Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:17, реферат
С конца XIX до первой половины XX века в науковедении господствовала разработанная позитивистами кумулятивная модель, согласно которых история науки представляет собой поступательный процесс непрерывного накопления знаний. Однако такой взгляд явно не подтверждается реальными фактами из истории развития науки, которое никак не является главным процессом. Действительно, в науке время от времени происходит разрушение сложившегося образа мира и замена его другим образом, поэтому в современном науковедении историю науки рассматривают как скачкообразную смену типов мышления и способов объяснения реальности.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Понятие научных революций……………………………………….....….5
2. Естественнонаучная революция XVII века……………………...…..….10
3. Естественнонаучная революция конца XIX – начала XX века……..…27
Заключение………………………………………………………………….…...31
Список использованных источников…………………………………….….…
Вместе с тем Ньютон со вниманием относился и к высказанной нидерландским ученым Х. Гюйгенсом волновой теории света (1690), в соответствии которой свет – это волновое движение в эфире. Некоторое время он даже сам пытался развивать следствия из этой теории, но в конечном счете все-таки склонился к мысли о ее несостоятельности.
В XVII в. широко обсуждался и вопрос о том, конечна или бесконечна скорость света. Долгое время для эмпирического обоснования ответа на этот вопрос не было достаточных факторов. Большое значение для развития физических идей имело открытие О. Ремера, сделанное им на основе наблюдений затмения одного из спутников Юпитера в 1676 г., что скорость света в пустом пространстве конечна и равна 300 000 км/с.
Но XVII в. – это не только время радикальных революционных преобразований в механике и астрономии. В XVII в. начинается систематическое изучение магнитных и электрических явлений, результаты которого, как мы видели в творчестве Кеплера, также влияли на развитие механических и астрономических концепций.
Первые сведения об
Главное практическое
Подробное изучение и
3.Естественнонаучная революция конца XIX - начала XX века.
Развитие эволюционных представлений и, в особенности, появление электромагнитной теории Максвелла ощутимо пошатнули авторитет ньютоновской парадигмы. Однако подлинный кризис разразился в естествознании в связи новыми открытиями в физике в конце XIX века, когда в связи с обнаружением электрона была высказана гипотеза о делимости атома, а также обнаружена радиоактивность. Вначале XX века одна за другой появляются фундаментальные физические теории – теория относительности Эйнштейна и квантовая механика, с которых начинается новый, неклассический этап развития естествознания. Развитие этих теорий привело к формировании квантово-релятивистской картины мира, отражающей его целостность и иерархичность структуры. Параллельно в биологии появляется синтетическая теория эволюции, объединившая классическую эволюционную теорию генетику, а в космологии разрабатываются концепции нестационарной Вселенной.
Эволюционная теория Ч.Дарвина – сложнейший синтез самых различных биологических знаний, в том числе опыта практической селекции. Поэтому процесс утверждения теории затрагивал самые разнообразные отрасли биологической науки, носил сложный, подчас драматический характер, протекал в напряженнейшей борьбе различных мнений, взглядов, школ, мировоззрений, тенденций и т.д. Против теории естественного отбора ополчились не только сторонники креационистских воззрений и антиэволюционисты (А.Седжвик, Р. Оуэн, Л.агассис, А.Мильн-Эдвардс, А.Катрфаж, Г.Меррей, С.Карпентер и др.), но и естествоиспытатели, выдвигавшие и обосновывавшие другие эволюционные концепции, построенные на иных, чем дарвиновская теория, принципах, - неоламаркизм (К.В.Негели и др.), мутационизм (С.И.Коржинский с его идеей гетерогенезиса, т.е. скачкообразного возникновения новых видов, и др.), неокатастрофизм (Э.Зюсс и др.), телеологические концепции разного рода (Р.А.Келликер с идеей автогенетического «стремления к прогрессу»; А.Виганд, признавший существование идеальной «образовательной силы» эволюционного процесса, которая, по его мнению, уже иссякла и потому эволюция прекратилась; и др.). Более того, в самом дарвинском учении выделились относительно самостоятельные направления, каждое из которых по-своему понимало, дополняло и совершенство воззрения Ч.Дарвина. Будучи необходимым логическим звеном, в развитии дарвинизма. Такая дифференциация объективно влекла за собой ослабление лагеря дарвинистов, снижение полемической остроты их выступлений.
Все это привело к тому, что картина развития биологии во второй половине XIX в. была очень пестрой, мозаичной, заполненной противоречиями, драматическими событиями, страстной борьбой мнений, школ, направлений, взаимным непониманием позиций, а часто и нежеланием понять зрения другой стороны, обилием поспешных, непродуманных и необоснованных выводов, опрометчивых прогнозов и замалчивания выдающихся достижений. В этом насыщенном самыми разнообразными красками полотне отразились борьба материализма и идеализма, метафизики и диалектики, противоречия социально-культурного контекста развития естествознания.
Вокруг роли, содержания, интерпретации
принципов дарвиновской теории
велась острая и длительная
борьба, особенно вокруг принципа
естественного отбора. Можно указать
на четыре основных явления
в системе биологического
- возникновение
и бурное развитие так
- формирование эволюционной биологии – проникновение
- эволюционных представлений во все отрасли биологической науки;
- создание экспериментально-эволюционной биологии;
- синтез
принципов генетики и
Объяснение эмпирических аномалий и вплетение их в систему дарвиновского учения наиболее ярко воплотилось в бурном развитии в 60-70-х гг. XIXв. филологического направления, ориентированного на установление родственных связей между видами, на поиски переходных форм и предковых видов, на анализ генезиса крупных таксонов, изучением происхождения органов и др. Общая задача филогенетического направления, как сформулировал ее вождь этого направления Э.Геккель, состояла в создании «филогенетического древа» растений и животных на основе прежде всего данных анатомии, палеонтологии и эмбриологии.
В рамках филогенетического
Изменяются нормы и требования научного знания, что выразилось в отрицании многих принципов классической науки и формировании неклассического типа знания. Оказалось, что новейшие физические теории уже могут не учитывать тот факт, что познающий субъект находится «внутри предметного мира, а потому объективно-истинное описание и объяснен» мира оказывается возможным только при условии включения в теорию описания средств и операций деятельности. В этой связи В.Гейзенберг уточняет мысль Ньютона о характере физического эксперимента действительно, природа отвечает на наши вопросы, но ее ответы зависят не только от ее собственного устройства, но и от нашего способа поставки этих вопросов. Изменение норм научного знания выразилось также и в том, что он: стали допускать истинность нескольких отличающихся друг от друга описаний реальности, как содержащих моменты объективного истинного знания.
Институализация
2 Иванов
А.И., Токарева С.Б., Хоперсков А.В.
Основы современного
В результате исследования были выявлены следующие факты. Научные революции, должны рассматриваться как действительно революционные преобразования только по отношению к той отрасли, чью парадигму они затрагивают. Процесс радиальной смены метаморфозы в картине мира и стиль мышления называются процессом научного революции.
Естественнонаучная революция
Развитие эволюционных представлений
и, в особенности, появление электромагнитной
теории Максвелла ощутило, шатнули авторитет
ньютоновской парадигмы. Однако подлинный
кризис разразился в естествознании в
связи новыми открытиями в физики в конце
XIX века, когда в связи с обнаружением электрона
была высказана гипотеза о делимости атома,
а также обнаружена радиоактивность. В
начале XX века одна за другой появляются
фундаментальные физические теории –
теория относительности А.Эйнштейн и квантовая
механика, с которых начинается новый,
неклассический этап развития естествознания.
Развитие этих теорий привело к формировании
квантово-релятивистской картины мира,
отражающей его целостность и иерархичность
структуры. Параллельно в биологии появляется
синтетическая теория эволюции, объединившая
классическую эволюционную теорию генетику,
а в космологии разрабатываются концепции
нестационарной Вселенной.
Список использованных источников