Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 06:24, реферат
Феномен, именуемый «картина мира», является таким же древним, как сам человек. Создание первых «картин мира» у человека совпадает по времени с процессом антропогенеза. Тем не менее, реалия, называемая термином «картина мира», стала предметом научно-философского рассмотрения лишь в недавнее время.
Вариациями
на тему «внутренней формы» языка
являются также понятие значимости
у Ф. де Соссюра, теория семантических
полей И. Трира, учение Л. В. Щербы
об «обывательских» понятиях, выдвинутая
А. Вежбицкой концепция «
Дальнейшая разработка проблемы изучения языковой картины мира осуществлялась уже на современном этапе развития лингвистики.
Как видим из вышесказанного, попытки построения картины мира осуществлялись в русле мифологических и философских исследований, но предметом изучения термин «картина мира» стал только лишь в лингвистике XX-го века. Исследователи, занимающиеся данной проблемой (М. Планк, Г. Герц, В. Гумбольдт, А. Эйнштейн, Ф. Боас, Б. Уорф, Э. Сепир и др.) внесли огромный вклад в разработку и изучение понятия картины мира, как в физических науках, так и в культурологических и лингвосемиологических работах.
4. Современный этап
изучения языковой
картины мира в
лингвистике
Следует сказать, что на современном этапе развития лингвистики особенности концептуализации мира языком были продемонстрированы на огромном фактическом материале. В ходе описания экзотических языков (австронезийских, австралийских и др.) было выявлено различие в способах концептуализации, присущих этим языкам, с одной стороны, и индоевропейским языкам, с другой (работы Э. Сепира, Б. Уорфа, Х. Хойера, А. Вежбицкой и многие другие). Результатом развития семантики явились описания целых семантических полей, или фрагментов языковой картины мира, представленных в литературных европейских языках, а также сравнение этих полей в разных языках (труды Ю. Д. Апресяна, исследования А. Вежбицкой, В. Г. Гака, В.З. Санникова, Е. С. Яковлевой).
Однако изучение
языковых моделей мира не ограничивается
их описанием и типологическим сравнением,
они также становятся объектом интерпретации
в рамках целого комплекса наук о
человеке. Картина мира какого-либо
языка рассматривается в
Особым направлением
в изучении языковых моделей мира
является восстановление её фрагментов
в мёртвом языке или праязыке.
Это фрагменты, относящиеся к
материальной культуре народа, к отношениям
внутри рода, семьи (труды Э. Бенвениста,
О. Н. Трубачёва, Т. Н. Гамкрелидзе). Также
предпринимаются попытки
Начиная с 60-х годов, проблема картины мира рассматривается в пределах семиотики при изучении первичных моделирующих систем (языка) и вторичных моделирующих систем (мифа, религии, фольклора, поэзии, прозы и др.). Сторонники этого подхода (Б. А. Успенский, Ю. М. Лотман) трактовали культуру как «ненаследственную память коллектива», и её главную задачу видели в структурной организации окружающего человека мира, что находит своё выражение в понятии модели мира.
Современное состояние
изучения картины мира представлено
исследованиями, разворачивающимися в
двух основных направлениях. Во-первых,
анализируются отдельные
Во-вторых, ведётся
поиск и реконструкция
1.
Каждый естественный язык
2.
Присущий языку взгляд на мир
как универсален, так и
3.
С другой стороны языковая
картина мира «наивна» в том
смысле, что она во многих деталях
отличается от научной картины
мира. Но при этом наивные
4.
В наивной картине мира мы
можем выделить наивную
В современной лингвистике
в результате бурного развития семантики
и прагматики, сопоставительного
изучения языков, усилившихся контактов
с поэтикой и логикой, идея систематической
и национально своеобразной организации
семантического материала в каждом
языке получила новые мощные импульсы.
Реконструкция наивной модели мира
на основе полного описания лексических
и грамматических значений начинает
рассматриваться как важнейшая
задача семантики и лексикографии.
С другой стороны, реконструкция
наивной модели мира позволяет изменить
стратегию описания языковых значений,
сделать её более общей. Раньше лингвисты
рассматривали языковые значения как
более или менее
В ходе исследований
понятие картины мира органически
влилось в современную
Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе развития лингвистики, языковые модели мира становятся объектом описания и интерпретации в рамках комплекса наук о человеке. Картина мира любого языка рассматривается не только в контексте фольклора, мифологии, культуры, истории, обычаев и психологии данного народа, но и в контексте лингвистики. Важнейшей задачей семантики и лексикографии на современном этапе развития становится реконструкция наивной модели мира на основе описания лексических и грамматических значений.
Литература:
Boas F. The history of antropology // Science, 1904. - P.23-
Информация о работе Языковая картина мира в лингвокультурологии и этнопсихолингвистике