Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:32, реферат
Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.
Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков.
А. А. Блок
Двенадцать
Действие происходит в революционном
Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако,
выступает и как конкретный город, и как
средоточие Вселенной, место космических
катаклизмов.
Первая из двенадцати глав поэмы описывает
холодные, заснеженные улицы Петрограда,
терзаемого войнами и революциями. Люди
пробираются по скользким дорожкам, рассматривая
лозунги, кляня большевиков. На стихийных
митингах кто-то — «должно быть, писатель
— вития» — говорит о проданной России.
Среди прохожих — «невеселый товарищ
поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные
старухи. Доносятся обрывочные крики с
каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер
усиливается. Состояние — поэта? кого-то
из прохожих? — описывается как «злоба»,
«грустная злоба», «черная злоба, святая
злоба».
Вторая глава: по ночному городу идет отряд
из двенадцати человек. Холод сопровождается
ощущением полной свободы; люди готовы
на все, чтобы защитить мир новый от старого
— «пальнем-ка пулей в Святую Русь — в
кондовую, в избяную, в толстозадую». По
дороге бойцы обсуждают своего приятеля
— Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой
Катькой, ругают его «буржуем»: вместо
того чтобы защищать революцию, Ванька
проводит время в кабаках.
Глава третья — лихая песня, исполняемая,
очевидно, отрядом из двенадцати. Песня
о том, как после войны, в рваных пальтишках
и с австрийскими ружьями, «ребята» служат
в Красной гвардии. Последний куплет песни
— обещание мирового пожара, в котором
сгинут все «буржуи». Благословение на
пожар испрашивается, однако, у Бога.
Четвертая глава описывает того самого
Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся
по Петрограду. Красивый солдат обнимает
свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная,
весело смеется.
Следующая глава — слова Ваньки, обращенные
к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое
— проститутки, перешедшей от офицеров
и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь
Катьки отразилась на ее красивом теле
— шрамами и царапинами от ножевых ударов
покинутых любовников. В довольно грубых
выражениях («Аль, не вспомнила, холера?»)
солдат напоминает гулящей барышне об
убийстве какого-то офицера, к которому
та явно имела отношение. Теперь солдат
требует своего — «попляши!», «поблуди!»,
«спать с собою положи!», «согреши!»
Шестая глава: лихач, везущий любовников,
сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные
люди нападают на сани, стреляют по сидящим
там, грозя Ваньке расправой за присвоение
«чужой девочки». Лихач извозчик, однако,
вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька
с простреленной головой остается лежать
на снегу.
Отряд из двенадцати человек идет дальше,
столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком,
«революцьонным шагом». Лишь убийца —
Петруха — грустит по Катьке, бывшей когда-то
его любовницей. Товарищи осуждают его
— «не такое нынче время, чтобы нянчиться
с тобой». Петруха, действительно повеселевший,
готов идти дальше. Настроение в отряде
самое боевое: «Запирайте етажи, нынче
будут грабежи. Отмыкайте погреба — гуляет
нынче голытьба!»
Восьмая глава — путаные мысли Петрухи,
сильно печалящегося о застреленной подруге;
он молится за упокоение души ее; тоску
свою он собирается разогнать новыми убийствами
— «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью
кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…».
Глава девятая — романс, посвященный гибели
старого мира. Вместо городового на перекрестке
стоит мерзнущий буржуй, за ним — очень
хорошо сочетающийся с этой сгорбленной
фигурой — паршивый пес.
Двенадцать идут дальше — сквозь вьюжную
ночь. Петька поминает Господа, удивляясь
силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность,
напоминают, что Петька уже замаран Катькиной
кровью, — это значит, что от Бога помощи
не будет.
Так, «без имени святого», двенадцать человек
под красным флагом твердо идут дальше,
готовые в любой момент ответить врагу
на удар. Их шествие становится вечным
— «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…».
Глава двенадцатая, последняя. За отрядом
увязывается шелудивый пес — старый мир.
Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать
от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то;
пытаясь разобраться, люди начинают стрелять.
Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо
идет впереди. «Так идут державным шагом
— позади — голодный пес, впереди — с
кровавым флагом […] Исус Христос».