Западные и восточные культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:54, доклад

Краткое описание

Современная «западная» цивилизация во многих отношениях явилась преемницей греко-романской античной культуры, которая издавна противопоставляла себя «Востоку», т.е. всему тому, что лежало за ее восточными пределами. С тех пор, с теми или иными вариациями, представления о «Востоке», как о совершенно ином мире, сохраняются и до наших дней (наука востоковедение). Таким образом, дихотомия «Восток-Запад» явилась первичной типологией мировой культуры.

Оглавление

Дихотомический подход к сопоставлению культур
Характеристики Запада и Востока
Динамика Востока и Запада
Критика дихотомический подхода

Файлы: 1 файл

Западные и восточные культуры.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

Западные и  восточные культуры.

        1. Дихотомический подход к сопоставлению культур
        2. Характеристики Запада и Востока
        3. Динамика Востока и Запада
        4. Критика дихотомический подхода

 На протяжении всего  19 и 20 веков в философской и  научной литературе появились  и соперничали два подхода в сопоставлении культурных явлений: описательный и дихотомический. Оба подхода в равной степени относились и к малым культурам, и к цивилизационным общностям.

В рамках описательного подхода на протяжении веков накапливались знания о культурах «других» народов. Достижения культурантропологии дополнялись исследованиями в русле конкретных дисциплин, изучающих «незападные» общества, культуры и религии: востоковедение, африканистика, латиноамериканистика, исламоведение, индуистика, буддология, китаеведение и так далее.

К концу 19 века объем накопленных знаний потребовал упорядочивания, что происходило во многом в рамках дихотомических сопоставлений. В соответствии с этим подходом Запад и Восток выделялись как два принципиально различных типа общественного уклада, где сглаживались различия конкретных обществ этнического уровня.

Современная «западная» цивилизация во многих отношениях явилась  преемницей греко-романской античной культуры, которая издавна противопоставляла  себя  «Востоку», т.е. всему тому, что лежало за ее восточными пределами. С тех пор, с теми или иными вариациями, представления о «Востоке», как о совершенно ином мире, сохраняются и до наших дней (наука востоковедение). Таким образом, дихотомия «Восток-Запад» явилась первичной типологией мировой культуры.

Пространственное самоопределение любой культуры связано с географической ориентацией и представлениями о двойственной организации и смысловом членении мирового пространства, ведущими свое происхождение из мифологических моделей мира. В этом отношении дихотомия Восток-Запад оказалась наиболее устойчивой практически во всех культурах. Это связано с космогоническими мотивами данной антиномии (восход и закат солнца, других светил; символика рождения и умирания всего живого; круговорот всех природных и космических процессов, свидетельствующих о глубинной взаимосвязи Запада и Востока, их скрытой диалектике). Нередко в культурах разных народов Восток символизирует начало (жизни, истории, сотворения мира, природного цикла и т.д.), весну, возрождение и обновление, воскресение, спасение. Соответственно Запад ассоциировался с концом (жизни, истории, творения), осенью, зрелостью и завершенностью достижений любого рода, подведением итогов. В большинстве мифологий противоположность Востока и Запада снимается в мифологическом центре мира. Так, например, в греческой мифологии дельфийский Омфалос (камень, упавший с неба; букв. «пуп») является местом, над которым встретились два орла, пущенные Зевсом с Востока и Запада для определения центра мира.

В философско-историческом осмыслении (Гегель, Вл. Соловьев) Восток представляется как первая историческая ступень развития человечества. В теориях замкнутых культур и локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби) линейная историческая схема была отброшена, и казавшийся (на европейском фоне) более или менее единым Восток предстал своего рода «россыпью» самобытных культур.

В современных типологических схемах, восходящих к М. Веберу, наряду с европейской, были осознаны в качестве трех основных и самостоятельных форм культуры китайская, индийская и ближневосточная цивилизации. Если Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций или, по крайней мере, тремя основными потоками цивилизационно-исторического существования, то соотносимая с ним западная культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря:

        • классическая эллинская культура
        • эллинистически-римская ступень
        • романо-германская культура христианского средневековья
        • новоевропейская культура.

Однако существует и критика такого универсального подхода к европейской культуре. О. Шпенглер в «Закате Европы» абсолютно отвергает непрерывность и преемственность Средних веков и Нового времени на одном полюсе и Античность - на другом. Для него западная культура начинается где-то в 800 году, античная же умирает в первые века после Рождества Христова, и между ними настолько нет ничего общего, что их можно и нужно характеризовать контрастно, через цепь противопоставлений и оппозиции.

Различия между  Востоком и Западом, хотя и сглаживаются под напором технотронной цивилизации, но пока еще остаются весьма значительными. Это не в последнюю очередь объясняется и определенным «восточным» типом мышления, тесно связанным с восточными религиями, которые за исключением ислама, представляются более веротерпимыми, более склонными к пантеизму, т.е. обожествлению природы и более «вписанными» в саму материю культуры. На Востоке, в частности в Индии, религия и культура практически совпадают на протяжении тысячелетий.

                       «Восточные религии, - пишет Б.С. Ерасов, - представляют собой социокультурный комплекс, совмещающий в себе не только собственно сакральные представления, верования и ритуалы, но также нормативную мораль, право, эстетику, социальные учения, а вместе с тем и соответствующие институты различной степени сакрализации, регулирующие отношения между верующими по поводу духовных факторов».

Для восточного человека, в отличие от европейца, характерны: большая интроверсия, т.е. сосредоченность на самом себе и собственной внутренней жизни; меньшая склонность к восприятию противоположностей, которые нередко отрицаются; большая вера в совершенство и гармонию окружающей Вселенной, а отсюда ориентация не на преобразование, а на приспособление к некоему «космическому ритму». В целом, несколько схематизируя, восточный тип мышления по отношению к окружающему миру более пассивен, более уравновешен, более независим от внешней среды и ориентирован на единство с природой. Можно подозревать, что именно эти «компенсационные» качества восточного мировосприятия в наше бурное время стали причиной наблюдаемого ныне в Европе, Америке, а последнее время и в нашей стране, увлечения восточными религиями, направленными не на конфликт с природой, а на освоение тайны самого человека.

Характеристики Запада и Востока

        1. Способ исторического развития

Восточная цивилизация более устойчива. Запад движется вперед рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье…) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.

Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из востоковедов, нашествия «варваров» не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования. Коренное китайское население ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

        1. Отношение к природе

Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они стали возмещать созданием громоздких машин. Они резко противопоставили себя природе, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив себя, что человек есть венец творенья, и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и  расхищать ее богатства, не считаясь с потерями.  Природа «не храм, а мастерская».

В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им как единое целое, а человек не господин, а составная часть природы. Отсюда цель – не вражда, а стремление к гармонии с природой, и познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, государства должны развиваться естественным путем, боевые искусства сложились из подражания животным.

3. Отношение  к традиции

Восток живет традицией. Все новое получало оправдание только тогда, когда можно было отыскать нечто подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского средневековья в голову не могла прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.п.

Конфуций создал целую теорию (до сих пор имеющую влияние на Востоке) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. «Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит глупостью». Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. «Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности».

        1. Отношение к религии (один из важнейших показателей в характеристике цивилизации).

На Западе на протяжении веков существует только одна религия, которая обеспечила единство цивилизации. На Востоке – целое соцветие религий, существенно отличающихся друг от друга, но обладающих сходными чертами, отличающими их от западных религиозных представлений. На Востоке боги не властвуют над природой, а являются ее частью и находятся в зависимости от нее. Если на Западе монахи вели праведный аскетический образ жизни, т.к. он угоден Богу и обеспечивает райское блаженство, то в индуизме аскетизм – это способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшельник-аскет благодаря ему приобретал такую силу, что мог насылать на богов проклятье и всяческие несчастья.  Если целью европейца был рай (край блаженного бессмертия), то для восточного человека – это растворение в природе и телесно и духовно, состояние вечного покоя («недеяния», «нежелания»). Представление о цепи перерождений делает бытие восточного человека бессмысленным, человек не в силах изменить предначертанное (фатализм), но он может достичь совершенства, раствориться в мире и тем самым прервать цепь перерождений. Религия на Востоке – это прежде всего пути самосовершенствования.

        1. Отношение к свободе и человеку

Для европейского человека личная свобода – непреходящая ценность. Европейский индивидуализм двигал вперед историю: права и свободы личности, состязание и конкуренция, установка на самозначимость уникальной человеческой жизни, высшая ценность интересов отдельного человека. Человек сам выбирает как поступить и несет полную ответственность за свои поступки.

На Востоке полностью отсутствует ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Восточный человек не свободен, а обязан. Самосознание личности перекрывается ролевыми функциями человека: он рассматривается как член общины, клана, семьи, государства, и от него ожидается строгое выполнение обязанностей, которые он выполняет в каждой из этих групп (винтик в огромном механизме). Уникальная человеческая жизнь лишена здесь самостоятельной ценности («я погибну, зато мы победим»). Примеры: 1. вост. и зап. боевики; 2. японские и американские корпорации.

Сводя воедино характеристики Запада и Востока, которые выделялись в разные периоды разными авторами, можно вывести следующую схему:

Запад: урбанизированный, индустриальный, демократический, гражданский, материализм, рациональность, прагматизм, динамизм, прогресс, искусственность, покорение природы, право, свобода, равенство, индивидуализм, историзм.

Восток: сельский, аграрный, патриархальный, деспотический, духовность, интуитивизм, идеализм, инертность, стабильность, естественность, адаптация к природе, мораль, порядок, подчинение, подавление личности, неисторизм.   

Тем не менее, такое крупномасштабное дуалистическое обобщение грешит универсализмом и западоцентризмом. Гегель выстроил схему исторической последовательности развития основных стадий универсального духа, включив в него в качестве таких стадий Китай, Индию и Персию. Но как бы то ни было, именно Запад воплощает для него высший уровень достижений человеческой культуры, оцениваемой по критериям нравственной свободы.

Такому универсалистскому подходу  постоянно противостоял романтический, а позднее революционный подход, для которого Восток представал либо как отрадное освобождение от оков европейского рационализма и техницизма, либо как пробуждающийся очаг революционного преобразования мира.

Историческая динамика Запада и Востока

Некоторая ограниченность дихотомического подхода проявляется и в том, что соотношение восточных и западных культур усложняется с учетом  исторической изменчивости культурно смысловых границ между теми и другими.

Северная Африка в эллинистический период представляла собой несомненную часть Запада – преемника античной культуры и колыбели христианства (родина Августина Блаженного), однако после завоевания ее арабами стала неотъемлемой частью мусульманского Востока. Присоединение  к России Закавказья превратило эти сугубо восточные по менталитету и культуре территории в европеизируемый Запад. В целом можно сказать, что историческая динамика культур Запада и Востока не затрагивает их глубинного содержания. В зависимости от характера рефлексии той или иной культуры в каждый период ее исторического самоопределения она может мыслить себя приближающейся к Западу или к Востоку. Определяющая свое место в мире  культура соотносит себя с тем смысловым полюсом, который символизирует для нее положительную абсолютную ценность. В конечном счете, из первичной антиномии проистекают сменяющие друг друга тенденции: культурной изоляции, отделения или интеграции, открытости культур друг другу; агрессии или подражательности; соперничества или диалога. В исторической динамике взаимоотношений Запада и Востока взаимное притяжение сменяется взаимным отталкиванием или безразличием по отношению друг к другу.

Информация о работе Западные и восточные культуры