Виды деятельности в хореографическом коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель изучения заключается в определении видов деятельности педагога в хореографическом коллективе.
Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом:
1. проанализировать литературные источники по теме;
2. рассмотреть понятие деятельности, её виды;
3. рассмотреть структуру деятельности;
4. охарактеризовать хореографический коллектив как среду педагогической деятельности;
5. рассмотреть учебно-воспитательную работу в хореографическом коллективе;

Оглавление

Введение ………………….………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА………………………...5
1.1. Деятельность, понятие и виды…………………………………………………5
1.2. Структура деятельности……………………………………………………….9
1.3. Хореографический коллектив как среда педагогической деятельности….12
Глава II. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ……………………………………………………………………...18
2.1. Учебно-воспитательная работа в хореографическом коллективе…………18
2.2. Концертно-исполнительская деятельность………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовая-Виды деятельности в ХК.docx

— 72.93 Кб (Скачать)

 Эти положения замечательного  советского педагога имеют прямое  отношение и к руководителю  хореографического коллектива. Он  обязан профессионально воспитывать  в каждом ученике общечеловеческие  ценности добра, справедливости, честности.

При обучении хореографии  воспитательная деятельность педагога имеет свою специфику. Если обучение ориентировано на овладение учащимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание – это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его – в местах отдыха, в школе, в быту, в работе. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе.

Учебно-воспитательная работа – составная часть и непременное  условие творческой деятельности хореографического  коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы  творческого роста в первую очередь  зависят от качества учебно-воспитательной работы.

Тенденция разделять учебно-воспитательную работу в коллективе на две обособленные части (учебную и воспитательную), либо рассматривать воспитательную работу в отрыве от творческого процесса, под которым подразумевается  лишь накопление определенной суммы  профессиональных знаний и навыков, не выдерживает критики.

Наиболее результативно  единство обучения и воспитания непосредственно  в процессе творчества и пробуждение  желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно-творческий процесс, в  котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в хореографическом коллективе становится и процессом воспитания личности.

Основной формой учебного процесса в хореографическом коллективе, как и в учебных заведениях, остаётся урок – репетиционное, коллективное занятие, на котором участники практически  осваивают и закрепляют необходимые  знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и участников коллектива.

Процесс обучения участников хореографических коллективов основывается на общепедагогических принципах дидактики:

  • Активности;
  • Единства теории и практики;
  • Наглядности;
  • Доступности;
  • Систематичности;
  • Прочности усвоения знаний;
  • Индивидуального подхода.

Однако овладение профессиональными  навыками и освоение репертуара должны быть подчинены максимальному развитию творческих способностей. Вопросы подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применение различных форм и методов обучения, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми, составляют основу для понимания сущности учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах [7].

Если цели и задачи обучения как бы задают общее направление  деятельности, то методы призваны обеспечивать достижение поставленных целей и  решение намеченных задач.

Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и руководимых им учащихся, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкально-хореографический материал, прививаются танцевальные навыки, формируется и развивается у них эстетический вкус и хореографические способности. Кратко можно охарактеризовать каждый из методов применительно к специфике обучения хореографии.

  1. Метод танцевального показа – это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирует их. Наглядно-образные представления, получаемые учащимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п. При демонстрации хореографического материала педагог не ограничивается только его показом, а также подробно анализирует и объясняет, как правильно исполнить данные элементы и фигуры.
  2. Метод показа танца органически сочетается с методом устного изложения учебного материала. С помощью этого метода педагог сообщает учащимся знания об истории и современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя те или иные танцевальные композиции, педагог помогает учащимся понять характер танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.
  3. Метод танцевально-практических действий. Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, урок танца чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения – это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые учащиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания – это задания, с помощью которых учащиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки.
  4. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности учащихся. Использование педагогом этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися.

Рассмотрим признаки характерные  для хореографического коллектива:

  1. Общие учебно-воспитательные цели деятельности, которые ставит педагог учащимся;
  2. Общая для всех учащихся деятельность по разучиванию танцев, в ходе которой решаются намеченные педагогом задачи;
  3. Установление и поддержание прямых контактов учащихся между собой и с педагогами;
  4. Общий характер направленности учащихся, основанной на единых переживаниях и представлениях, которые выражаются в их словах: «Мы - коллектив», «У нас в коллективе» и т.п.;
  5. Общие коллективные ценности учащихся.

Учебно-воспитательные задачи являются условием деятельности учащихся по разучиванию танцев. Деятельность по своему характеру чрезвычайно  разнообразна в коллективе. Причем основной вид деятельности – это  разучивание танцев, в процессе которого устанавливается и поддерживается общение между педагогом и  учащимися, и учащихся между собою. В коллективе устанавливается и  поддерживается общение, в основе которого могут лежать как общая любовь к танцу, так и общие культурные потребности, и интересы, взаимные симпатии, совместная учеба, работа, соревнования и т.п.

Как видим, внутри коллектива развиваются разнообразные взаимоотношения  учащихся, образующие различные по составу и характеру группы. Общие  коллективные чувства и представления  сопринадлежности к единому коллективу, в котором каждый – частичка целого, объединяет всех участников. Эти чувства  и представления постепенно формируют  коллективные ценности.

Перечисленные выше признаки обязательны для любого хореографического коллектива. Если отсутствует хоть один из них, например, общая учебная деятельность учащихся, то в этом случае можно сказать, что коллектив ещё не сложился. Для того, чтобы создать коллектив, педагог должен иметь ввиду его признаки. Кроме того, ему необходимо педагогически правильно организовать учебно-творческую жизнь танцевального коллектива.

Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служит основой его  существования, а значит, осуществления  широкой педагогической программы  формирования личности участника.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе заключается  в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических  моментов.

Методика педагогического  руководства хореографическим коллективом  предполагает определение содержания деятельности, выбор системы и  приемов, обусловленных спецификой воспитательного процесса, т.е. возможностями  и способами его существования.

Для начала деятельности в  хореографическом коллективе необходимо обеспечение каждому члену хореографической группы или коллектива возможности  для активного участия в ее делах.

Второе условие это  получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах. Третье условие это  использование в группах или  коллективах таких новых взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план. Четвертое  условие воссоздать в практической деятельности детских групп и  коллективов социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно  должны будут столкнуться. Деятельность развивающихся групп и коллективов  следует организовывать таким образом, чтобы постепенно готовить детей  к взрослой жизни. Пятое условие - выявление задатков ребенка и превращение их в способности [20, 29].

Первое из обозначенных условий  может быть выполнено тогда, когда  количество участников в детской  группе относительно невелико, т. е. такое, которое позволяет каждому члену  группы свободно вести себя и с  полной отдачей сил включиться в  совместную деятельность. Практика показывает, что оптимальной по составу является группа численностью от 3 до 7 человек. Объясняется это тем, что группа данной величины обеспечивает активное участие каждого человека в совместной деятельности, позволяя вместе с тем  наилучшим образом распределить обязанности между членами группы и скоординировать их действия.

Для того чтобы выполнить  второе условие, рекомендуется систематически изменять состав и распределение  ролей в детских группах. Это  позволяет детям получать богатый  и разнообразный опыт, усваивать  различные формы ролевого поведения, выстраивать нужные и достаточно гибкие коммуникативные умения и  навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньшей по величине должна стать  группа, в которой все это происходит.

Например, для раннего  и дошкольного возраста можно  рекомендовать состав групп по 2-4 человека в каждой, для детей младшего школьного возраста – 3-5 человек, для  подростков и юношей – группа из 7 человек.

Благодаря постепенному увеличению размера группы с возрастом задачи, которые детям приходится решать, становятся сложнее, и это обогащает  опыт их межличностного общения. Сошлемся в этой связи только на один пример. Для того чтобы успешно взаимодействовать  друг с другом, члены группы должны построить хорошие личные взаимоотношения. Если в группе, состоящей из двух человек, таких отношений всего  одна пара, а в группе из трех человек  – шесть пар, то в группе из пяти и семи человек их соответственно будет уже тридцать и сорок два [20, 30]

Третье из названных условий  будет соблюдено, если отношения  между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться  на равноправной, демократичной основе.

Это в данном случае означает, что каждый ребенок в группе получает такие же права, как группа в целом, и если его мнение расходится с  мнением большинства других членов группы, то за самим ребенком остается право поступить в том или  другом случае по-своему.

Нередко то, чем на практике заняты детские группы и коллективы, бывает достаточно интересно для  детей как развлечение, но настолько  оторвано от социальной действительности и взаимоотношений взрослых людей, что практически не готовит ребенка  к жизни. Для того чтобы коллективные формы детского существования стали  для них настоящей школой жизненней  подготовки, необходимо обеспечить выполнение четвертого условия. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы социологов, психологов и педагогов, по-видимому, не обойтись. Составляя  программу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые  дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем.

В их число обязательно  должны органически войти те виды совместной деятельности детей, в которых  решаются проблемы нравственного, политического, экономического и культурного характера.

Виды деятельности, в которые  практически включаются дети, должны не только готовить их к жизни, но и  психологически развивать. В общении  со сверстниками ребенок не просто удовлетворяет свои потребности  – такая единственная функция  совместной деятельности не имела бы особой ценности, но развивается, а  настоящее развитие возможно лишь в  процессе постановки и решения разнообразных  задач. Детские группы и коллективы, по крайней мере, в учреждениях  учебно-воспитательного типа, должны создаваться для решения определенных, развивающих задач и находиться в зоне ближайшего (потенциального) развития ребенка. Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность любого коллектива во многом зависит от умелого и грамотного руководства.

2.2. Концертно-исполнительская деятельность

 

 

Наличие концертно-исполнительской  деятельности отличает творческий коллектив.

Концертно-исполнительская  деятельность — важнейшая часть  творческой работы хореографического  коллектива. Она является логическим завершением всех учебно-тренировочных, репетиционных и воспитательных  процессов.

Концертно-исполнительская  деятельность является одним из важнейших звеньев в работе руководителя творческого коллектива. Выступление на концертах – это своеобразный отчет о проделанной работе. Оно выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Публичное выступление хореографического коллектива вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий контакт со зрительской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хореографического коллектива...

Информация о работе Виды деятельности в хореографическом коллективе