Автор и герой в “Исповеди” Руссо

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:28, реферат

Краткое описание

По мнению известного французского писателя и критика Андре Моруа, Руссо относится к числу тех писателей, о которых можно сказать: “…без них вся французская литература пошла бы в другом направлении…” “Исповедь”, по мнению критиков, не потеряла свою гениальную актуальность в отличие от нескольких других, тоже известных, произведений Руссо.

Файлы: 1 файл

russo.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Неудивительно, что столь глубокое само копание  приводит автора к уединению. Верцман  пишет, что на страницах ''Исповеди'' действительно звучит отвращение к  многолюдью. Склонность Руссо к уединению  обусловлена еще и тем, что между цивилизацией и человеческой личностью имеется не то, что трещена – целая пропасть. Иногда ''Исповедь'' – бунт, призыв к борьбе против изолгавшегося социального мира.

Как мы видим Руссо осуществляет переработку  в двух направлениях: во-первых, основные элементы древнего комплекса – природа, любовь, семья и деторождение, смерть – обособляются и сублимируются в высоком философском плане как некие вечные, великие и мудрые силы жизни; во-вторых, эти элементы даются для отъединившегося индивидуального сознания, как врачующие и успокаивающие его силы, которым он должен отдаться, должен подчиниться, с которыми он должен слиться.

Здесь, таким образом, фольклорное время  и древние средства даны с точки  зрения современной (современной Руссо  и другим представителям этого типа) ступени развития общества и сознания, для которой они становятся утраченным идеальным состоянием человеческой жизни.  Этому идеальному состоянию нужно снова приобщиться, но уже на новой ступени развития. Что должно быть сохранено от этой новой ступени развития – это определяется различными авторами по-разному (да и у самого Руссо нет здесь единой точки зрения), но, во всяком случае, сохраняется внутренний аспект жизни и – в большинстве случаев – индивидуальность ( которая, правда, преобразуется).

В связи  с философской сублимацией элементов  комплекса их облик резко меняется.

В произведениях  руссоистической линии главные  герои – люди современной ступени  развития общества и сознания, люди отъеденных индивидуальных рядов жизни, люди внутреннего аспекта. Они врачуют себя соприкосновением с природой, с жизнью простых людей, учатся у них мудрому отношению к жизни и смерти, или они вовсе уходят из культуры, стремясь приобщиться к целостности.

Все в  характере персонажа Жан-Жак Руссо  определяет руссоистическую линию, которая имела глубоко прогрессивное значение. Она лишена ограниченности областничества. В ''Исповеди'' духовный опыт человека предстает во многих аспектах.  Здесь нет безнадежного стремления сохранить остатки патриархальных (провинциальных) мирков, как их называет Бахтин. Руссоистическая линия, давая философскую сублимацию древней целостности, делает из нее идеал для будущего и прежде всего видит в ней основу и норму для критики настоящего состояния общества.. Эта критика в большинстве случаев – двусторонняя: она направлена против феодальной иерархии, неравенства, абсолютного произвола, лживой социальной условности (конвенциональности), -- но она направлена также против анархизма корысти и против объединенного эгоистического буржуазного индвидуума.

Для Руссо, автора “Исповеди”, человек – это  сложный многосоставный механизм, который  непрерывно реагирует на самые разные раздражения извне, непрерывно приспосабливается  к среде и ищет удовлетворения своим потребностям и желаниям. Человек одновременно подвержен разным воздействиям, от чисто физиологических до чисто духовных, потому что идеалы и моральные ценности присущи человеку столь же неотъемлемо, как желание есть и пить. Душевная жизнь, таким образом, представляет для Руссо синхронное сочетание разных уровней, которое и порождает столь занимавшие его мнимые парадоксы. Эта концепция человека привела Руссо к первоначальному открытию того психического механизма, который Достоевский назвал впоследствии ''двойными мыслями''.

В ''Исповеди'' мы неоднократно встречаемся с изображением синхронной множественности мотивов того или иного поступка, мотивов самого разного порядка. Руссо дал обещание мадам де Ларнаж отправиться к ней, в ее имение. Но вдруг он решает порвать эту дорожную связь и вернуться в Шамберри к maman. Причины решения многообразны: Руссо боится, что его могут разоблачить (он выдавал себя за англичанина), что семейство его возлюбленной встретит его враждебно, что он влюбиться в ее пятнадцатилетнюю дочь и ему придется бороться с искушением ее соблазнить; он чувствует, что его страсть постепенно остывает. Но наряду со всем этим на другом уровне сознания делают свое дело идеальные моральные представления, удовлетворяющие потребность человека собой гордиться. ''Я мужественно выполнил свое решение, -- хотя, признаюсь, не без вздохов, но с внутренним удовлетворением… и говорил себе: ''я заслуживаю своего собственного уважения, долг я предпочел удовольствию''. Итак, идеальные и вовсе не идеальные мотивы работают параллельно, вызванные к жизни разными импульсами.

В 1753 году году в присутствие Людовика XV с успехом была показана комическая опера Руссо. Он, крайне стесненный в средствах, после сомнений и колебаний, стоивших ему бессонной ночи, уклонился от аудиенции, тем самым и от королевской пенсии. Руссо предлагает читателю пеструю смесь причин своего решения. Всю жизнь он страдал болезнью мочевого пузыря, в обществе причинявшей ему много неудобств и мучений. Невозможно допустить, чтобы последствия этой болезни дали о себе знать во время приема в королевском дворце. На эти соображения тут же набегает другая причина: ''проклятая робость”. В 1752 году Руссо усвоил уже манеры и облик ''сурового гражданина'': ''Я хотел сохранить суровый вид и тон, усвоенный мной, и вместе с тем показать, что чувствителен к чести, оказанной мне столь великим монархом. Надо было облечь какую-нибудь высокую и полезную истину в форму прекрасной и заслуженной похвалы… Что будет со мной в тот момент, да еще на глазах у всего двора, если от смущения у меня вырвется какая-нибудь из моих обычных нелепостей?''

Далее без всякого перехода следует  причина совсем иного морального качества. Принять пенсию – это  означало бы: ''Прощай, истина, свобода, мужество! Как осмелился бы я после  этого говорить о независимости  и бескорыстии? Приняв пенсию, мне оставалось бы только льстить и молчать…'' Еше не закончена фраза, как мысль делает неожиданный поворот: ''…да   и кто поручился бы, что мне стали  бы ее выплачивать? Сколько шагов надо для этого предпринять, перед сколькими людьми ходатайствовать? Чтобы сохранить ее за собой, мне пришлось бы взять на себя столько забот, что, пожалуй, лучше будет обойтись без нее…'' Это опять Руссо с его страхом перед каждым усилием, направленных вовне (но которых он делает множество), с его желанием иметь деньги, чтобы жить независимо, и отвращением к хлопотам, неизбежным для того, чтобы их добыть и даже их истратить. Итак, болезнь мочевого пузыря, неловкость и застенчивость в обществе, свободолюбие, боязнь хлопот – и все эти причины существуют одновременно. Руссо показал синхронную множественность импульсов, одновременно исходящих из разных источников – физиологических, психологических, социальных, -- поскольку человек одновременно испытывает воздействие всех этих сфер. Теоретически еще это не сформулировав, он показал своего рода поток сознания, но только оформленный рационалистически.  Оформление в конечном счете столь же условное, как и всякое другое, -- поскольку настоящий поток сознания вообще не может быть выражен словами. В решении отказаться от чувственного увлечения ради прочной привязанности, в решении отказаться от пенсии собраны мотивы не только одновременно действующие, но и явно принадлежащие к разным уровням душевной жизни – от физиологических потребностей до высших принципов и идеалов. Проблема синхронных уровней душевной жизни – для Руссо в то же время проблема синхронности добра и зла в душевном опыте человека; прежде всего в своем душевном опыте, поскольку он был  для себя основным предметом исследования.

    Робкий  и дерзкий, несмелый и циничный, тяжелый на подъем и трудно сдерживаемый, способный к порывам и быстро впадающий в апатию, вызывающий на борьбу свой век и льстящий ему, проклинающий свою литературную славу и вместе с тем только и думающий о том, чтобы ее отстоять и приумножить, ищущий уединения и жаждущий всемирной известности, бегущий от оказанного ему внимания и досадующий на его отсутствие, позорящий знатных и живущий в их обществе, прославляющий прелесть независимого существования и не перестающий пользоваться гостеприимством, за которое приходится платить остроумной беседой, мечтающий о хижинах и обитающий в замках, связанный со служанкой и влюбляющийся только в женщин высшего света, проповедующий радости семейной жизни и отрекающийся от исполнения отцовского долга, ласкающий чужих детей и отправляющий своих в воспитательный дом, горячо восхваляющий небесное чувство  дружбы и ни к кому его не испытывающий, легко себя отдающий, и тотчас отсутствующий, сначала общительный и сердечный, потом подозрительный и угрюмый. И большую часть перечисленных у Шюке противоречий он вывел бы из анализа собственных первоэлементов с помощью ''барометра души''.

    Руссо очень точно знает, что есть добро  и что зло. И проблема для него не в том, что человек должен делать (это ясно), а в том, что он делает, -- в отношении между долженствованием и поведением.

    Душевная  возвышенность души в его открытости и искренности, которым сопутствует  опыт, несущий готовность за мысль  и за творчество платить полной мерой. Вот это условие выполнил Руссо. Творчество не терпит ни безволия, ни робости, ни лени. И в своем писательском деле Руссо был неутомимым, упрямым и дерзким, чтобы сказать то, что он считал небходимо сказать людям. 

    Литература: 

    1   Лидия Гинзбург. О психологической  прозе. ''Советский писатель'' Ленинградское отделение 1971

    2   Т.Л. Занадворова. Сентиментализм. Ж.Ж. Руссо. Учебное пособие  по спецсеминару. Челябинск. Мин.  Просв.РСФСР Челябинский госинститут  1983

    1. Верцман. Жан-Жак Руссо. Издание второе, переработанное и доп. Москва ''Художественная литература'' 1976
    2. Михаил Бахтин. Эпос и роман. Санкт-Петербург Издательство ''Азбука'' 2000
 
    1. Жан-Жак  Руссо. Исповедь. “Зарубежная классика”  Москва “ЭКСМО” 2002 ( в переводе М.Н. Розановой и Д.А. Горбовой)
 
 
 
 

  
 
 

Информация о работе Автор и герой в “Исповеди” Руссо