Блок и его любовь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:21, биография

Краткое описание

«Женские лики» во многом определили направленность лирики А. А. Блока, хотя это далеко не основной мотив его творчества. Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью

Файлы: 1 файл

Блок и поэзия жизни.docx

— 42.41 Кб (Скачать)

БЛОК  И ЕГО ЛЮБОВЬ

«Женские  лики» во многом определили направленность лирики А. А. Блока, хотя это далеко не основной мотив его творчества. Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью

Женщинам с Блоком не везло.

Ходила легенда, что две лучшие петербургские  «гетеры» не однажды делали попытки  соблазнить поэта. Но безрезультатно. Говорят, что, проболтав с дамами всю ночь на разные философско-литературные темы, Александр поднимался с дивана и со словами «Мадам, утро! Извозчик ждет!» выпроваживал искусительниц  восвояси.

Что ж… Может  быть.

Александр был слишком увлечен искусством, чтобы быть хорошим любовником. Как  утверждают психологи, человеку данного  психотипа (простите мне это неромантичное и не вполне литературное словечко), при невероятно утонченной, рафинированной красоте и тонком психологическом устройстве, присуще ослабленное либидо, ставящее секс в иерархии ценностей далеко не на первое место.

Если принять  это утверждение, как верное, то и  многое другое, касающееся места женщин в жизни великого поэта, станет понятным.

Александр любил Музу, а не Женщину. И первая, кто в полной мере ощутил эту его  «необычность» на себе, была его  жена, Любовь Дмитриевна.

Что повлияло на него? Склонность ли его к иррациональному? Или что-то другое?

Любовь Дмитриевна утверждала: «Физическая близость с  женщиной для Блока с гимназических  лет – это платная любовь и  неизбежные результаты – болезнь… Не боготворимая любовница вводила его в жизнь, а случайная, безликая, купленная на (одну ночь) несколько (часов) минут. И унизительные, мучительные страдания…»

Думаю, проблема лежала несколько в иной плоскости. Боюсь, она была гораздо глубже и  обширнее.

Но как  бы там ни было – отношения Блока  с женщинами складывались трудно.  

ПЕРВАЯ  ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРА БЛОКА 

Ксения Садовская  познакомилась с Александром, тогда 16-тилетним мальчиком, на знаменитом германском курорте Бад-Наугейм. Она приехала лечить подорванное третьими, тяжелыми, родами сердце и расшатанные нервы. И уж никак не рассчитывала встретить любовь. В ее-то годы! Тридцать восемь лет! О какой любви может идти речь? Так если – только о легком, ни к чему не обязывающем, приключении.

Могла ли она  знать, что готовит ей судьба?

Она, светская дама, говорунья и кокетка, наверное, желала развлечься, заманить в омут огромных синих глаз какого-нибудь из скучающих щеголей. Но уж никак не мальчика в гимназической тужурке, покорно носившего за матерью и теткой, с которыми он приехал на курорт, многочисленные книги, пледы, зонты и шали.

Мать Блока, Александра Андреевна, ни с кем не собиралась делиться своим «Сашурой». И она, поначалу не вполне верно оценившая  исходившую от госпожи Садовской  опасность, узнав о зарождающихся  между «дрянной, бездушной кокеткой» и «скромным мальчиком» отношениях, впала в ярость. Она принялась устраивать сыну истерики с заламыванием рук и мольбами: «Капель, мне, Саша! Капель!» Но ничего не помогало. Сын впервые был совершенно равнодушен ко всему на свете, кроме своей «синеокой красавицы».

Ухаживал  он неумело, но страстно, чем немало смущал Ксению Михайловну. Смущал и  трогал. И она сдалась. Борьба с  неистовым поклонником и собственным  сердцем была проиграна. Однажды  Александр возвратился домой  под утро, бледный и еще более  отчаянно влюбленный. И записал в своей книжке:

В такую ночь успел  узнать я,

При звуках ночи и весны,

Прекрасной  женщины объятья 

В лучах безжизненной луны.

В то утро был  открыт первый лирический цикл Блока, озаглавленный тремя буквами: «К.М.С». Цикл, ни одной строчки из которого юный поэт не показал матери. Впервые  он не прочитал ей из написанного ни слова, и уязвленная, промучавшись пару дней, она нанесла «перезрелой кокетке» визит.

Ничего нового. Как и все ревнивые матери, она  требовала «оставить ее Сашуру в  покое», угрожала «гнусной совратительнице» каторгой (благо положение ее мужа ей эти угрозы вполне позволяло).

Ксения Михайловна отреагировала неожиданно. Выслушала  угрозы, чему-то улыбнулась и… отворила дверь.

Впрочем, казалось, курортный роман вот-вот сойдет на нет.

Александра  Андреевна торжествовала. В эти  дни, вне себя от радости, что все  вот-вот закончится, (ах, если б она могла знать, какую разрушительную силу имеют слова!) она позволила себе быть циничной.

«Куда деться, Сашурочка, возрастная физика, и, может, так оно и лучше, чем публичный дом, где безобразия и болезни?» - сказала она, усмехаясь.

Эта «пощечина» не охладила чувств, но что-то переменила в нем, будто осколок кривого  зеркала вонзился в сердце.

С тех пор  осколок этот будет разрушать  Александра медленно, исподволь. А пока отношения его с Садовской  продолжатся.  

Ухожу от всех и думаю о том, как бы побыстрее попасть в Петербург, ни на что не обращаю внимания и вспоминаю о тех блаженных минутах, которые я провел с Тобой, мое Божество», - писал он своей возлюбленной Оксане.

И при этом…  «Если бы Ты, дорогая моя, знала, как  я стремился все время увидеть  Тебя, Ты бы не стала упрекать меня… Меня удерживало все время все-таки чувство благоразумия, которое, Ты знаешь, с некоторых пор, слишком развито во мне, и простирается даже на те случаи, когда оно совсем некстати.»

Это оброненная фраза матери давала свои плоды.

Осколок поворачивался  в сердце: «Возрастная физика, милый  друг, что делать? А, может, оно и  лучше, чем публичный дом?» 

Впрочем, тогда  еще он имел силы бороться. Бывало, посылая  к черту благоразумие, он часами простаивал у ворот дома Садовской.

Но время  шло. Душа леденела. Свидания все чаще прерывались ссорами. И, наконец, пришел день, когда они расстались.  

ЛЮБОВЬ  ДМИТРИЕВНА МЕНДЕЛЕЕВА – ЖЕНА ИЛИ МУЗА?

Расставанию способствовала встреча Александра с Любовью Менделеевой, дочерью  знаменитого, талантливейшего ученого, Дмитрия Ивановича Менделеева.

Впрочем, что  значит – встреча?

Давным-давно, когда отцы их еще служили вместе в университете, четырехлетнего Сашу и трехлетнюю Любочку вывозили вместе гулять в университетский сад. Но то было в детстве… А то – теперь, когда Любочке стукнуло шестнадцать.

Александр приехал в Боблово, - на белом коне, в элегантном костюме, мягкой шляпе и щегольский сапогах. И Люба понравилась ему практически сразу. Строгая и неприступная, она, как никто другой, подходила на роль Музы, выдуманной молодым поэтом.

Но отношения  складываются странно. Поначалу они общаются, ставят вместе отрывки из «Гамлета», где Гамлет, разумеется, он, а она – Офелия.

Но потом  все прекращается. Люба отдаляется от него, считает его «манерным  фатом». И Блок перестает бывать у Менделеевых.

Так могло  бы все и закончиться, если бы…  не мистицизм Блока.

Однажды, будучи в состоянии очень близком  с мистическому трансу, Александр шел по улице, в поисках Ее – своей великой любви, которую он назовет потом Таинственной Девой, Вечной Женой, Прекрасной Дамой. И Любочка, которая в этот самый миг спешила на факультет (в 1900 году Любовь Менделеева поступила на историко-филологический факультет высших женских курсов), самым неожиданным образом слилась в его представлении с тем идеалом, который он искал.

Встреча с  Любочкой показалась ему Предзнаменованием.

Он вновь  начинает посещать Менделеевых. Говорит  о своей любви, смешивая земное и  божественное, возносит Любочку на пьедестал, с которого она будет стараться спуститься всю свою жизнь. Она даже готова была вновь разорвать отношения. Но Александр оказался неуступчив.

Он предлагает ей руку и сердце. Она колеблется. Не находя другого способа воздействовать на свою Музу, он угрожает покончить  с собой, если она не примет его  предложения. Она принимает.

Собственно, с этого началась круговерть.

Александр, боготворивший свою молодую жену, вовсе не готов был к супружеским  отношениям. Можно представить себе шок молодой жены, услышавшей однажды: «Нам и не надо физической близости…»

Не надо, потому что Муза должна оставаться Музой – недостижимой, божественно-далекой.

Он рассказывал  Любе об отталкивающих, грубых, чувственных  ритуалах служителей Астарты - богини любви, не знающей стыда. И о Той, другой Богине - о Душе Мира, Премудрой Софии, непорочной и лучезарной.

(Ах, Соловьев, Соловьев! С этой его «философией»! С этой его «богочеловеческой любовью»! С этим его «правилом» - не говорить «люблю» из мистического страха: назвав, убить любовь)

Александр говорил Любе о том, что свести вместе эти полюса нельзя, невозможно. Говорил, что физические отношения  между мужчиной и женщиной не могут  быть длительными. Если Люба станет ему  не мистической, а фактической женой, рано или поздно он разочаруется и  уйдет к другой. "А я?" - спрашивала Люба. "И ты уйдешь к другому". - "Но я же люблю тебя! Жить рядом с тобой и не сметь прикоснуться - какая мука!" Блок твердил: "Моя жизнь немыслима без Исходящего от Тебя некоего непознанного, а только еще смутно ощущаемого мною Духа. Я не хочу объятий. Объятия были и будут. Я хочу сверхобъятий!"

«Отвергнута, не будучи еще женой…» - напишет  потом Любовь Дмитриевна в своих  «И былях, и небылицах…» 

А потом: «В один из таких вечеров неожиданно для Саши и со «злым умыслом» моим произошло то, что должно было произойти, — это уже осенью 1904 года» 

«Злой умысел»  увенчался успехом. После этого  их отношения на время изменились,

«С тех  пор установились редкие, краткие, по-мужски эгоистические встречи», - пишет  Любовь Блок.

Ненадолго. Уже к весне 1906 года, то есть спустя год с небольшим, и эти редкие встречи прекратились.

Между тем  дом их был по-прежнему полон гостей. Соловьев, Андрей Белый проводят в  обществе Блока и его жены почти  все время.

Дружба между  Блоком и Белым начнется с явления  почти мистического. «Мы встретились  письмами, — вспоминал Белый, —  я написал Блоку, не будучи с ним  знаком; и на другой день получил от него письмо; оказывается, он в тот же день почувствовал желание мне написать… Наши письма скрестились в Бологом. Это было в декабре 1902 года».

С тех пор  они – «братья».

Они практически  не расстаются.

Блок к  этому времени в среде «братьев»  уже признан «великим поэтом». Любовь Дмитриевна очаровала всех своей  красотой, скромностью, простотой и  изяществом.

Андрей Белый  дарит ей розы, Соловьев – лилии. Они, друзья, видят в Блоке своего пророка, а в его жене – воплощение той самой Вечной Женственности. Они просто преследуют Любовь Дмитриевну своим поклонением. Каждое ее слово, каждый жест истолковываются, всему  придается значение. Наряды ее, прически – обсуждаются в свете высоких  философских категорий.

И однажды  поклонение Любови Дмитриевне, как  неземному, высшему существу, сменяется  у одного из «братьев», Андрея Белого, страстной любовью.

Андрей Белый (Борис Бугаев) берется «за дело»  с неутомимостью настоящего Дон-Жуана. Он посвящает ей все: песни, которые  поет, подыгрывая себе на рояле, стихи, которые читает, не отводя от нее  взгляда, цветы, какие только может  найти для «Воплощения Вечной Женственности».

«Не корзины, а целые «бугайные леса» появлялись иногда в гостиной…»

При этом оба  – и Белый, и Любовь Дмитриевна, - не измеряли опасности выбранного ими пути.

«Злого умысла не было и в нем, как и во мне», - писала Любовь Блок.

И чуть позже:

Информация о работе Блок и его любовь