Абсурд в романе Франца Кафки «Процесс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе, я буду говорить о великом романе Франца Кафки «Процесс», о таком направлении в литературе, как абсурдизм.
Романы Франца Кафки – на мой, взгляд – самые странные произведения в литературе XX века. Странность эта заключается не только в стиле их написания и запутанном сюжете, но также и в том, как они соотносятся с самой жизнью автора. Почему Кафка не хотел, чтобы его произведения были опубликованы? Почему он считал писательство своей жизнью, но так до конца и не погрузился в это дело? Его жизнь, как и его творчество, была пронизана безысходностью и незавершенностью.

Оглавление

Введение 3
О Франце Кафке 5
Абсурд в творчестве Франца Кафки 9
Понятие абсурда в литературе 10
Абсурд в романе Франца Кафки «Процесс» 15
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Курсовая Ядрова.docx

— 40.02 Кб (Скачать)

Могущество мое  велико – довольно абстрактная фраза, не объясняющая в подробностях, чего именно надо бояться.

Особенность Кафки заключается  в том, что он, сохранив всю традиционную структуру языкового сообщения, его грамматико-синтаксическую связность  и логичность, связность языковой формы, воплотил в это структуре  кричащую, вопиющую нелогичность, бессвязность, абсурдность содержания. Специфически кафкианский эффект - все ясно, но ничего не понятно.

Новелла "Превращение" (1916) ошеломляет читателя с первой же фразы: "Проснувшись однажды утром  после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое". Конечно же, в реальной жизни такого произойти не может. Но у Кафки возможно все. Люди не просто превращаются в жуков человеческих размеров, но, самое главное – ничуть об этом не беспокоятся. Все, что беспокоит главного героя «Превращения» - это его опоздание на работу.

Другим фактором, связывающим  произведения Кафки с абсурдизмом является построение их по принципу сна. В обычном, нормальном мире человек, бодрствуя, живет в мире логических причинно-следственных связей, во всяком случае так считает. Ему все привычно и объяснимо, а вот засыпая, человек уже погружен в сферу алогизма. Художественный трюк Кафки в том, что у него все наоборот. У него алогизм и абсурд начинается, когда человек просыпается.

Главный мотив творчества Ф. Кафки - отчуждение человека, его  одиночество - полностью раскрываются в его произведениях. В трех романах  Кафки - "Америка", "Замок", "Процесс" - речь идет о все более тяжелых формах смертельного одиночества, что связывает их с экзистенциализмом. В философии экзистенциализма нашли свое отражение одиночество, неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

 

 

Абсурд в романе Франца Кафки «Процесс»

 

События жизни всегда определяют то, что окажется у художника на бумаге. «Процесс» - невероятно странное, на первый взгляд, произведение. Казалось бы, совершенно отвлеченное от реальной жизни. Алогичность, абсурдность происходящего,  таинственность и необъяснимость. Однако невероятным образом, при прочтении «Процесса» возникает ощущение, что в книге все гораздо лучше объяснено о нашей жизни, чем в самой реальности. Давайте сначала рассмотрим, как можно соотнести жизнь самого автора с этим произведением.

Франц Кафка писал свой роман «Процесс» с лета 1914 по январь 1915 г. Написание сопровождалось важными  событиями в жизни автора. В  июле 1914 года Кафка разорвал свою помолвку с Фелицией Бауэр. Начинается Первая мировая война. Начиная с осени, Франц Кафка впервые живет  в отдельной от своих родителей  комнате.

Отношения Франца с девушками, конечно, заслуживают отдельного внимания. Все помолвки и размолвки немало повлияли на его творчество. За свою жизнь Франц написал огромное количество писем. Однажды он даже сказал, что вряд ли смог бы жениться на девушке, живи они целый год в одном городе [7]

Нельзя отрицать, что разрыв с Фелицией Бауэр повлиял на создание романа. Любовные дела вообще всегда влияют на личность, которая находит свое отражение в творчестве. В одном  из писем к ней, он писал о том, что место, в котором они собрались, чтобы обсудить причины размолвки, само это событие напоминало Францу судебный процесс. Возможно, это подало некую идею писателю. Возможно, произвело  на него такое впечатление, что сподвигло написать целый роман под названием «Процесс».

Хотя в самом произведении любовным делам уделяется мало внимания. Все силы героя направлены на попытки  добраться до истины. До причин, по которым  он подвергся аресту. На самом деле, Йозефа К. мало волнует происходящее вокруг. Казалось бы, единственное, что  его должно волновать – это  поглотивший всю его жизнь  Процесс. И здесь мы видим некоторую  озабоченность главного героя. Да, он пытается добраться до истины. Однако, есть в романе и нечто отсутствующее, нечто, что придало бы произведению логичности, а вместе с тем и сухости. Это удивление главного героя. Вокруг происходят странные вещи, а Йозефа К. это ничуть не удивляет. У него вообще отсутствует какое-либо отношение к происходящему.

Произведениям Кафки присуща  естественность - это категория, трудная  для понимания. Есть произведения, где  события кажутся естественными  читателю, но есть и другие (правда, они встречаются реже), в которых  сам персонаж считает естественным то, что с ним происходит. Имеет  место странный, но очевидный парадокс: чем необыкновеннее приключения  героя, тем ощутимее естественность рассказа. Это соотношение пропорционально  необычности человеческой жизни  и той естественности, с которой  он ее принимает. Роман "Процесс" в данном отношении особенно показателен. Он является одним из самых выдающихся произведений Кафки.

Главный герой романа Йозеф  К., проснувшись однажды в своей  комнате, обнаружил там людей, утверждающих, что отныне он находится под арестом.  При этом, как это ни странно, Йозеф  К. сохраняет свободу передвижений, да и, в общем-то, жизнь его никаким  изменениям не подвергается. Появляется только факт того, что он арестован. Причины этого главному герою  никто не объяснил.

Затем Йозефа К. приглашают в суд, но и там ничего не объясняют. Вначале он пытается выяснить причины  своего ареста, чувствуя, однако, полную невиновность, и, что самое загадочное, не испытывая никакого удивления. Со временем Процесс полностью заполняет жизнь героя. В том, что именуется Процессом нет абсолютно никакой логики, все покрыто мраком тайны, а внешне оформлено бюрократией.  Люди, с которыми он встречается, от которых пытается добиться хоть какого-нибудь ответа на возникшие у него вопросы, ничем ему помочь не в состоянии. Под самый конец Йозеф К., видимо, осознал, что попытки разобраться в чем-либо тщетны. Когда, год спустя, после ареста, к нему пришли двое господ, он не стал оказывать им сопротивления. Он спокойно пошел с ними, и его зарезали на каменоломне «как собаку».

Одна из самых интересных вещей в романе – это как  раз отсутствие всякого удивления  у героя. Мы никогда не перестанем изумляться этому отсутствию удивления. Именно такое противоречие и является первым признаком абсурдного произведения.

В «Процессе» автор будто  накладывает друг на друга два  мира, накладывает что-то неестественное на реальное, то есть создает абсурдную  ситуацию.

Весь роман пронизывает нас чувством бессмысленности и абсурдности бытия. «Раньше я не понимал, почему я не получаю ответов на свои вопросы; сегодня я не понимаю, как я мог думать, что можно спрашивать», - писал Кафка.

На примере романа «Процесс»  абсурдизм можно увидеть даже в том, что касается смыла. Смысла бытия. Страшная история «Процесса» начинается с «ничего нелепости» и заканчивается «ничем смерти». Согласно абсурдизму, люди на протяжении всей своей истории предпринимали попытки найти смысл жизни. Для одних, традиционно, этот поиск следовал одним из двух путей: человек либо приходил к заключению, что жизнь бессмысленна, и всё что мы имеем — это «здесь и сейчас»; либо к ощущению пустоты, к ощущению, что все заранее предопределено некими высшими силами [8].

Конечно же, нам понятно, что то, что предстает обычным  людским законом в романе «Процесс» - не что иное, как метафора, обозначающая Закон жизни в целом. Закон  существования, которого все так  страшатся, но который никогда не видели.

 

Заключение

 

Таков абсурд в литературе XX века, в частности в произведениях Франца Кафки. С чем было связано возникновение столь странного направления? Столь не похожей ни по стилю, ни по содержанию на другие направления литературы?

Возможно, дело в том, что  именно в то время, в начале XX века, началась Первая Мировая Война. Как мы знаем, события жизни, в том числе и политические события, редко оставляют искусство не затронутым. В конкретном же случае Кафки, его абсурдизм, возможно, был связан с течением его жизни. С тем, как он вырос и был воспитан. Какое мировоззрение он в себе воспитал, и какие комплексы вырастил.

В наше время к литературе абсурда стали проявлять очень  большой интерес. Если раньше такие  нелогичные романы, в которых вроде  «все ясно, но ничего не понятно» считали  не особо достойными внимания, то сейчас это внимание появилось вновь. Возможно, и мы, в XXI веке близки к переживанию какого-нибудь кризиса. Возможно, большая часть из нас тоже чувствует свое Бытие бессмысленным и абсурдным.

Но чтобы лучше в  этом разобраться, нельзя обойти вниманием  великого Кафку, нельзя не заглянуть  в его биографию и не попытаться отыскать там причин и следствий  абсурдности в его произведениях.

Через все творчество Кафки  проходит постоянное балансирование между естественным и необычайным, трагическим и повседневным, абсурдом и логикой. Нужно помнить об этих парадоксах и заострять внимание на этих противоречиях, чтобы понять абсурдное произведение. А поняв его, возможно, мы чуточку лучше поймем себя и свою жизнь.

 

Список литературы

 

  1. Брод Макс «О Франце Кафке» СПб Академический проект 2000г.
  2. Во что верил Кафка?. Частный корреспондент (28 ноября 2008 г.)
  3. Кафка Франц «Процесс» СПб «Азбука классика» 2007г.
  4. Кафка Франц Собрание сочинений под редакцией Калюжной Л.С. Москва «Звонница» 2001г.
  5. Кафка Франц Сочинение в 3 томах. Москва «Художественная литература» 1995г.
  6. Клод Давид. Франц Кафка
  7. http://www.kafka.ru/
  8. http://ru.wikipedia.org/

 


Информация о работе Абсурд в романе Франца Кафки «Процесс»