Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:30, реферат
Здесь рассказано о жизни замечательного ученого и путешественника
Чокана Валиханова. Казахский народ считает его своим первым ученым и первым
революционным мыслителем. В торговом караване Чокан Валиханов совершил
путешествие в неизвестный тогда русской и европейской науке Кашгар.
Открытия, сделанные им, поставили молодого поручика русской армии в ряд с
выдающимися географами мира.
Глава 1. Детство Чокана
Глава 2. Обучение в кадетском корпусе
Глава 3. Адъютант Гасфорта
Глава 4. Путешествие на Иссык-Куль и в Кульджу
Глава 5. Хождение в Кашгар
Глава 6. Жизнь в Петербурге
Глава 7. Возвращение на родину
географическом положении, которым многое в истории определено, о делении на
роды, о нравах и обычаях киргизов, о преданиях, легендах, песнях и сказках,
передаваемых из поколения в поколение.
Рукопись, опубликованная впервые полностью в Собрании сочинений Ч.
Валиханова как «Записки о киргизах», носит следы кропотливой многолетней
работы, как и большинство других незаконченных трудов Чокана Валиханова.
Сколько вставок, поправок, пометок на полях, сделанных в разное время
чернилами и карандашом! И какая яркая самобытность мыслей, блистательная
система доказательств, какая смелость выводов и гипотез! Ныне признано, что
работы Валиханова по этногенезу казахов и киргизов опередили свое время. И
при нынешнем чтении почти не ощущаешь их незавершенности. Недостает лишь
окончательной шлифовки, которую автор производит, уже решившись выпустить
свое творение в свет. И все вместе дошедшие до нас работы Валиханова дают
основание предположить, что часть его бумаг бесследно пропала. Его научный
поиск заставлял его вести колоссальную предварительную работу - делать
выписки из архивных документов, из переводов восточных писателей, из трудов
европейских ориенталистов, географов, историков, не говоря уже о глубоком
изучении
общественных теорий
и международных
отношений.
Глава 5. Хождение
в Кашгар
28 июня 1858 года Чокан присоединился к семипалатинскому каравану,
направляющемуся в Кашгар. Все, что он узнал во время этой поездки из
экономики, политической жизни, истории, географии, этнографии Кашгара, - а
собрал он там удивительный по полноте и глубине материал - далось ему
напряженнейшим трудом. Он составлял цельную картину жизни Кашгара по
кусочкам, по обрывкам разговоров, по воспоминаниям об исторических
событиях, по семейным преданиям. Работа, которой он занимался в Кашгаре,
напоминала Чокану, как ему доводилось в Омске сопоставлять и собирать
воедино факты из трудов европейских и русских ученых с документами,
хранящимися в Омском архиве, с ханскими ярлыками, с повествованиями
восточных писателей, с казахскими преданиями и казахской литературой. Не
овладей он до поездки в Кашгар опытом исследования истории казахов и не
имей он опыта постижения изустной истории и русского политического хабара,
Валиханов никогда не смог бы написать свой всеобъемлющий труд о Кашгаре,
который называют гениальным. А гениальность научного отчета Чокана
Валиханова о поездке в Кашгар заключалась еще и в том, что собирая и
сопоставляя клочки сведений, он не везде и не всегда мог вести подробные
записи. Сколько материалов, причем наиболее ценных, он хранил в памяти - в
своей блистательной памяти сына кочевого, поэтического, памятливого народа!
Географический обзор. Исторический очерк. Народонаселение.
Правительственная система и политическое состояние края. Промышленность и
торговля. И все это о крае, про который до поездки Валиханова европейской
науке не было известно почти ничего. С подчеркнутой скрупулезностью описал
он, как и кем управляется Кашгар, потому что знал, насколько мало изучены
европейскими учеными формы восточного городского правления. Эти его
сведения
впоследствии использовались
очень широко.
Глава 6. Жизнь в Петербурге
13 июля 1859 года Гасфорт отправил рапорт министру иностранных дел
князю А.М. Горчакову, в котором сообщалось о благополучном возвращении
поручика султана Валиханова. Поручик Валиханов, несмотря на опасное
положение, успел собрать многие полезные сведения. Как только записка им
будет составлена и он поправится в здоровье, расстроенном от многих лишений
(уже при поездке в Кашгар Чокан знал, что страдает грудной болезнью,
называемой чахоткой), Валиханову необходимо самому поехать в Петербург,
чтобы сделать пояснения в Азиатском департаменте.
Но идут дни, недели, месяцы, а Валиханов все еще в Омске. Что за
причины могли быть у Чокана для оттягивания своей - триумфальной! - поездки
в столицу?
Прежде всего та требовательность к себе, которую он выработал с
юности. Валиханов представлял себе огромное значение привезенных им
сведений. Поэтому он отказался от стиля официальных бумаг, писал свой отчет
свободно, вдохновенно, в манере, свойственной тогдашней публицистике.
Человек, столь много разузнавший о Кашгаре, имел основания опасаться
за свою жизнь. Валиханов принял необходимые меры предосторожности. Он не
повез в Петербург ничего незавершенного, ничего лишь в памяти, для бесед в
Азиатском департаменте. Он все сведения, все выводы, все предложения
касательно русской политике в Восточном Туркестане изложил письменно. В
Омске его отчет перебелил писарь. Отчет Валиханова, таким образом,
существовал уже не в единственном экземпляре, и поехал с запечатанным
пакетом не сам Чокан. Гасфорт уведомлял Ковалевского письмом от 27 января
1860 года, что нынешней почтой посылает отчет поручика Валиханова и вслед
за сим отправляет самого Валиханова.
В Петербурге Валиханов ощущал себя посланцем и полномочным
представителем не только родной Степи, но и всей Азии. И, значит, он
особенно остро чувствовал, каково российское того времени восприятие
Востока. Русская культура признавала свое духовное родство с Востоком. Все
это Чокан видел и ведал. Именно в Петербурге он менее всего ощущал себя
инородцем, и тут дело было не только в том, что он достаточно богат.
В его размышлениях о будущем казахского народа в составе многоязыкой
Российской империи жило усвоенное еще в юные годы понимание, что есть две
России - Россия чиновничья и Россия прогрессивная, которая научила его, как
сделаться таким, каков он ныне есть: казах, образованный по-европейски
вполне не утративший ни грана своей национальной сути, даже, напротив,
яснее осознавший благодаря своей принадлежности к русскому передовому
обществу великую ценность многовековой культуры своего народа и других
народов Азии, возможности развития в будущем.
В Петербурге перед Валихановым открылась карьера. «В воздаяние
отлично-усердной и ревностной службы состоящего по армейской кавалерии
поручика султана Чокана Валиханова, оказанной им при исполнении
возложенного на него осмотра некоторых из пограничных среднеазиатских
владений, сопряженного с усиленными трудами, лишениями и опасностями...» -
он был произведен в штабс-ротмистры и награжден орденом Святого Владимира.
Но, сколько бы высоких знакомств ни завел в Петербурге правнук Аблая,
штабс-ротмистр султан Валиханов, он и пальцем не шевельнул ради своей
карьеры...
4 мая 1860 года в квартире Русского географического общества близ
Певческого моста действительный член общества Чокан Чингисович Валиханов
сделал сообщение о своем путешествии в Кашгар. Его слушал петербургский
ученый мир. Географы, этнографы, естественники, историки, востоковеды...
Сообщение, сделанное Валихановым на собрании 4 мая 1960 года, легло в
основу его «Очерков Джунгарии», опубликованных в «Записках Русского
географического общества» в начале 1861 года в книгах 1-й и 2-й. Там же