Удивительная наука – этимология

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:31, реферат

Краткое описание

Изучая информацию для своего реферата, я сделала вывод, что этимология - это один из интереснейших и занимательных разделов науки о языке. Слово для нас является важнейшим средством общения, средством восприятия произведений художественной литературы. Но слово представляет интерес и само по себе: у каждого слова своё происхождение, своя история, свой фонетический и морфологический облик, своё значение.

Оглавление

Введение 3
1. Удивительная наука – этимология 4
1.1. Научная этимология 4
1.2. Народная этимология 8
1.3. Детская этимология. 10
2. У истоков этимологии 12
3. Этимологические словари 14
4. Игра в этимологию 16
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Реферат - Этимология.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Народная  этимология оказывает свое воздействие  не только на представления людей о происхождении слова. Ошибочное толкование слова связано также и с практикой, в частности  с практикой  правописания. Хорошо известны типичные школьные ошибки.

     Но  пожалуй нигде народная этимология не получила такого широкого распространения как в истолковании собственных имен. Например, студент, изучающий латинский язык узнает, что слово ira (и:ра) означает по-латыни «гнев». И сразу же пытается связать слово с русским именем Ира, Ирина. На самом же деле  имя Ирина было заимствовано из греческого языка, где слово eirene (эйрене:) означает мир. Это слово ещё древними греками употреблялось в качестве имени собственного: Eirene – это Ирина, богиня мира.

       Таким образом, народная этимология – это совсем не обязательно «этимология, возникшая в народе», а такая этимология, которая опирается не на научные принципы анализа, а на случайные сопоставления, вызванные простым созвучием слов.   

1.3. Детская этимология.

        К народной этимологии примыкает  этимология, которую можно назвать детской. Детская этимология от народной этимологии отличается тем, что её авторами являются дети дошкольного и младшего школьного возраста. Дети, изменяя слова, стремятся привести их в соответствии с существующими у них  представлениями о мире вещей  и явлений, окружающих их.

       Если при народной этимологии переделка незнакомого слова или выражения происходит спонтанно, то при детской этимологии общеупотребительное, понятное всем взрослым слово «исправляется», а своё  «исправление» дети мотивируют, относятся к нему сознательно, опираясь на свой небольшой жизненный опыт. Ребёнок рассуждает так: «То, что прикладывают на больное место, должно называться кластырь (от слова класть), а не пластырь как называют взрослые. Так у детей появляются такие слова: плюнки (вместо слюнки), копатка  (вм. лопатка), уколка (вм. иголка), варюля (вм. кастрюля), пальчатки (вм. перчатки). Вентилятор превращается в вертилятор, экскаватор в песковатор (потому что выгребает песок), травоядные в травоедные, ватрушка в творушку

      Детские этимологии встречаются  в художественной литературе.

Вот пример  такого использования.

  • Боря, надень колготки!
  • Неправильно ты говоришь, надо – «полготки» 
  • Почему?
  • Потому, что ношу полгода, а потом они дырятся.

   «Мы  так давно орудуем  со словами, – что  наше словоощущение    притупилось. Мы пользуемся речью не  замечая её. А ребёнок вследствие  свежести своих восприятий есть требовательный контролёр нашей речи» - так писал о «детской этимологии»                                                  Корней Иванович ЧуковскийВ своей книге «От двух до пяти»   он собрал много забавных и поучительных историй о словах и их значениях. Вот отрывок из его книги:

  • Мама, - предлагает четырёхлетняя Галка Григорьева, - давай договоримся. Ты будешь по – своему  говорить «полозья», а я буду по – своему «повозья». Ведь они не «лозят», а возят.
  • Почему ты говоришь – «колоть дрова»? Ведь дрова не колют, а «топорят»
  • И почему перчатки? Надо «пальчатки».
  • Почему ты называешь  их баранками? Ведь они не из барана, а из булки.
  • Корова не бодается, а «рогается». (4; с.10).

       Вы слышали, когда–нибудь такие лингвистические рассуждения  детей, а может быть, когда  были маленькими, то и сами задавали подобные вопросы?!

       Не удивительно ли, что уже в самом раннем возрасте  дети, овладевая языком, познавая его законы, проделывают этимологические разыскания, стараются найти этимон, осмыслить  происхождение слова, а если надо, с их точки зрения, то и исправить. Поэтому  есть все основания говорить о существовании «детской этимологии».

     Итак, детская  этимология – это такая  переделка  общеупотребительных  слов, которая,  по мнению детей, вносит ясность в содержание  исправляемого  слова, соотнося последнее с другим словом, хорошо им известным.

     Собирая интересные высказывания детей можно  составить этимологический словарик детских слов и выражений, в котором  ребенок исправляет непонятные ему  слова на свой лад. (Приложение 2) 
 
 
 
 

2. У ИСТОКОВ ЭТИМОЛОГИИ 

     Этимология  очень интересная  и увлекательная  наука. Интересно кто стоял у  истоков этимологии как науки?

     Вероятно, уже в древности люди задумывались над происхождением отдельных слов. Но у нас имеются только косвенные доказательства того, что люди с древнейших времён пытались объяснить непонятные им слова. Эти доказательства нам сохранила мифология. У древних греков известен миф о рождении из морской пены богини любви и красоты – Афродиты. Учёные считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было непонятно. И они пытались объяснить его, сопоставляя с греческими словами aphros [афрос] «пена» и dyno [дю:но:] «ныряю». Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Свидетельства мифологии говорят нам о том, что уже в очень древние времена человек интересовался происхождением слов, пытался объяснить их этимологию.

     Одним из первых ученых, который специально писал об этимологии, был древнегреческий  философ Платон (427 – 347 г.г. до н.э.) Но его теория была несостоятельна, он утверждал, что слова лишены исторического развития и имеют свое определенное звучание, которое не меняется.

     Большое  количество нелепых этимологий, бытовавших в древнем мире, в средние века и в новое время, привело к тому, что многие стали относиться к этимологическим исследованиям скептически, даже с насмешкой. И только в XIX веке к этимологии, как науке, стали относиться серьезно.

     Первопроходцем  в этимологии был Александр Христофорович  Востоков. Он родился на берегу Рижского залива, в немецкой семье Остенеков. Кто мог предположить, что в недалеком будущем Александр поменяет немецкую фамилию на русскую Востоков,   станет считать себя

русским и войдет в историю мировой  науки как выдающийся русский  ученый, филолог. Он начал заниматься этимологией, когда в отечественном языкознании не была еще разработана методика собирания и обработки материала. Востоков доказал целесообразность  научных этимологических исследований.

     В настоящее время этимологией  в России занимаются многие ученые. Определены научные методы этимологического анализа, среди которого важное место занимает разработанный А.Х.Востоковым сравнительно-исторический анализ. Составлены и изданы этимологические словари. Но в этой науке и сейчас еще много белых пятен, многие слова и выражения представляют собой загадку, нуждаются в объяснении их происхождения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ  СЛОВАРИ 

      В начале XIX в России пробуждается интерес к этимологическим исследованиям. Оживление работы в области этимологии стимулировало создание этимологических словарей. Назначение этимологического словаря – дать информацию о происхождении слов. Первым этимологическим словарем русского языка является «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» Ф.С.Шимкевича (1802-1843 г.г.) Словарь издали в Петербурге в 1842 г. В нем помещены только коренные слова русского языка. Их в словаре 1378.

      Говоря  о первых этимологических словарях, нельзя не вспомнить А.Х.Востокова. К сожалению, его большая рукопись с громадным количеством слов так и осталась неопубликованной. По мнению историков , неопубликованный этимологический словарь Востокова представляет большую научную ценность. К ранним этимологическим словарям относится и словарь М.Изюмова, хотя он содержал много неточностей, ошибок и довольно быстро устарел. 

      Крупным по значению и объему научным словарем является «Этимологический словарь  русского языка», составленный А.Г.Преображенским, изданный более 90 лет тому назад, до сих пор не потерял своего научного значения.

      Характерной особенностью этимологических словарей XX – начала XXI века следует считать их разнообразие. В результате появляются очень много интереснейших словарей. Знаменательным событием считается издание «Историко-этимологического словаря современного русского языка» П.Я.Черных. Его особенность заключается в реализации в нем идеи объединения двух типов словарей: исторического и этимологического.

      Особенностью  настоящего времени следует считать активизацию работы по созданию и изданию научно-популярных этимологических словарей. К ним относятся: «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой, «Школьный этимологический словарь русского языка» этих же авторов; «Этимологический словарь русского языка» Г.П.Цыганенко; «Краткий словообразовательно-этимологический словарь русской полисемии и однокорневой омонимии» Н.М.Шанского, Н.Н.Романовой и А.В.Филлипова; «Опыт этимологического словаря русской фразеологии» Н.М.Шанского, В.И.Зимина; «Русские фамилии. Популярный этимологический словарь» Ю.А.Федосюка.

      Названные словари интересны и познавательны. Они не только знакомят с этимологией  слов и устойчивых сочетаний, но и  показывают, как слово образовалось, что оно первоначально называло, с какими словами по происхождению, словообразованию оно прямо или косвенно связано.

      Выбрав  из этимологических словарей слова, которые относятся к школьной тематике, я составила словарь  школьных вещей и предметов. (Приложение 3). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             4. ИГРА  В ЭТИМОЛОГИЮ 

      На  свете существует много различных  игр. А вот можно ли играть в  этимологию? Оказывается, можно. Такую  игру придумали ученые-лингвисты, преследуя  развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо ложно-этимологическое толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «псевдоэтимология».

      Какие же слова включают в псевдоэтимологический  словарик? (Приложение 1).  Возьмем для примера слово левша. Оно образовалось от прилагательного левый + ша и означает «человек, который все делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавить суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении «самка льва». Или, например слово договор в научной этимологии имеет значение «соглашение», то в псевдоэтимологии  дог-о-вор будет в значении «человек, ворующий догов».

      Таким же образом можно объяснить следующие  слова: бегония – «беговая дорожка», завтракать – «мечтать о будущем», жрец – «человек, любящий поесть», застрахованный – «запуганный», колики – «шприцы», супермен – «любитель супов», болванка – «глупая женщина», банкомет – «подметающий банк», солярий -  «место добычи соли».

      При псевдоэтимологии главное – нахождение в заданном слове такого звукового  комплекса, который в какой-то степени походил бы на звуковые комплексы корневой части другого слова, сближаемого с первым. Именно звучание и увязывается с содержанием. Например, ласточка – «женщина в ластах».

     Таким образом, псевдоэтимология это преднамеренно  неправильное толкование слова, которое основано на звуковом сходстве слов, имеющих разное значение. 

        

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Изучая  информацию для своего реферата, я  сделала вывод, что этимология  - это один из интереснейших и  занимательных разделов науки о  языке.  Слово для нас является важнейшим средством общения, средством восприятия произведений художественной литературы. Но слово представляет интерес и само по себе: у каждого слова своё происхождение, своя история, свой фонетический и морфологический облик, своё значение. Все слова, которые мы говорим, хранят  тайну своего рождения. И очень интересно её разгадать.    И конечно, тут не обойтись без самой разнообразной литературы - захочется заглянуть в энциклопедии и словари, открыть географический атлас, полистать книги по истории. Придется рассуждать, логически мыслить, сопоставлять. Зато результат того стоит. Ведь этимология - наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного и любознательного обязательно ждут открытия.

     Этимология  наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя,  выучив несколько определенных правил, ждать  готовых ответов на все вопросы. Во многих случаях этих ответов еще нет, их еще предстоит получить будущим исследователям.

      Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет притягивать к себе тех, кто вдумчиво относится к слову, интересуется его историей, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Удивительная наука – этимология