Западные и восточные культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:54, доклад

Краткое описание

Современная «западная» цивилизация во многих отношениях явилась преемницей греко-романской античной культуры, которая издавна противопоставляла себя «Востоку», т.е. всему тому, что лежало за ее восточными пределами. С тех пор, с теми или иными вариациями, представления о «Востоке», как о совершенно ином мире, сохраняются и до наших дней (наука востоковедение). Таким образом, дихотомия «Восток-Запад» явилась первичной типологией мировой культуры.

Оглавление

Дихотомический подход к сопоставлению культур
Характеристики Запада и Востока
Динамика Востока и Запада
Критика дихотомический подхода

Файлы: 1 файл

Западные и восточные культуры.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

Особенно напряженными оказываются отношения Запада и Востока в так называемых пограничных культурах. Таковы Россия, Турция, страны Ближнего Востока, Балканы, Испания. Исследователи отмечают, что в пограничных между Западом и Востоком культурах одновременно проявляются такие взаимоисключающие тенденции, как открытость и закрытость; «всемирная отзывчивость» и самобытность, космополитизм и охранительность; более того, подчас именно это колебание является единственным фактором развития для пограничных культур.

Пограничное положение русской культуры между Востоком и Западом, вызванные этим противоречия русского национального характера, менталитета, непредсказуемость истории явились источником вековых идеологических споров западников и славянофилов, сторонников и противников реформ, либералов и консерваторов, демократов и коммунистов. Среди мыслителей и исследователей русской культуры не было единого мнения по поводу принадлежности России к Востоку или к Западу: интерпретации и оценки русской культуры были во многом противоречивыми, а подчас и взаимоисключающими. Если Н.Гоголь, славянофилы и евразийцы склонялись к тому, что русская культура принадлежит больше к Востоку, то В.Г.Белинский, В.Соловьев, Д.Мережковский, В.Брюсов, А.Блок, М.Бахтин, А.Лосев видели русскую культуру скорее частью Запада. Сложно соединялись в русской культуре компоненты Востока и Запада в творчестве Л.Толстого, В.Розанова, Н.Бердяева, Н.Рериха.

Характеризуя противоречивость русской культуры, Бердяев назвал Россию «Востоко-Западом» и утверждал, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. В целом же Россия, русская Евразия – это «место встречи» культур Востока и Запада, их диалог. Можно сказать, что русская культура воплощает диалектическое единство борьбы противоположностей в культуре. Это своеобразный западно-восточный культурный синтез.

Критика дихотомного подхода

В 20 веке получает распространение критика концепций дихотомического противопоставления восточных и западных культур.

В 20 – 40-е годы появляются работы А.Тойнби, П.Сорокина, в которых снимается и подвергается критике проблематика дуализма, и получает полноценную разработку многомерное сопоставление высоких культур. С конца 19 и большую часть 20 века интенсивно развивается культурная антропология, дающая изобильный материал для понимания поликультурности мира, хотя и на локально-этническом или структурно-социальном уровне.

Так, Дж. Стидман, американский культуролог, в книге «Миф об Азии» показал необоснованность противопоставления  целостного мира Азии и европейской цивилизации – тоже как целого, отвергается сам принцип дихотомического сопоставления Запада и Востока как неопределенных и устойчивых стереотипов, скрывающих неустойчивость и разнообразие состава культуры этих континентов.

«Антитеза между духовным Востоком и материалистическим Западом заглушает  все голоса из Азии, кроме голосов монахов и брахманов. Источник этой антитезы между непрактической спиритуальностью и эффективной деловитостью можно найти в характере европейского воздействия на Азию. Это воздействие было в основном экономическим, техническим и политическим».

 Подтверждение стереотипов Запада и Востока, по мнению Стидмана, происходило в значительной степени первоначально  в результате враждебных отношений Запада с восточными странами, затем как реакция азиатов на колониальную политику Запада.

Предполагаемые противоположные характеристики  существуют внутри каждого региона, хотя и в разных сочетаниях. Даже тогда, когда историку удается установить водораздел между культурами Азии и Европы, этот водораздел может иметь смысл лишь применительно к определенному периоду, т.к. эти культуры находятся в постоянном изменении. Кроме того, Запад и Восток постоянно взаимодействовали друг с другом, способствуя взаимному развитию и осваивая ценности друг друга.

Книга американского культуролога Стидмена раскрывает не только многообразие тех традиций и компонентов, из которых  складывалась западная цивилизация, но и выявляет как содержательное отличие азиатских культур друг от друга, так и их частичное сходство с Западом.

Выводы

Итак, дихотомическое разделение культур на западные и восточные явилось первичной типологией мировой культуры. Но такое разделение сопряжено со многими сложностями. С одной стороны, сопоставление Запада и Востока как двух основных типов цивилизаций действительно может многое раскрыть в ценностных, нормативных или познавательных установках, доминирующих в этих культурах. С другой стороны, динамика Запада и Востока, их диалог и противостояние, полярность и взаимопроникновение, антиномия и дополнение друг друга представляют собой диалектическое единство и множественность культуры как сложного целого.


Информация о работе Западные и восточные культуры