Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:39, доклад
Анахронизм [греч. ἀνά... обратно, назад, против + χρόνος время] - 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени, к другой эпохе; внесение в изображение какой-либо эпохи черт, ей несвойственных; 2) пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устарелый взгляд или обычай.
Анахронизм есть не только в литературе, но и в живописи, скульптуре, кино и т.д.
Анахронизм (греч.) — так называется всякая погрешность против хронологии. А. встречается особенно часто в произведениях поэзии и применяется здесь или сознательно, с целью произвести какое-либо впечатление (напр. комизма), или же является лишь случайным, вызванным незнанием поэта, который допускает существование уже в гораздо раннее время какого-либо обстоятельства, обычая, обряда и т. д., принадлежащего более позднему времени.
Так, у Шекспира в его «Юлии Цезаре» башенные часы бьют три часа, а Шиллер в своем «Пикколомини» говорит о громоотводе, хотя последний изобретен лишь в XVIII столетии. В большей степени современная историческая и эстетическая критика осуждает поэтические произведения, которые, изображая с педантическою точностью внешнюю жизнь минувших времен, переносят в нее все духовное развитие и образ мыслей нынешних времен. Этим недостатком страдает вся старая французская псевдоклассическая трагедия, а равно и многие исторические романы. Иначе должны быть рассматриваемы А., встречающиеся в народной поэзии и в поэтических произведениях средних веков. В народном эпосе А. нередко является сознательно примененным характерным признаком. Здесь Ахиллес остается постоянно юным, Елена постоянно прекрасной; в продолжение нескольких веков Рустем в персидских, Марко в сербских героических сказаниях разделяют судьбу своих народов, не стареясь и постоянно оставаясь в непреклонной мужественной силе. Точно так же Средние века представляли весь свет лишь с точки зрения своего времени, и стихотворные обработки античных тем, как, напр., «Энеида» Генриха фон Фельдеке и повествование о подвигах Александра Великого священника Ламирехта, описывают обычаи, современные авторам этих произведений и изображают действующих лиц в средневековом одеянии, не имевшем ничего общего с описываемою эпохою. Равным образом и художники Средних веков и эпохи Возрождения в своих картинах рядом с изображением Христа и Святых нередко со всею прелестью наивной искренности помещали рыцарей, города и замки своего времени.
Анахронизм [греч. ἀνά... обратно, назад, против + χρόνος время] - 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени, к другой эпохе; внесение в изображение какой-либо эпохи черт, ей несвойственных; 2) пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устарелый взгляд или обычай.
Анахронизм есть
не только в литературе, но и в
живописи, скульптуре, кино и т.д.
Анахронизм (греч.) — так называется всякая погрешность против хронологии. А. встречается особенно часто в произведениях поэзии и применяется здесь или сознательно, с целью произвести какое-либо впечатление (напр. комизма), или же является лишь случайным, вызванным незнанием поэта, который допускает существование уже в гораздо раннее время какого-либо обстоятельства, обычая, обряда и т. д., принадлежащего более позднему времени.
Так, у Шекспира в его
«Юлии Цезаре» башенные часы бьют три
часа, а Шиллер в своем «Пикколомини» говорит
о громоотводе, хотя последний изобретен
лишь в XVIII столетии. В большей степени
современная историческая и эстетическая
критика осуждает поэтические произведения,
которые, изображая с педантическою точностью
внешнюю жизнь минувших времен, переносят
в нее все духовное развитие и образ мыслей
нынешних времен. Этим недостатком страдает
вся старая французская псевдоклассическая
трагедия, а равно и многие исторические
романы. Иначе должны быть рассматриваемы
А., встречающиеся в народной поэзии и
в поэтических произведениях средних
веков. В народном эпосе А. нередко является
сознательно примененным характерным
признаком. Здесь Ахиллес остается постоянно
юным, Елена постоянно прекрасной; в продолжение
нескольких веков Рустем в персидских,
Марко в сербских героических сказаниях
разделяют судьбу своих народов, не стареясь
и постоянно оставаясь в непреклонной
мужественной силе. Точно так же Средние
века представляли весь свет лишь с точки
зрения своего времени, и стихотворные
обработки античных тем, как, напр., «Энеида»
Генриха фон Фельдеке и повествование
о подвигах Александра Великого священника
Ламирехта, описывают обычаи, современные
авторам этих произведений и изображают
действующих лиц в средневековом одеянии,
не имевшем ничего общего с описываемою
эпохою. Равным образом и художники Средних
веков и эпохи Возрождения в своих картинах
рядом с изображением Христа и Святых
нередко со всею прелестью наивной искренности
помещали рыцарей, города и замки своего
времени.
Напр. в
русских былинах (см.) богатыри
кн. Владимира сражаются с «татарами погаными»
и идут пить вино «во царев кабак». В пьесе
немецкого мейстерзингера XVI в.Ганса Сакса (см.) «Неравные
дети Евы» (Die ungleichen Kinder Evas) бог заставляет
детей Адама и Евы читать «Отче наш». В
трагедии Шекспира (см.) «
Если
поэтика этого и родственных
жанров нового времени стремится
устранить А. исторические и культурно-бытовые,
то А. в области социально-
А. этого типа меньше осознаются, чем А. культурно-исторические, и обычно лишь в лит-ых направлениях и произведениях, ставших предметом полемики различных лит-ых школ. Так часто в качестве примера социально-психологического А. приводится так наз. ложноклассическая трагедия с ее перенесением на античных героев переживаний придворной аристократии Франции XVII-XVIII вв. Но аналогичные А. можно отметить и в
других
направлениях и произведениях, иногда
приводившихся в качестве образцов
«реализма». Так Гамлет дофеодальной
Дании у Шекспира отражает настроения
английской аристократии XVI в., средневековые
герои Вальтер-Скотта (см.)выяв
Чаще
чем в области тематики, встречаются
в реалистических исторических жанрах
А. стилистические; недостаточное знакомство
с яз. эпохи может повлечь не только употребление
неологизмов, несвойственных эпохе, но
и обратно — чрезмерное архаизирование
этого яз. Так напр. в романе О. Форш «Одеты
камнем» люди 60-х гг. говорят яз. начала
XIX в.
Например:
В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.
Печорин получил путёвку на Кавказ.
Наташа Ростова вбежала в холл.
Раскольников учился в вузе.
Андрей Болконский добровольно ушёл на фронт.
Пьер Безухов был одет во фрак и брюки.
Гончаров совершил круиз на фрегате «Паллада».