Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:00, реферат
З Зороастризм – религия откровения, возникла в глубокой древности, около трех с половиной тысяч лет назад и получила широкое распространение в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и в странах Ближнего Востока. Родина зороастризма - Иран (Персия). В первом тысячелетии до н.э. здесь жили племена мидийцев. Их язык принадлежал индоевропейской группе, в непосредственном родстве с которой находились племена скифов. В VI – IV вв. до н.э., во время правления династии Ахеминидов (особо знаменитые Дарий и Ксеркс) зороастризм занял господствующее положение в древней Персии и окончательно оформился как государственная религия при Сасанидах (III – II вв. н. э). Власть и могущество Персии обеспечили зороастризму огромный престиж и более тысячи лет процветания.
Введение 3
1. Зороастр 4
2. Авеста 6
3. Догматы зороастризма 8
3.1. Религиозная реформа 8
3.2. Мировоззрение и обрядность 11
4. Современный зороастризм 15
Заключение 17
Литература 18
Ангра-Маинйу возглавляет воинство дайвов (дэвов) – демонов зла, мучений и бедствий. Ему подчиняются все ведьмы, бесы и чудовища, которые властвуют над людскими пороками. Дайвы обитают в подземном мире, имеют множество обличий и могут вселяться в любое существо. Более всего дайвы любят воплощаться во внешних врагов государства, поэтому борьба с соседними государствами и захват их территорий рассматривался зороастрийцами не как порабощение мирных людей, а как уничтожение злых демонов – т.е. борьба за добро. Конечная цель дайвов – захватить власть над всем миром, и этот захват они начинают с природы, устраивая стихийные бедствия. Но главным объектом, на который направлены их действия, являются люди. Для уничтожения благочестивых людей Ангра-Маинйу придумал 9999 болезней, включая нравственные, а их лечение рассматривалось как изгнание злых сил. Он же насылал на людей смерть. Смерть в зороастризме – это победа злых сил, поэтому раньше и чаще умирают хорошие и храбрые люди. При этом земная и посмертная судьба человека зависит от его личной веры в Ахура-Мазду, что весьма нетипично для древних религий, где вероисповедание человека никогда не определяло его судьбу.
Зороастр принял за основу религии принцип дуализма, основанный на поклонении Ахура Мазде и борьбе с Ангра-Маинйу. Таким образом, он объявил себя пророком.
Суть реформы, заключалась, по В.И. Абаеву, в отказе от первобытного обожествления стихий и переходе к слову, к вере в абстрактные и духовные силы. Доказательства этой реформы, к сожалению, практически невозможно подтвердить археологически. Единственное доказательство этому – письменные источники – Гаты.
С другой стороны из-за малочисленности подтверждений невозможно с уверенностью сказать, что это была именно реформа. Однако часть исследователей сводятся именно к такому предположению, мотивируя тем, что индоиранскому народу было тяжело перейти от природной к абстрактной религии. В пользу реформы выступали видимо и древнегреческие авторы, показывая Зороастра реформатором, к тому же в самих Гатах Зороастр обрушивается на древних священнослужителей: «Зломыслящий учитель искажает священное писание и уводит человечество от его действительной жизненной цели при помощи ложного учения своего! Он уводит нас от нашего ценнейшего наследия истины, праведности и чистоты разума! С этим проявлением внутреннего духа моего обращаюсь я к Вам, о, Владыка Мудрости и Аша, для защиты!…»1
Здесь
видна борьба Зороастра с древним
жречеством. Вспоминая его социальное
положение и династические
Культовые обряды в зороастризме занимают отнюдь не главное место, но в тоже время они очень интересны, загадочны и абсолютно неповторимы. Совершали их жрецы-маги, в сословие которых доступ всегда был открытым. Но если человек совершал священные действия, не будучи жрецом, он мог быть подвергнут посажению на кол или сдиранию кожи.
Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости – арты (отсюда и название религии – огнепоклонничество). Священный огонь поддерживался в храмах и домах в особом месте, где зажигались особые ароматические палочки с заклинаниями и молитвами. Никто не мог касаться священного огня, поэтому жрецы носили перчатки на руках и повязку на рту, чтобы не касаться огня дыханием. Специально заготовленные дрова подкладывались особыми щипцами. Угасание священного огня не допускалось, поскольку это означало наступление сил мрака. Огонь, как священный атрибут, не должен гореть рядом с умершим. На время прощания с покойным огонь переносился из дома в особое место.
Священными объектами в зороастризме считались также вода и земля. Долгом каждого верующего являлось удаление из воды любого мёртвого организма. Вода, в которой было обнаружено мёртвое существо, на некоторое время считалась нечистой и её использование (не только для питья, но и для хозяйственных нужд) категорически запрещалось. Не менее строго соблюдалась и чистота земли: на земле, где обнаружены непогребенные и разлагающиеся останки животного, запрещается вести полевые работы. Поэтому и древние персы, и современные последователи зороастризма самым строжайшим образом следят за состоянием своих водоёмов и земельных участков.
Зороастрийцы
тщательно соблюдали культ
Главным обрядом считается очищение души. Для этого в зороастризме широко применяется самобичевание, а также уничтожение «нечистых» животных (змей, лягушек и скорпионов) и разведение животных, созданных Ахура-Маздой, прежде всего собак. Одним из наиболее действенных способов очищения души и искупления грехов считается безвозмездное и добровольное участие в общественно-полезных работах, таких, как прокладка каналов, строительство мостов, вспашка и разрыхление земли, изготовление орудий труда. Большое значение для очищения имеет также благотворительность и помощь бедным.
Считается, что некоторые грехи можно смыть, искупить, выбить ударами палок, но есть такие, которые не будут прошены никогда – ни в земной, ни в загробной жизни. Это главным образом три греха: сожжение трупов, поедание падали и половые извращения.
Смерть человека, имеющего бессмертную душу, не представлялась зороастрийцам как уничтожение. Скорее она была испытанием, важнейшим событием для человека. Персы боялись больше зла, совершенного при жизни, чем смерти, а потому момент смерти считался очень опасным с точки зрения возможности попасть в руки злых духов. В момент смерти человека в его дом обязательно являются демоны, которые стараются захватить души даже хороших людей. От них можно спастись только посредством обряда очищения, который совершают родственники покойного. Если человек умер в одиночестве, к нему на помощь могут прийти собаки, отгоняющие своим лаем злые силы.
Своеобразной является и форма захоронения. Зороастрийцы хоронят усопших в особом сооружении - дакме (башне молчания). Дакма представляет собой высокую полую башню, на вершину которой заносится тело покойного, где его расклёвывают грифы. Останки трупа под действием времени и природных явлений обращаются в прах и проваливаются внутрь башни через решетку. Когда дакма наполняется доверху, ее оставляют как запретное место и строят новую. Спустя годы старая дакма разрушается и сравнивается с землёй. Тот, кто берет на себя труд разрушить старую дакму, получает полное отпущение всех грехов, как прошлых, так и будущих. Такой тип захоронения связан с традицией почитания всего живого – ни огонь, ни вода, ни земля не должны касаться трупов.
Такое отношение к телу умершего отнюдь не означает, что о его душе не беспокоились родственники и близкие. В его честь шли красивые и торжественные богослужения, которые призваны помочь душе покойника переместиться в рай.
После смерти душа человека отделяется от тела и улетает в легкий воздушный эфир, где возвышается сияющий «мост ветров». Бог послушания отводит душу к Митре, оберегая от демонов. На вершине высокой горы бог Митра с другими богами вершит суд, на котором грехи и добрые дела умершего взвешиваются на особых весах. Весы находятся «за спиной» души и приговор суда ей не сообщается. В этот момент умершему могут помочь родные и друзья, присоединяя вес своих добрых дел к той чаше весов, на которой находятся добрые дела умершего. Затем душа проходит по мосту над пропастью: если ей суждено попасть в рай, то мост остается под её ногами широким и прочным; если душа осуждена на адские муки, то после первых шагов мост обращается в тонкую нить и душа срывается в пропасть, где находится ад.
В зороастризме есть и учение о конце света. Конец света будет ознаменован затмениями, землетрясениями и бурями. Людские страдания будут умножаться, и государство попадет под власть демонов – внешних врагов. Но в это время на земле родится сын Заратустры, который победит демонов, после чего наступит царство света и время земного бессмертия человека, когда пища станет ему не нужна. С наступлением всеобщего благоденствия большинство людей вновь отпадет от истинной веры, что позволит Ангра-Маинйу вновь начать свое наступление. После того как появится герой, который убьёт дракона, насланного Ангра-Маинйу, наступит тысячелетнее царство Ахура-Мазды. В преображенном облике восстанут Заратустра, первый человек Гайомард и первая пара - Машна а Машиян, а вслед за ними в и все люди. Тысячу лет будет вершиться новый суд - общий и гласный. Грешников вновь осудят на адские муки, а праведники обретут рай. Но теперь для наказания в аду будет отведено только три дня, после чего вся земля расплавится и снова возродится. Все люди тоже возродятся и станут добрыми и благочестивыми. Ахура-Мазда окончательно победит Ангра-Маинйу, а все живущие обретут совершенство и бессмертие и наполнят собой всю Вселенную.
Сегодня община зороастрийцев (зартошти) – это, в основном, парсы Индии и США. Небольшие общины разбросаны по всему свету – Иран, Азербайджан, Таджикистан, Канада, Турция, Афганистан. Также существуют зороастрийские общины в Австралии, Европе, Северной и Латинской Америке, и некоторых других странах. В Российской Федерации, и странах СНГ действует сообщество традиционных заратуштрийцев, называющих свою религию на русском языке словом «благоверие».
Согласно подсчётам, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет около 200 тыс. человек. 2003 год был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры. Больше всего зороастрийцев в Индии и Пакестане. В Индии они делятся на две большие секты – шаханшахи и кадми, формальное различие которых в смещении календарной эры на один месяц.
Религия называется уже не зороастризм, а парсизм. Зороастризм в своей первоначальной форме не мог дойти до нас нетронутым, а постоянно видоизменялся в соответствии со временем, обществом, законами. Зороастризм сам по себе довольно-таки строгая и принципиальная вера, но, благодаря тому, что для её поддержания необходимо было «вербовать» новых верующих, а изначально она распространялась слабо, пошли на уступки обществу, преподнося её как милостивую религию.
В
обрядовом отношении
С ХХ в. эта религия переживает такое явление, как фундаментализм. Парсы жалуются на неумолимое проникновение христианской религии и европеизацию парсизма в целом. Даже некоторые переводы Авесты носят явно европейский оттенок. Результатом этого явились международные конгрессы зороастрийцев. Сегодня такие конгрессы собираются раз в несколько лет в различных странах. На них, в основном, обсуждается обрядовая сторона религии. Так, например, в Тегеране (Иран) реформисты приняли погребение, как современный способ захоронения трупов. Чтобы не осквернять землю, тела хоронятся в гробах в зацементированной яме. Отдельные реформисты уже выступают за кремацию, что сильно обижает традиционалистов. Это сократило количество «башен молчания». К таким же реформаторским нововведениям относится разрешение отказа ношения рубашки-судра и пояса-кусти.
С возникновением электричества стало всё труднее содержать места семейных богослужений. Тем более что зороастризм больше относится к общинной религии, в которой нет главенствующей роли церкви и её иерархии. А в современном мире большинство парсов уже горожане и, подвергаясь социальному влиянию, им становится все труднее и труднее сохранять зороастрийское верование и обычаи.
Так же была утеряна сакральность в чтении молитв жрецами на древнем пехлевийском языке. В 1888 г. была полностью напечатана Ясна и Висперед с ритуальными указаниями, а также огромный том Вендидада большими буквами так, чтобы жрецы могли его легко читать при искусственном освещении во время ночных служб. Таким образом, чтение молитвенных служб больше не было таинством, был рассекречен профессиональный прием жрецов, которые передавали молитвы из уст в уста.
Кроме того, в XIX в. многие зороастрийцы перешли в другую веру – бехаизм. Эта иранская религия, возникшая против ислама, претерпевала преследования и гонения. Впоследствии бехаизм стал претендовать на роль мировой религии, предлагая иранским зороастрийцам, так же как и теософия парсам, участие в более обширной общности, в которой они к тому же занимали бы почетное место. Но больше всего зороастрийцев волнует наступающий в современном мире атеизм, который ударяет по религии сильнее, чем гонения на неё.