Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:12, творческая работа

Краткое описание

Работа содержит анализ семантического пространства, денотативного и эмотивного пространства, анализ связности текста.

Файлы: 1 файл

нищий1 (1).doc

— 93.00 Кб (Скачать)

в)  особенности художественного времени.

В стихотворении  в прозе используются глаголы в форме прошедшего времени: «проходил, остановил, обглодала, протягивал, стонал, мычал» и др. Следовательно, действия, описанные в стихотворении, протекали в прошедшем времени. Говоря о художественном времени данного произведения, необходимо отметить следующий момент: если у нищего «синие губы», у героя – «похолодевшие пальцы», то можно предположить, что описывается раннее утро, на улице еще холодно. Но это необходимо скорее не столько для обозначения времени, сколько для формирования у читателя яркого образа, живой картинки для того, чтобы читатель понял, как холодно и одиноко нищему, не имеющему крова.

3.    Эмотивное пространство:

а)  эмотивные смыслы, связанные с  образами автора и персонажей

Перейдем к  анализу эмотивного пространства данного  текста. Базовой эмоцией является жалость, чувство сострадания. Но также можно заметить и смущение лирического героя, и его волнение. В последнем предложение передано успокоение, а в предыдущем благодарность старика.

б)  определение общей тональности.

Авторский эмотив можно пронаблюдать в письме к  П. В. Анненкову и соотнести с  данным стихотворением:  «Хотелось  бы мне одним словом выразить то чувство, которое я вынес из России! Быть может, это слово: сострадание… В этом жгучем чувстве исчезает и тает всякое личное удовлетворение личного самолюбия и т. п.— исчезает даже та радость, которую не может не возбудить в сострадавшейся душе всеобщее изъявление сочувствия... Все эти восторги, надежды, ожидания... какой исход возможен им?..». Тургенев сострадает нищему, переживает за него и в его лице за всю нищую Россию.

в)   выявление средств создания выявленной общей тональности.

       С помощью аллитерации автору удалось помочь нам услышать шорох лохмотьев старика и его едва слышимую речь. Он  использует много звуков: [ш], [х], [с], [ч], [щ] («нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал, опухшую» и т.д.).

Анализ  структурной организации текста.

1.   Анализ членимости текста:

а)  индивидуально-авторские особенности  объёмно-прагматического членения.

Перейдем к  анализу структурной организации  текста. В плане объемно-прагматического  членения стихотворение состоит из 7 частей. В плане структурно-смыслового членения можно выделить 3 ССЦ:

·  Первое ССЦ (первые 6 строк) – введение в проблему текста.

·  Второе ССЦ (следующие 6 строк) – основная часть, в которой показан выбор лирического героя.

·  Третье ССЦ (5 заключительных строк) – благодарность нищего.

б) композиционно речевые формы авторской речи (описание  повествование, рассуждение), особенности отображения чужой речи (диалог, монолог, полилог): прямая, косвенная, несобственно-прямая, внутренняя речь:

           Каждая структурная часть содержит в себе элементы описания: «нищий, дряхлый старик», «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны», «красную, опухшую, грязную руку», «потерянный, смущенный» и т.д. А также элементы повествования: «я проходил», « меня остановил»,  «он протягивал», «он стонал, он мычал».

          В последнем предложении можно увидеть некий вывод, который сделал лирический герой: «Я понял, что и я получил подаяние от моего брата», то есть присутствует элемент рассуждения.

          Также можно отметить небольшой диалог в тексте, так как герои обменялись репликами. « Не взыщи, брат; нет у меня ничего брат»// Что же, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат».

2. Анализ  связности текста: 

Текст данного  стихотворения связный. Использованы различные средства связи. К средствам  логико-семантической связи можно  отнести:

-Тождественный  повтор: «Он протягивал… Он стонал, он мычал о помощи…».

- Тематический повтор: в данном тексте концептуально значимую группу составляют слова, содержащие семы, указывающие на безрадостное существование: «красную, опухшую, грязную руку».

-  Синонимический повтор: Он стонал, он мычал о помощи (данные сочетания можно считать контекстуальными синонимами, поскольку они передают практически одно и то же значение).

Средствами  текстообразующей грамматической связи  являются:

- Употребление одинаковых видовременных форм глаголов: «проходил», «остановил».

-  Использование одинаковых по строению синтаксических конструкций. В том числе БСП: Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

         В основе образной связи лежит образ братства – именно ощущение родства, братства с нищим помогает лирическому герою оставаться человеком.

         Проведем анализ коммуникативной организации текста. Тема здесь обозначена один раз в самом начале, затем идут ремы. Так построено все стихотворение в целом. Рематически в тексте выделяются глаголы, относящиеся к семантическим классам действия (протягивал, стонал, мычал). Помимо этого, в стихотворении выделяются фрагменты, содержащие описание состояния нищего, для чего используются прилагательные, существительные: «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья»  и др. В связи с этим можно утверждать, что для данного текста характерна комбинированная рематическая доминанта: соединены динамическая и статальная доминанты.

          Для актуализации смысла автор использует различные средства: эпитеты, градацию, лексические повторы, параллелизмы, инверсию, пунктуационные и интонационные средства и т.д. О некоторых из них уже было сказано выше. Приведем несколько примеров. В текст вводятся слова, в значении которых есть семантика отрицания:  «Ни кошелька, ни часов, ни даже платка». Автор использует лексику, синтаксические конструкции, предающие значение принятия определенного  решения:    « Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…»

        В стихотворении немаловажную роль играет междометие «о», передающее страдание героя от увиденного. К пунктуационным средствам можно отнести, например, частое использование  многоточия. В результате чего возникает пауза, акцент ставится на концептуально важном слове («А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала».).

Вывод

        В целом, результаты проведенного лингвистического анализа текста стихотворения И. Тургенева “Нищий” показывают, что все используемые в нем языковые средства направлены на выражение отношения автора к предмету, которому посвящено стихотворение – гуманному отношению к человеку.

Список использованной литературы:

 

    1. Бузина Е.В. Анализ средств художественной выразительности в тестовых заданиях ЕГЭ (русский язык, литература). Омск. 2005 г.
    2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. Москва. «Эксмо-пресс». 2001 г.
    3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1963 г. 
    4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. Издательство «Просвещение». Москва. 1974г.
    5. Тургенев И.С. Повести. Стихотворения в прозе. Ростовское книжное издательство. 1977 г.

1 Словарь русского языка. Ожегов С.И.- М.: Русский язык, 1984. С.357

2 Комплексный словарь русского языка./ Тихонов А.К.  - М.:Медия, 2005. С.335


Информация о работе Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий»