Чокан Валиханов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:30, реферат

Краткое описание

Здесь рассказано о жизни замечательного ученого и путешественника
Чокана Валиханова. Казахский народ считает его своим первым ученым и первым
революционным мыслителем. В торговом караване Чокан Валиханов совершил
путешествие в неизвестный тогда русской и европейской науке Кашгар.
Открытия, сделанные им, поставили молодого поручика русской армии в ряд с
выдающимися географами мира.

Оглавление

Глава 1. Детство Чокана
Глава 2. Обучение в кадетском корпусе
Глава 3. Адъютант Гасфорта
Глава 4. Путешествие на Иссык-Куль и в Кульджу
Глава 5. Хождение в Кашгар
Глава 6. Жизнь в Петербурге
Глава 7. Возвращение на родину

Файлы: 1 файл

Чокан Валиханов.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

географическом  положении, которым  многое в истории  определено, о делении  на

роды, о нравах и обычаях  киргизов, о преданиях, легендах, песнях и  сказках,

передаваемых  из поколения в  поколение.

       Рукопись, опубликованная впервые полностью в Собрании  сочинений Ч.

Валиханова как «Записки о киргизах»,  носит следы кропотливой многолетней

работы, как и большинство  других  незаконченных  трудов  Чокана  Валиханова.

Сколько вставок, поправок,  пометок  на  полях,  сделанных  в  разное  время

чернилами и карандашом! И  какая  яркая  самобытность  мыслей,  блистательная

система доказательств, какая  смелость выводов  и гипотез! Ныне признано,  что

работы Валиханова по этногенезу казахов и киргизов опередили свое  время.  И

при нынешнем чтении почти не ощущаешь  их  незавершенности.  Недостает  лишь

окончательной шлифовки, которую  автор производит,  уже  решившись  выпустить

свое  творение в свет. И все вместе дошедшие до нас  работы  Валиханова  дают

основание предположить, что  часть его бумаг бесследно пропала.  Его  научный

поиск заставлял его  вести  колоссальную  предварительную  работу  -  делать

выписки из архивных документов, из переводов восточных  писателей, из  трудов

европейских ориенталистов, географов, историков, не говоря  уже  о  глубоком

изучении  общественных теорий и международных  отношений. 
 
 

                         Глава 5. Хождение в Кашгар 
 

       28 июня 1858 года Чокан присоединился к семипалатинскому  каравану,

направляющемуся в Кашгар. Все,  что  он  узнал  во  время  этой  поездки  из

экономики, политической жизни, истории, географии, этнографии Кашгара,  -  а

собрал  он там удивительный по  полноте  и  глубине  материал  -  далось  ему

напряженнейшим  трудом.  Он  составлял  цельную  картину  жизни  Кашгара  по

кусочкам,  по  обрывкам  разговоров,  по   воспоминаниям   об   исторических

событиях, по семейным преданиям. Работа, которой  он  занимался  в  Кашгаре,

напоминала Чокану, как ему доводилось  в Омске сопоставлять  и собирать

воедино  факты  из  трудов  европейских  и  русских  ученых  с  документами,

хранящимися  в  Омском  архиве,  с  ханскими  ярлыками,  с   повествованиями

восточных писателей, с казахскими преданиями  и  казахской  литературой.  Не

овладей он до поездки в  Кашгар опытом  исследования  истории  казахов  и  не

имей  он опыта постижения изустной истории  и русского  политического  хабара,

Валиханов никогда не смог бы написать свой  всеобъемлющий труд  о Кашгаре,

который  называют  гениальным.  А  гениальность   научного   отчета   Чокана

Валиханова о поездке в Кашгар  заключалась еще и в том,  что собирая и

сопоставляя клочки сведений, он не везде и не  всегда  мог  вести  подробные

записи. Сколько материалов, причем наиболее ценных, он хранил в памяти  -  в

своей блистательной памяти сына кочевого, поэтического, памятливого народа!

       Географический   обзор.    Исторический    очерк.    Народонаселение.

Правительственная система и политическое состояние  края.  Промышленность  и

торговля. И все это о  крае, про который  до  поездки  Валиханова  европейской

науке не было известно почти  ничего. С подчеркнутой  скрупулезностью  описал

он, как и кем управляется  Кашгар, потому что  знал,  насколько  мало  изучены

европейскими  учеными  формы  восточного  городского  правления.   Эти   его

сведения  впоследствии использовались очень широко. 
 
 

                         Глава 6. Жизнь в Петербурге 
 

       13 июля 1859 года Гасфорт  отправил рапорт  министру  иностранных   дел

князю А.М. Горчакову,  в  котором  сообщалось  о  благополучном  возвращении

поручика  султана  Валиханова.  Поручик Валиханов,  несмотря   на   опасное

положение, успел собрать  многие полезные сведения.  Как  только  записка  им

будет составлена и он поправится в здоровье, расстроенном от многих  лишений

(уже  при поездке  в  Кашгар  Чокан  знал,  что страдает  грудной болезнью,

называемой  чахоткой), Валиханову  необходимо  самому  поехать в Петербург,

чтобы сделать пояснения  в Азиатском департаменте.

       Но идут дни,  недели, месяцы, а Валиханов все еще в  Омске.  Что  за

причины могли быть у Чокана для оттягивания своей - триумфальной! -  поездки

в столицу?

       Прежде всего та  требовательность  к  себе,  которую   он  выработал   с

юности.  Валиханов  представлял себе  огромное  значение   привезенных   им

сведений. Поэтому он отказался  от стиля официальных  бумаг, писал свой  отчет

свободно, вдохновенно, в манере, свойственной тогдашней  публицистике.

       Человек, столь  много разузнавший  о Кашгаре, имел  основания  опасаться

за  свою жизнь. Валиханов принял необходимые  меры  предосторожности.  Он  не

повез в Петербург ничего незавершенного, ничего лишь в памяти, для  бесед  в

Азиатском  департаменте.  Он  все  сведения,  все  выводы,  все  предложения

касательно  русской политике в  Восточном  Туркестане  изложил письменно.  В

Омске  его  отчет  перебелил  писарь.  Отчет  Валиханова,   таким   образом,

существовал уже не  в  единственном  экземпляре,  и  поехал  с  запечатанным

пакетом не сам Чокан. Гасфорт уведомлял Ковалевского письмом от  27  января

1860 года, что нынешней  почтой посылает  отчет поручика  Валиханова  и вслед

за  сим отправляет самого Валиханова.

       В  Петербурге  Валиханов  ощущал   себя   посланцем   и   полномочным

представителем  не только родной  Степи,  но  и  всей  Азии.  И,  значит,  он

особенно  остро  чувствовал,  каково  российское  того  времени   восприятие

Востока. Русская культура признавала свое духовное родство с  Востоком.  Все

это Чокан видел и ведал. Именно в Петербурге  он  менее всего ощущал  себя

инородцем, и тут дело было не только в том, что он достаточно богат.

       В его размышлениях  о будущем казахского  народа в составе   многоязыкой

Российской  империи жило усвоенное  еще в юные годы понимание,  что  есть  две

России - Россия чиновничья и Россия прогрессивная, которая научила его,  как

сделаться таким, каков  он  ныне  есть:  казах,  образованный  по-европейски

вполне  не утративший ни  грана  своей  национальной  сути,  даже,  напротив,

яснее  осознавший  благодаря  своей  принадлежности  к  русскому  передовому

обществу  великую ценность  многовековой  культуры  своего  народа  и  других

народов Азии, возможности  развития в будущем.

       В  Петербурге  перед  Валихановым  открылась карьера.  «В  воздаяние

отлично-усердной и  ревностной  службы  состоящего  по  армейской кавалерии

поручика  султана   Чокана   Валиханова,   оказанной   им   при   исполнении

возложенного  на  него  осмотра  некоторых  из  пограничных  среднеазиатских

владений, сопряженного с усиленными трудами, лишениями  и  опасностями...»  -

он  был произведен в  штабс-ротмистры  и награжден орденом  Святого Владимира.

       Но, сколько бы  высоких знакомств  ни завел в Петербурге  правнук Аблая,

штабс-ротмистр султан Валиханов,  он  и пальцем не  шевельнул ради  своей

карьеры...

       4 мая 1860 года в квартире  Русского  географического общества  близ

Певческого  моста действительный член  общества  Чокан  Чингисович  Валиханов

сделал  сообщение о своем  путешествии  в  Кашгар.  Его  слушал  петербургский

ученый мир. Географы,  этнографы,  естественники,  историки,  востоковеды...

Сообщение, сделанное Валихановым на  собрании  4  мая 1960  года,  легло в

основу  его  «Очерков  Джунгарии»,  опубликованных  в   «Записках   Русского

географического общества» в начале 1861 года в книгах  1-й  и  2-й.  Там же

Информация о работе Чокан Валиханов