Чокан Валиханов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:30, реферат

Краткое описание

Здесь рассказано о жизни замечательного ученого и путешественника
Чокана Валиханова. Казахский народ считает его своим первым ученым и первым
революционным мыслителем. В торговом караване Чокан Валиханов совершил
путешествие в неизвестный тогда русской и европейской науке Кашгар.
Открытия, сделанные им, поставили молодого поручика русской армии в ряд с
выдающимися географами мира.

Оглавление

Глава 1. Детство Чокана
Глава 2. Обучение в кадетском корпусе
Глава 3. Адъютант Гасфорта
Глава 4. Путешествие на Иссык-Куль и в Кульджу
Глава 5. Хождение в Кашгар
Глава 6. Жизнь в Петербурге
Глава 7. Возвращение на родину

Файлы: 1 файл

Чокан Валиханов.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

были  помещены   рисунки   автора,   а   также   подготовленная   им   карта

Семиреченского  и Заилийского  края Семипалатинской  области и  части  Илийской

провинции Китая. Это, по тогдашним  понятиям, и была Джунгария.

       Вслед за «Очерками» в 3-й книге «Записок  русского  географического

общества» за 1861 год появились  географический обзор  и  исторический  очерк

из  кашгарского  отчета  Валиханова.   Корифеи   Географического   общества,

конечно,  знали,  что  это  лишь  часть   большого   труда.   Подготовленное

Валихановым тогда же в Петербурге  для «Записок  Русского  географического

общества» описание пути в Кашгар и обратно, в Алатавский округ, появилось  в

свет  много позже, в 1868 году.

       За   штабс-ротмистром   Валихановым   упрочилась   слава    отважного

путешественника, открывшего европейской  науке тайны Средней  Азии.  Он  вошел

в круг помощников Петра  Петровича Семенова, вычитывал  и  сверял  издавшиеся

на  русском языке  труды  Риттера.  В  военно-ученом  комитете  он  руководил

подготовкой карт Средней Азии и  Туркестана.  При  участии  Валиханова  были

выполнены «Карта пространства  между  озером  Балхашом  и  хребтом  Алатау»,

«Рекогносцировка  западной части Заилийского  края»,  «План  города  Кульджи»,

«Карта  к отчету о результатах экспедиции на  Иссык-Куль»,  «Карта  Западного

края  Китайской империи».

       Прожив год в  Петербурге, Валиханов отказался от первоначального плана

поступить на восточный факультет  университета.  Ему  там  не  зачем  терять

время  -  все,  чему  учили   на   факультете,   он   либо   успел   постичь

самостоятельно,  либо  знал,  как  это  можно  постичь,  не   высиживая   на

студенческой  скамье.  Чокан  предпочел   записаться   лишь   на   некоторые

университетские лекции. В Петербурге он продолжал  работу  над  очерками  по

истории, географии и этнографии киргизов, начатыми в Омске. 

                       Глава 7. Возвращение на родину 
 

       Весной  1861  года  Чокан  засобирался домой в Степь.  Официальной

причиной  считалась  необходимость  поправить  чистым  воздухом  и   кумысом

расстроенное  петербургским климатом здоровье. С отъездом Чокана  совпадал  у

многих  его друзей-сибиряков  перелом в их собственной  судьбе, и казалось,  он

увозит  с собой самый  яркий и счастливый год их общей молодости.

       В 1862 году  Валиханов  был выбран  на  должность старшего  султана

Атбасарского  округа и не утвержден  генерал-губернатором.

       Летом  1863  года  он  принял  участие   в  работе  комиссии,  которая

отправилась в Степь,  чтобы  собрать  народные  мнения  о  проекте  судебной

реформы.

       С  1864  года  Валиханов   занимался   деятельностью,   связанной   с

освободительным движением народов  Восточного Туркестана...

       10 апреля 1865 года, не  дожив до тридцати  лет, он  скончался  в ауле

Тезека, в урочище Кочен-Тоган.

       Но в Петербурге  его не забыли. Имена первооткрывателей  не исчезают из

науки, не вычеркиваются  никогда и никем. Выдающиеся  путешественники  А.  Ф.

Голубев и М. И. Венюков, побывавшие в Заилийском крае  вскоре после Чокана

Валиханова, первыми сказали о значении  его открытий.  На  его авторитет

ссылались все последующие  исследователи Туркестана,  в  том  числе  и  автор

книги «Кашгария»,  изданной  в  1879  году,  полковник  Генерального  штаба,

действительный член Русского географического общества А. Н. Куропаткин.

       Русское географическое  общество (РГО) в   своем  отчете  за  1865  год

опубликовало  сообщение о безвременной кончине  Валиханова,  и там же  были

напечатаны  статьи о его заслугах перед  наукой.  В  1867  году  РГО  приняло

решение издать все его  рукописи, а в 1868  году  в  «Записках»  появилось  в

сокращенном виде описание пути в Кашгар  и  обратно  в  Алатавский  округ  и

статья  о Валиханове.

       Собрание сочинений  Ч. Ч. Валиханова вышло в  свет  в  1904  году  под

редакцией  профессора  Н.  И.  Веселовского  и  заняло  полностью  ХХIХ  том

«Записок  Императорского  Русского  географического  общества»  по  отделению

этнографии. Вот слова, сказанные  там Веселовским  о  Чокане:  «Как  блестящий

метеор, промелькнул над  нивой востоковедения потомок киргизских  ханов  и  в

то  же  время  офицер  русской  армии  Чокан  Чингисович  Валиханов.  Русские

ориенталисты  единогласно  признали  в  лице  его  феноменальное  явление  и

ожидали от него великих и важных откровений о судьбе  тюркских  народов,  но

преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд».

       В оставшийся малый   срок  жизни   время  Чокана  летело  стремительно.

Умирающему  от чахотки дано напоследок почувствовать себя лучше  и уверовать

в свое выздоровление. В один  из  апрельских  прозрачных  дней  он  попросил

вынести его из юрты на вольный  воздух. Дышалось легко. Неизвестно, о чем  он

мечтал, не сохранились последние  слова - ни на бумаге, ни в  чьей-то  памяти

для передачи будущим поколениям. Зато известно,  в  чем  он  был  совершенно

уверен. Он знал, что годы его странствий  и  трудов  совпали  с  исторически

очень значимым  периодом  в  жизни  его  народа,  когда  казахи  всех  жузов

завершали свое вхождение в  состав России и вместе с тем  свое  воссоединение

в один большой народ - мирный и поэтический, веселый и честолюбивый,  полный

сил и энергии, подающий огромнейшие надежды  на  развитие...И  во  всем  том,

что свершилось в 1865 году, составляющему веху в истории казахов,  оставался

навеки  след его, Чокана, усилий, его понимания своего долга перед народом,

его отваги, его исторического  предвидения.

       Им никогда не  владели тщеславные  помыслы, и он  очень строго  судил  о

самом себе, но все это  он знал. И чувствовал очень остро, что вот  теперь-то

приходит  его время, чтобы  повести  свой  народ  путем  истинного  знания  и

завершить  все   незавершенное,   исполнить   пророчество   Достоевского   -

растолковать  многоязыкой  России,  что  такое  Степь  и  ее  кочевой  народ,

открыть всему человечеству жизнь  казахов,  их  прошлое,  их  настоящее,  их

помыслы о будущем... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература: 
 
 

1. Айдарова Х. Чокан Валиханов. Алма-Ата, 1945. 

2. Бегалин С. Чокан Валиханов. М., 1976. 

3. Забелин И. Чокан Валиханов. М., 1956. 

4. Зиманов С., Атишев  А. Политические  взгляды Чокана  Валиханова.  Алма-Ата,

1965. 

5. Маргулан А.  Очерк   жизни  и   деятельности  Ч.Ч.  Валиханова.  -  В кн.:

Валиханов Ч.Ч. Собр. Соч. Алма-Ата, 1961, т. 1. 

6. Марков С. Идущие к вершинам. Историко-биографическая повесть. М., 1968. 

7. Муканов С. Степные  друзья. Алма-Ата, 1979. 

8. Сегизбаев О.  Из  истории  идейной   борьбы  вокруг  творческого  наследия

Чокана   Валиханова.   -   Ученые   записки   Казахского    государственного

университета, т. ХV, философия. Вып. 2. Алма-Ата, 1959.

Информация о работе Чокан Валиханов