Анахронизмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:39, доклад

Краткое описание

Анахронизм [греч. ἀνά... обратно, назад, против + χρόνος время] - 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени, к другой эпохе; внесение в изображение какой-либо эпохи черт, ей несвойственных; 2) пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устарелый взгляд или обычай.
Анахронизм есть не только в литературе, но и в живописи, скульптуре, кино и т.д.
Анахронизм (греч.) — так называется всякая погрешность против хронологии. А. встречается особенно часто в произведениях поэзии и применяется здесь или сознательно, с целью произвести какое-либо впечатление (напр. комизма), или же является лишь случайным, вызванным незнанием поэта, который допускает существование уже в гораздо раннее время какого-либо обстоятельства, обычая, обряда и т. д., принадлежащего более позднему времени.
Так, у Шекспира в его «Юлии Цезаре» башенные часы бьют три часа, а Шиллер в своем «Пикколомини» говорит о громоотводе, хотя последний изобретен лишь в XVIII столетии. В большей степени современная историческая и эстетическая критика осуждает поэтические произведения, которые, изображая с педантическою точностью внешнюю жизнь минувших времен, переносят в нее все духовное развитие и образ мыслей нынешних времен. Этим недостатком страдает вся старая французская псевдоклассическая трагедия, а равно и многие исторические романы. Иначе должны быть рассматриваемы А., встречающиеся в народной поэзии и в поэтических произведениях средних веков. В народном эпосе А. нередко является сознательно примененным характерным признаком. Здесь Ахиллес остается постоянно юным, Елена постоянно прекрасной; в продолжение нескольких веков Рустем в персидских, Марко в сербских героических сказаниях разделяют судьбу своих народов, не стареясь и постоянно оставаясь в непреклонной мужественной силе. Точно так же Средние века представляли весь свет лишь с точки зрения своего времени, и стихотворные обработки античных тем, как, напр., «Энеида» Генриха фон Фельдеке и повествование о подвигах Александра Великого священника Ламирехта, описывают обычаи, современные авторам этих произведений и изображают действующих лиц в средневековом одеянии, не имевшем ничего общего с описываемою эпохою. Равным образом и художники Средних веков и эпохи Возрождения в своих картинах рядом с изображением Христа и Святых нередко со всею прелестью наивной искренности помещали рыцарей, города и замки своего времени.

Файлы: 1 файл

Анахронизмы.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Анахронизм [греч. νά... обратно, назад, против + χρόνος время] - 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени, к другой эпохе; внесение в изображение какой-либо эпохи черт, ей несвойственных; 2) пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устарелый взгляд или обычай.

Анахронизм есть не только в литературе, но и в  живописи, скульптуре, кино и т.д. 

Анахронизм (греч.) — так называется всякая погрешность против хронологии. А. встречается особенно часто в произведениях поэзии и применяется здесь или сознательно, с целью произвести какое-либо впечатление (напр. комизма), или же является лишь случайным, вызванным незнанием поэта, который допускает существование уже в гораздо раннее время какого-либо обстоятельства, обычая, обряда и т. д., принадлежащего более позднему времени.

Так, у Шекспира в его «Юлии Цезаре» башенные часы бьют три часа, а Шиллер в своем «Пикколомини» говорит о громоотводе, хотя последний изобретен лишь в XVIII столетии. В большей степени современная историческая и эстетическая критика осуждает поэтические произведения, которые, изображая с педантическою точностью внешнюю жизнь минувших времен, переносят в нее все духовное развитие и образ мыслей нынешних времен. Этим недостатком страдает вся старая французская псевдоклассическая трагедия, а равно и многие исторические романы. Иначе должны быть рассматриваемы А., встречающиеся в народной поэзии и в поэтических произведениях средних веков. В народном эпосе А. нередко является сознательно примененным характерным признаком. Здесь Ахиллес остается постоянно юным, Елена постоянно прекрасной; в продолжение нескольких веков Рустем в персидских, Марко в сербских героических сказаниях разделяют судьбу своих народов, не стареясь и постоянно оставаясь в непреклонной мужественной силе. Точно так же Средние века представляли весь свет лишь с точки зрения своего времени, и стихотворные обработки античных тем, как, напр., «Энеида» Генриха фон Фельдеке и повествование о подвигах Александра Великого священника Ламирехта, описывают обычаи, современные авторам этих произведений и изображают действующих лиц в средневековом одеянии, не имевшем ничего общего с описываемою эпохою. Равным образом и художники Средних веков и эпохи Возрождения в своих картинах рядом с изображением Христа и Святых нередко со всею прелестью наивной искренности помещали рыцарей, города и замки своего времени. 

Напр. в  русских былинах (см.) богатыри кн. Владимира сражаются с «татарами погаными» и идут пить вино «во царев кабак». В пьесе немецкого мейстерзингера XVI в.Ганса Сакса (см.) «Неравные дети Евы» (Die ungleichen Kinder Evas) бог заставляет детей Адама и Евы читать «Отче наш». В трагедии Шекспира (см.) «Гамлет», король дохристианской Дании, пирует «под гром пушечных выстрелов» в замке Эльсинор, выстроенном в середине XVI в. Этот вид культурно-исторических А. неизменно наблюдается в художественном творчестве (словесном и изобразительном) эпох и общественных групп, не выработавших еще понятия «исторической правды» и не умеющих мыслить героев и события чуждых эпох вне своей привычной культурной обстановки. Поскольку однако подобные А. одинаково мало осознаются как ошибки и творящим, и воспринимающим художественное произведение, правильнее было бы применять термин А. к лит-ым произведениям и эпохам, поэтика к-рых требует соблюдения исторического колорита, — напр. к историческому роману XIX в.

   Если  поэтика этого и родственных  жанров нового времени стремится  устранить А. исторические и культурно-бытовые, то А. в области социально-психологической  почти неустранимы. Даже крупный  художник редко бывает в состоянии  освободиться от форм мышления и чувствования, свойственных его эпохе и общественной группе, и невольно переносит их на своих героев. Так по социально-психологическому облику герои «Войны и мира» Л. Толстого (см.) почти современны героям «Анны Карениной», и на переживаниях их отнюдь не отразилась более чем полувековая разница изображаемых художником эпох.

   А. этого типа меньше осознаются, чем  А. культурно-исторические, и обычно лишь в лит-ых направлениях и произведениях, ставших предметом полемики различных лит-ых школ. Так часто в качестве примера социально-психологического А. приводится так наз. ложноклассическая трагедия с ее перенесением на античных героев переживаний придворной аристократии Франции XVII-XVIII вв. Но аналогичные А. можно отметить и в

других  направлениях и произведениях, иногда приводившихся в качестве образцов «реализма». Так Гамлет дофеодальной Дании у Шекспира отражает настроения английской аристократии XVI в., средневековые  герои Вальтер-Скотта (см.)выявляют идеологию тори XVIII и начала XIX в.

   Чаще  чем в области тематики, встречаются  в реалистических исторических жанрах А. стилистические; недостаточное знакомство с яз. эпохи может повлечь не только употребление неологизмов, несвойственных эпохе, но и обратно — чрезмерное архаизирование этого яз. Так напр. в романе О. Форш «Одеты камнем» люди 60-х гг. говорят яз. начала XIX в. 
 

Например:   

В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.

Печорин получил путёвку на Кавказ.

Наташа  Ростова вбежала  в холл.

Раскольников  учился в вузе.

Андрей  Болконский добровольно  ушёл на фронт.

Пьер  Безухов был одет во фрак и брюки.

Гончаров  совершил круиз на фрегате «Паллада».

Информация о работе Анахронизмы