Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:12, творческая работа
Работа содержит анализ семантического пространства, денотативного и эмотивного пространства, анализ связности текста.
Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий»
Нищий
Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспалённые,
слезливые глаза, посинелые
Он
протягивал мне красную,
Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собой.
А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
« Не взыщи, брат; нет у меня ничего брат».
Нищий
уставил на меня свои
- Что
же, брат, - прошамкал он, - и на
том спасибо. Это тоже
Я
понял, что и я получил
Февраль , 1878
Функционально-стилевая принадлежность текста. Анализ семантического пространства текста.
1. Концептуальное пространство:
а) предтекстовые пресуппозиции (знания о личности автора, времени создания произведения, его связях с другими текстами, обстановке, в которой создавалось произведение).
Данное произведение
В стихотворении «Нищий» повествование ведётся от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу.
б) анализ семантики заглавия до и после прочтения текста:
Семантика слова «нищий» - это (по Ожегову):
1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опустошенный человек (Нищий духом)1
Имеется и другое толкование: Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край)2
После прочтения становится ясно, что имелось в виду первое значение слова «нищий» - крайне бедный, живущий подаянием. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий – это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.
в) выявление ключевых слов
Так
как темой стихотворения
Определение значения слова «Рукопожатье» с точки зрения истории культуры: 1) рыцарский обряд, который имел следующее значение: « Я без оружия, я не буду с тобой воевать, я желаю тебе добра». 2) XIX век: «Я не таю обиду на душе. Я ничего не зажал в руке, у меня нет яда». 3) XXI век: «Мы равны, мы братья более родные, чем братья по крови».
В стихотворении автор имел в виду 3 значение.
При обращении к нищему автор использует слово «брат», то есть, используя это обращение, автор восстановил равенства двух людей,
восстановил право нищего называться человеком.
Но в системе деталей портрета нищего есть деталь, которая не соответствует образу - определение «трепетные руки». Мы трепещем, испытываем трепет, когда испытываем волнение, переживаем, т. е. чувствуем.
Автор хочет подчеркнуть этой деталью, что даже в таком существе все еще живёт человек, способный переживать.
Получается, по отношению друг к другу оба героя совершают подаяние.
Нищий, вероятно, впервые за много лет ощутил себя человеком, от которого не отвернулись: автор увидел в нём человека, равного себе, подал руку, тем самым подчеркнул, что сочувствует ему, сопереживает. И автор «получил подаяние от… брата». Нищий видит, что в своей сытой, благополучной жизни прохожий не утратил способности быть человеком. И это самое важное.
г) характеристика экспрессивных и образных средств.
Выделим глаголы «стонал», «мычал», «вздрагивал», которые дополняют тягостную картину. И здесь наблюдается нисходящая градация: «стонал» - «мычал» - «вздрагивал» - «прошамкал».
Далее рассказчик, не найдя ничего у себя в карманах , просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Используя отрицательную частицу ни и нисходящую градацию, автор показывает, насколько пусто у лирического героя в карманах: «ни кошелька», «ни часов», «ни даже платка « - «ничего».
Здесь же мы можем наблюдать состояние лирического героя через использованные в тексте эпитеты: «потерянный», «смущенный», «мои похолодевшие пальцы».
Состояние лирического героя передано ещё и с помощью многоточий, встречающихся в тексте 7 раз. Видно, что автора переполняют чувства, он не может высказать того, что творилось в его душе, он потрясён увиденным: «шершавые лохмотья», «нечистые раны», «трепетная рука», «посинелые губы», «воспалённые, слезливые глаза» и т.д. С помощью многоточий Тургенев передаёт взволнованность и растерянность лирического героя.
Восклицательное предложение в стихотворении встречается всего один раз. С его помощью обычно передаётся восхищение и восторг, а здесь автору нечем восхищаться, и единственное восклицательное предложение (метонимическая конструкция) употребляется для усиления возмущения: «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!».
У И.С.Тургенева используется эпитет «несчастное существо» («О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо»), а также «шершавые» лохмотья (От грязи одежда стала шершавой). От этого образ нищего более жалкий и отталкивающий. Метафора «обглодала бедность это несчастное существо (т.е. человек крайне беден, в нем, казалось бы, уничтожено все человеческое) подчеркивает состояние нищего.
д) выявление словесных рядов, соответствующих основным проблемам и главным оппозициям текста.
Так как в стихотворении «Нищий» речь идёт о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню, то он и стоит в центре описания. Автор даёт этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза», «шершавые лохмотья», «посинелые губы» и т.д.
Получается такой образный ряд:
Воспаленные, слезливые глаза
Посинелые, синие губы
Нечистые раны
Шершавые лохмотья
Дряхлый старик
Несчастное существо
Красная, опухшая, грязная, трепетная рука
Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и задумавшись, лирический герой говорит, что это его «брат». Слово «нищий» употребляется в стихотворении 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), а слово брат используется 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим). И причём слово «нищий» в основном употребляется в первой части стихотворения, а брат - во второй. А это значит, что остановившийся возле нищего (а это был наверняка богатый человек, об этом мы можем судить по тому, что он искал в карманах кошелёк, часы, платок), понял, что этот старик такой же, как и многие другие люди, только попавший в трудную жизненную ситуацию.
И в самом конце стихотворения герой говорит не просто «брат», а «получил подаяние от моего брата». Местоимение «моего» подчёркивает изменившееся отношение героя к нищему. В стихотворении использована в основном нейтральная лексика, встречается также устаревшая, книжная, возвышенная или торжественная и разговорная (общение на равных.)
Таблица №1
Слово |
Лексическое значение |
Лексика |
Брат. |
Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто - нибудь близкий. |
Высокая. |
Нищий. |
1) Очень бедный, неимущий. 2) Человек, живущий
подаянием, собирающий |
Устаревшая и книжная. |
Обглодала. |
Обгрызла. |
Разговорная |
Шарить. |
Искать ощупью или перебирая, перекладывая что-нибудь. |
Разговорная. |
Шамкать |
Говорить невнятно, пришёптывать. |
Разговорная |
Подаяние. |
То же, что милостыня. |
Устаревшая |
Мычать. |
Говорить невнятно, издавать тягучие, нечленораздельные звуки. |
Разговорная. |
Стонать |
Издавать стоны. |
Устаревшая. |
Дряхлый |
Одряхлевший от старости, утративший силу и крепость |
Нейтральная |
Лохмотья |
Клочья, лоскутья, тряпьё |
Нейтральная |
Трепетная |
Дрожащий, колеблющийся |
Устаревшая |
Потерянный |
Расстроенный, растерянный |
Разговорная |
Смущенный |
Полный смущения, выражающий смущение |
Нейтральная |
Не взыщи |
Просьба быть снисходительным, не осуждать, не обижаться |
Устаревшая |
Уставил |
Начать смотреть пристально, не сводя глаз |
Разговорная |
Стиснул |
Сдавить, сжать |
Нейтральная |
Использование разной лексики указывает на то, что лирический герой близок по духу нищему.
Обратим внимание на то, как «работают» в стихотворении части речи.
Таблица 2.
Существительные |
Прилагательные |
Глаголы и его формы |
Местоимения |
Улица старик глаза губы лохмотья раны бедность существо руку помощи карманах кошелька часов платка нищий рука руку брат брат нищий глаза губы очередь пальцы брат подаяния брат подаяния брата. |
Нищий дряхлый слезливые посинелые шершавые нечистые несчастное красную грязную грязную трепетную синие.
|
Проходил остановил обглодала протягивал стонал мычал стал шарить не взял ждал колыхалась вздрагивала пожал не взыщи уставил усмехнулись стиснул прошамкал понял получил потерянный смущённый воспалённые похолодевшие
|
Я меня он мне он он с собою я себя всех я его я эту меня меня свои его он мои он я я моего |
29 |
12 |
24 |
24 |
В этой миниатюре больше всего существительных, это говорит о статичности стихотворения. Автору важно запечатлеть жизненную картину.
Употребление
большого количества личных
Глаголы и причастия, использованные в данном стихотворении, передают не быстрые, динамичные действия, а такие, которые могут происходить на одном месте: «протягивал руку», «стал шарить в карманах», «нищий ждал», «уставил глаза», «стиснул пальцы» и т.д. Слова этой части речи служат здесь в основном средством характеристики героев: «он стонал, он мычал о помощи», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «потерянный, смущённый», «прошамкал» и др.
Прилагательные, которых в стихотворении не очень много (12), выразительно характеризуют нищего: «дряхлый старик», «грязную руку», «синие губы», «слезливые глаза» и т.д.
е) анализ интертекстуальных связей.
Важная сторона русской литературы – поиск смысла жизни, особое предназначение человека. И.С. Тургенев в стихотворении продолжает тему библейской притчи: «Просите и получите, ищите и найдете, стучите и вам откроют. Каждый, кто просит, получает, кто ищет, находит, и кто стучит – тому откроют. Кто из вас даст сыну своему камень, когда тот просит хлеба? И кто даст сыну своему змею, когда тот просит рыбы? Если вы, какими бы злыми вы ни были, умеете давать доброе вашим детям, то настолько же больше Отец Небесный даст тем, кто у Него просит! Поэтому поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» (Евангелие Матфея).
2. Денотативное пространство:
а) анализ событийной структуры текста (основные и сопутствующие ситуации).
Событийная
структура стихотворения
1. Портрет нищего старика.
2. Крик о помощи.
3. Растерянность лирического героя
4. Подаяние от брата
Описание каждой такой микроситуации занимает в стихотворении примерно 2-3 предложения и может быть разбито на еще более мелкие ситуации. Однако все они объединены одной событийной макроструктурой – каким должно быть отношение к человеку. Эта главная тема стихотворения задается еще в первых строках: «Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик»). Далее тема переходит в другие микроситуации.
б)
особенности художественного
Художественное пространство данного текста не ограничено и практически не определено. Хотя присутствует лексика, с пространственным значением, называющая конкретные реалии, указывающая на положение в пространстве: «Я проходил по улице». В художественный мир проникает пространство реального вещественного мира с его границами и рамками. Художественное пространство, казалось бы, сужается до пределов небольшого конкретного пространства. Мы видим улицу, по которой движется лирический герой. Однако все эти реалии не столько конкретные места, сознание человека может охватить огромное, не имеющее предела пространство. Это может быть любой город, даже любая страна. Именно поэтому можно говорить, что художественное пространство данного текста не ограничено. Неизвестно, куда шел лирический герой, что там, впереди.
Информация о работе Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий»