Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:21, курсовая работа
Цель работы – изучить виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. Задачи:
рассмотреть виды и причины речевых ошибок;
выявить вопросы коммуникативных неудач;
рассмотреть культуру общения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Основные критерии правильной речи.
§1.1 Точность, ясность и простота речи.
§1.2 Уместность речи.
Выводы
ГЛАВА II. Факторы, приводящие к коммуникативной неудаче
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Пишущий не помнит
данного правила (например, смешивает
разные правила постановки
2) У пишущего нет навыка
«видеть» синтаксическую
3) У пишущего нет навыка
соотносить пунктуацию с
4) Пишущий не понимает смысла предложения;
5) У пишущего не развит речевой слух;
6) Пишущий не умеет
пользоваться пунктуационными
Первое требование, которые предъявляется к речевому оформлению любого сочинения,
например, или изложения
– это требование правильности
речи, соблюдение в ней основных
грамматических норм. Соблюдение
норм слово и формообразования,
норм синтаксической связи
Грамматические ошибки могут быть трёх видов:
1) Словообразовательные: нарушена
структура слова; (например, хозяйка
этих вещей очень растерчива)
– неправильно образуется
2) Морфологические или
формообразовательные: нарушена форма
слова («вылазию» вместо
3) Синтаксические: нарушена структура словосочетания или предложения (например, «жажда в слове» вместо жажда слова или «выйдя из подъезда, рядом была лужа» - нарушена синтаксическая норма построения предложения.
Внутри каждого вида
грамматических ошибок есть
Все эти виды объединяются
в один тип, тип
Естественно, что кроме
того, что речь должна быть
грамотной и правильной, немаловажное
значение для высказывания
1) Фактические ошибки и неточность;
2) Лишние слова или выражения;
3) Пропуск мысли, слова или выражения;
4) Невыделение абзаца;
5) Нарушение последовательности в изложении мыслей.
Причины таких ошибок прежде всего 1) в незнании текстов, о которых идёт речь; 2) невнимательность к отбору языкового материала и языковых средств; 3) несоблюдение плана и хода мыслей.
А что же такое коммуникативные неудачи?
Коммуникация – (лат.
сommunikatio – сообщение, связь): 1) сообщение
или передача средствами связи
языка содержания высказывания;
2) по терминологии А.А.Шахматова,
Такое сочетание является
психологической основой
Выводы
Речевые ошибки – это проявление неточности речи, её засорённости, бедности и не выразительности. Такие ошибки возникают в результате нарушения лексических и стилистических норм языка. Причинами речевых ошибок могут являться 1) незнание точных значений слов; 2) их стилистических характеристик; 3) правил сочетаемости; 4) неразличение паронимов; 5) неумение пользоваться синонимическими возможностями языка и 6) его стилистическими ресурсами в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Глава II: Факторы, приводящие к коммуникативной неудаче
Согласованное взаимодействие
в диалоге направлено на
Существует ряд факторов
человеческого общения,
Прежде всего, как
речевая компетенция обоих
Выводы
Так, на основе вышесказанного, при учете имеющегося материала, а также в свете работ А.А. Леонтьева, И.П. Сусова, А.А. Романова можно выделить следующие причину возникновения коммуникативных неудач. Это прежде всего отсутствие четких сигналов установления и поддержания речевого контакта со стороны говорящего и сигналов поддержания речевого контакта со стороны слушающего.
Заключение:
Таким образом, в
работе говорится о том, что,
выбирая слова, мы должны
В работе были подробно
рассмотрены следующие причины
языковых ошибок: непонимание значения
слова; лексическая
Коммуникативные неудачи - это не достижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.
Также в работе рассмотрены
следующие причины
a) отсутствие четких сигналов
установления и поддержания
б) нарушение принципа
релевантности (вследствие
в) различный словарный
запас коммуникантов и,
г) нарушение содержательной
связи реплик, когда не соблюдается
правильная последовательность
чередования речевых актов (
Развитие мировой культуры выработало основные коммуникативные качества хорошей речи. Конечно, эти качества изменяются, развиваются, поэтому понятия о хорошей речи не во всем совпадают в разные эпохи и у представителей различных классов и мировоззрений.
Каждый человек должен излагать свои мысли точно, ясно и просто. Если речь не ясна, то она не достигает цели.
Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полом соответствии теми значениями, которые за ними закреплены.
Важнейшее условие хорошей речи логичность. Мы должны заботиться о том, чтобы наша речь не нарушала логических законов.
Речь - это связанное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть целенаправленны, стилистически уместны. Чистота речи также важна. Если в речи присутствуют слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это свидетельствует о бедности словарного запаса говорящего.
Требования правильности речи относится не только к лексике, оно распространяется и на грамматику, словообразование, произношение, а в письменной речи ,на орфографию и пунктуацию. Соблюдение нормы -главное условие культуры речи. Всякое отклонение от литературной нормы препятствует
непосредственному и точному восприятию содержания письменной и устной речи.
Всякая речь наделена определенным содержанием. Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала.
Многословие или речевая избыточность может проявиться в употреблении лишних слов в короткой фразе. Лишние слова в устной речи указывают на нечеткость, неопределенность представлений автора о предмете речи.
Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении.
Существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами. Должное внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона а также особенностям ораторского искусства: позе, жестам, мимике.
Хорошая речь - результат долгой и упорной работы над собой. Изучать язык и быть требовательным не только к речи других, но и к своей Собственной- залог успеха.
Список литературы.
1. Блинов И.Я. «О культуре речи». М.,1988г.
2. Головин Б.Н. «О культуре русской речи». Вологда, 1986г.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи». М., 1993г.
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., «Книга о хорошей речи». М., 1997.
5. Костомаров В.Г. «Культура речи и стиль». М., 1960г.
6. Розенталь Д.Э. «Культура речи». М., 1964г.
7. Скворцов Л.И. «Правильно
ли мы говорим по-русски?»,
8 Введенская Л.А. Павлова
Л.Г. Культура и искусство
9 Введенская Л.А., Павлова
Л.Г. Кашаева Е.Ю. Русский
10 Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М., 1993.
11 Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. - М.: Русский язык, 1984.
12 Горбачевич К.С. Нормы
современного русского
13. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-на -Дону, 2002.
14. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.
15. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. Пособие. - М.: Логос, 2002.
Информация о работе Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач