением сурового Данте». 
 
 
 

§1. Италия ХIII–ХIV вв. 

В предисловии  к «Манифесту Коммунистической партии»  объяснена и причина, почему «первый  поэт нового времени» появился именно в Италии. «Первой капиталистической  нацией была Италия», - пишет Энгельс. В этой стране, расположенной на торговых путях из Европы в Азию, раньше, чем в других странах, развивалась  мощная торговля, и появились зачатки  капиталистической промышленности. В городах Северной Италии в XIII в. выросла сильная буржуазия, которая, опираясь на народ, лишила феодалов их прежней власти, создала и возглавила городские самоуправления (города - коммуны).

Самым передовым  городом в общественно-экономическом  отношении была Флоренция – родина Данте, ставшая первым центром новой  культуры. Здесь развивалась бурная политическая жизнь. Одновременно с  борьбой буржуазии против феодалов возникла борьба между буржуазной верхушкой, т.е. богатыми купцами, промышленниками  и ростовщикам, прозванными «жирным  народом», и широкими массами горожан  – «тощим народом», протест которого выливался в форму ересей и  порой приводил к восстанию.

В этих новых  общественных условиях формировался Данте  Алигьери как человек и поэт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Жизнь и деятельность Данте 

Отпрыск старой и благородной флорентийской  семьи, член  цеха  врачей  и

аптекарей,  в  состав  которого  входили   лица   различных   интеллигентных

профессий, Данте  Алигьери (1265-1321) выступает в своей  жизни  как  типичный для его времени и для развитого городского уклада его  родины  представитель всесторонне  образованной,   деятельной,   крепко   связанной   с местными культурными традициями и общественными интересами интеллигенции.

     Юность  Данте  протекает  в  блестящем   литературном   кругу   молодой

поэтической  школы  "нового   сладостного   стиля"   (doice   stil   nuovo),

возглавляемой его  другом  Гвидо  Кавальканти,  и  в  общении  с  выдающимся политическим деятелем и одним из ранних флорентийских гуманистов -  Брунетто Латини.  Зрелые  годы  автор  "Божественной  Комедии"  проводит  на  службе республики, участвуя в ее войнах, выполняя ее дипломатические  поручения  и, наконец (1300 г.), состоя одним из членов правительствующего совета  приоров в дни политического господства буржуазно-демократической партии "белых".

     К  1302 году - году своего  изгнания  и  заочного  осуждения  на  смерть

захватившими  власть  во  Флоренции  дворянско-буржуазными  верхами  (партией "черных") - Данте был уже первостепенной литературной величиной.

     Поэтическое   становление  Данте  происходит  в  условиях  переломных  и

переходных от литературного средневековья к новым творческим  устремлениям. Сам  поэт  в  этом  сложном  и  противоречивом  процессе  занимает  одно  из определяющих  и  высоких  мест.  Его  поэтическое  сознание  в  полной  мере предвосхищает "высочайшее развитие искусства" в эпоху:

 "...которая разбила

границы старого  orbis и впервые, собственно говоря, открыла Землю"  {К.Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, изд.  2-е,  с.  508.}.

Как  последний  поэт средневековья  Данте  вместе  с  тем  завершает  и  обобщает  предшествующую философскую и поэтическую эпоху, схоластическому миротолкованию  которой он дал  столь  грандиозное  в   своих   творческих   масштабах   художественное претворение.

     По  собственному признанию Данте,  толчком  к  пробуждению   в  нем  поэта явилась трепетная и благородная  любовь  к  дочери  друга  его  отца  Фолько Портинари - юной и прекрасной Беатриче. Поэтическим документом  этой  любви осталась  автобиографическая  исповедь "Новая   Жизнь"   ("Vita   nuova"), написанная у свежей могилы возлюбленной, скончавшейся в 1290 году. Входящие в состав "Новой Жизни" два  десятка  сонетов,  несколько  канцон  и  баллада  содержат в себе утонченное философское толкование пережитого и  пламенеющего чувства,   благостного   образа   любимой. Стихи  перемежаются прозой, комментирующей их возвышенное  содержание  и  связывающей  отдельные  звенья поэтических признаний и размышлений  в  последовательный  автобиографический рассказ, в дневник взволнованного  сердца  и  анализирующего  ума  -  первый

литературный  дневник личной любви  и  философических  чувствований  в  новой европейской литературе.

     В "Новой Жизни" поэтические  переживания  Данте  облекаются  в  формулы "сладостного стиля" поэзии его друзей и литературных  наставников -  Гвидо Гвиницелли,  Кавальканти,  Чино  да  Пистойя  и всего того  круга молодых тосканских  поэтов,  которые  в  изысканных  словах  и   утонченных   формах философской лирики славят великие  очарования  вдохновенной,  приобщенной  к идеальным сферам любви и воспевают волнения возвышенных и сладостных чувств. И все же - в этом состоит немеркнущее значение "Новой Жизни"  -  поэтическая формула  не  заслоняет  ее  ясной   устремленности   к   реально   значимым, пластическим, осязаемым и  действительно  чувствуемым  жизненным  ценностям. Сквозь мерные строфы сонетов с их усложненной  философской  образностью,  за

метафизическими выкладками изощренной, схоластической  мысли  и особенно  в прозаическом рассказе об обстоятельствах своей любви Данте раскрывает  перед читателем свое живое и жизненное  мироощущение,  если  не  подчиняющее  себе книжно-поэтическую премудрость "сладостного стиля", то уже свидетельствующее о новых направлениях лирики  и  о  новых,  жизненных  источниках  лирических переживаний.

     Еще   в  флорентийский период  Данте  прилежно  изучал схоластическую философию. Мысль его, естественно, попала в плен тех уродливых  мистических измышлений,  которыми  переполнены   писания   Фомы   Аквинского,   наиболее реакционного и тлетворного  из  всех  богословских  "авторитетов"  эпохи. И однако,  одновременно с этим,   уже   вступая в сферу пробуждающихся гуманистических интересов, он усваивал наследие классической  литературы  во главе со столь почитавшимся и в средние века Вергилием. В  изгнании  занятия эти, видимо,  расширились и углубились. Скитаясь  по  разным  итальянским городам, посетив даже Париж -  центр  философско-богословских  занятий  того времени, Данте приобрел энциклопедические знания  в  области  схоластической науки и натурфилософии, ознакомился  с  некоторыми  системами  восточной,  в частности арабской, философской  мысли  и  всмотрелся  в  широкие  горизонты общеитальянской национальной политической  жизни, очертания  и  направления которой вырисовывались в соперничестве папской и светской власти,  в  борьбе городов-коммун  с  абсолютистскими  притязаниями  знати,  в захватнических стремлениях жадных заальпийских соседей. Движение мысли  Данте  к  овладению всей суммой знаний его времени не шло  наперекор  традициям  средневекового мышления, склонного к энциклопедическим обобщениям, но в этом движении  ясно вырисовывалась та черта,  которая  свидетельствовала  о  наступавших  новых временах, -черта непокорной и взыскательной личности, утверждающей  себя  и свои  предвосхищения  будущего  в  окружении  уже  остановившейся  в своем историческом развитии, формальной и застывавшей культуры.

     В  схоластическом этико-философском  трактате "Пир"  и  в   написанном  на латинском языке  пространном  утопическом  рассуждении  "Монархия"  Данте в полной мере следует средневековым традициям мысли. Во втором из этих трудов, став на сторону политической программы гибеллинства {Гибеллины -  сторонники власти императора и противники светской власти папы.} с его  стремлениями  к универсальной  феодальной  империи, идеализируя  эту  империю  как  путь  к ликвидации раздробленности нации и ослабляющих ее  междоусобий,  Данте, при всей практической реакционности ряда своих политических  утверждений  и  при всей иллюзорности своих оторванных от действительности оценок, выступает как

один из первых в итальянской литературе носителей общенационального сознания и патриотов национального государства. Недаром деятели

национально-освободительного движения начала XIX века и борцы за объединение Италии во главе с Джузеппе Мадзини объявляли его  своим  идейно-политическим предтечей.

     Национальной  идеей проникнут и позднейший  научно-философский,  на  этот раз лингвистический и историко-литературный  трактат "О народном  языке", посвященный  превознесению  достоинств  "народного  красноречия",  то   есть общеитальянского  языка,  основой которого  служит   речь   родной   автору Тосканской области, призванная быть орудием  общеитальянского  национального сознания.

     Двадцатилетняя  жизнь Данте как политического  изгнанника,  время,  когда он с глубокой остротой познал: 

                    ...как горестен устам

                    Чужой  ломоть, как трудно на  чужбине

                    Сходить  и восходить по  ступеням, - 

                                                ("Рай", XVII, 58-60) 

время, когда  он увидел, что поистине 

                    ...тот страждет высшей мукой,

                    Кто радостные помнит времена

                    В несчастии, - 

                                                ("Ад", V, 121-123)

оставили  потомству  грандиозное  здание  трехчастной  "Комедии", за которой молва  ее  первых   восхищенных   слушателей  и   читателей навеки утвердила восторженный   эпитет  "божественной" {Свой  эпический труд сам Данте назвал "комедией", согласно   нормам   античной   поэтики,   как   произведение, завершающееся благополучной и радостной развязкой.}.

§3. «Божественная комедия» 

В течение многих лет на чужбине Данте вынашивал  и обрабатывал своё величайшее создание – поэму «Божественная комедия». Он закончил её, по-видимому, незадолго  до смерти. Произведение это – итог всей его жизни – даёт широчайшую картину представлений Данте  о мире, о действительности и пламенную  проповедь дорогих ему идей. «Божественная  комедия» - высшее достижение средневековой  культуры и знаменует собой переход  к новой эпохе. "Божественная Комедия" возникла в тревожные ранние  годы  XIV  века  из бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии. Для будущих  -  близких  и  далеких  -  поколений  она  осталась  величайшим памятником поэтической культуры итальянского народа, воздвигнутым на  рубеже двух исторических эпох. Энгельс  писал:  "Конец  феодального  средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это - итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе  с тем первый  поэт новою времени" {К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 22, изд. 2-е, с. 382.}.

Информация о работе Данте и его Божественная комедия