Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:20, реферат
Творчество А.Н. Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века.
Конец пятидесятых годов прошлого века - переломный момент в судьбе России. Еще живо крепостное право, но это уже агония. Уже зародились разночинцы; уже проник на Русь гуманизм. Но уже набрали силу “новые люди старого времени” - купцы старой закалки.
1. Введение.
2. Жизнь и творчество Островского А.Н.
3. Образ Марьи Андреевны в пьесе «Бедная невеста».
4. Образ Катерины в пьесе «Гроза».
5. Заключение.
6. Список литературы.
Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: "Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает". Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.
Я думаю, что самая важная черта характера Катерины - честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” - так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить - не для нее. Жить - это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность - это личная свобода, свобода души.
С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения” Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство, игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше...” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.
Катерина - человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть - вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.
Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в которое они живут. Например: Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности.. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина - это тоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века, образованный человек. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникающая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Катерина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внутри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание. Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к молодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе патриархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж - это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катерины - страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы “Домостроя”. То чувство, которое зародилось в Катерине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех - самоубийство.
Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.
Заключение.
«Гроза» и «Бедная невеста» — одни из лучших пьес Островского, показавшие читателю и зрителю мир с его страстями и болью, печалями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя.
Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.
Образ Катерины, пожалуй, самый сложный из женских образов этих двух пьес. В критике обсуждался вопрос: можно ли считать Катерину трагической героиней. Конечно, она не была идеальна во всех отношениях: у нее были серьезные недостатки. Можно говорить о ее слабоволии, оторванности от жизни. Она действует чаще неосознанно и импульсивно. Но многие из ее качеств, являющихся недостатками в практической жизни, воспринимаются людьми как утерянные ими в течение жизни положительные качества и оцениваются как достоинства. Безусловно, Катерина — эмоционально и духовно целостная личность.
Катерина - истинно трагическая героиня. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.
Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
Героиня «Бедной невесты» — простая девушка, жаждущая скромного счастья, но на ее идеалах лежит отсвет жоржсандизма. Она склонна рассуждать, задумываться над общими вопросами и уверена, что все в жизни женщины разрешается через осуществление одного главного стремления — любить и быть любимой.
Трагизм положения Марьи Андреевны усугубляется тем, что сознание окружающих ее людей искажено и так же неестественно ложно, как жизнь, которой они живут. Непосредственная причина несчастья девушки — забота доброй и по-своему любящей ее матери и старика чиновника Добротворского, некогда облагодетельствованного ее отцом. Мать Марьи Андреевны и Добротворский считают, что материальное благополучие с хищником, взяточником и вором может составить счастье девушки, и заставляют ее насильно выйти замуж за нелюбимого ею человека, закрывая глаза на то, что он груб, необразован, бесчестен и развратен. Во взяточничестве ни Добротворский, ни Незабудкина не видят большого греха. Окружающие героиню молодые люди, наперебой уверяющие ее в своей любви, смотрят на бедную невесту как на игрушку или вещь, которую можно купить и к которой они все время прицениваются. Настоящее сочувствие она встречает только со стороны Хорькова, человека слишком слабого и не приспособленного к жизни, чтобы защитить ее и стать для нее опорой.
У Катерины и Маши разное воспитание, разные характеры, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. И объект их чувств бездейственные мужчины, которые в силу разных обстоятельств не могут сделать счастливыми этих милых девушек.
Марья Андреевна в начале пьесы сопротивляется, выражает протест против нечестной и не счастливой жизни, но в скором времени смирятся с судьбой, подчиняется воле матери и выходит замуж за нелюбимого ею человека. А для Катерины лучше смерть, тем прежняя жизнь, чем потеря свободы.
По сути характеров Катерина и Маша, скорее, антиподы. Маша не имеет главного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности на решительный поступок.
Но между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против общества. Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина -натура гораздо более сильная, чем Марья Андреевна. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Маши.
Список литературы
1. Анастасьев А. «Гроза» Островского. Москва «Художественная литература», 1975, с.104.
2. А.Н. Островский: художник и мыслитель.[Cборник статей]/ Отв. ред. К. Ломунов.- М.: Худож. лит., 1972.- 687 с.
3. Белик А.В. Художественные образы А.Н.Островского. Эстетические очерки. - М.: Наука, 1974. - 224 с.
4. Гроссман Л. А.Н. Островский.- М.: Молодая гвардия, 1965.- 605 с.
5. Гус М. Идеи и образы А.Н. Островского.- М.: Худож. лит., 1971.- 592 с.
6. Латынина А. Мир А.Н. Островского // Юность, 1971, №11, с. 77-81.
7. Лобанов М.П. Островский. Москва 1989 (серия ЖЗЛ)
8. Л. Лотман “А.Н. Островский и русская драматургия его времени”
9.Переверзев В. Творчество А.Н. Островского.- М.: Книга, 1990, с. 278-294.