Многие друзья Дали
стали жертвами гражданской войны на его
родине. По привычке он старался не думать
о плохом. Одним из способов забыть была
анестезия разума, для которой идеально
подходил сон. Это отражено в картине "Сон"
(1937), где художник создал один из самых
сильных образов. Голова без туловища
покоится на непрочных подпорках, которые
могут обломиться в любой момент. В левом
углу картины изображена собака, которую
тоже поддерживает подпорка. Справа вырастает
деревня, похожая на одну из деревень побережья
Коста Брава. Остальное пространство картины,
кроме далекой маленькой рыбацкой лодки,
пусто, символизируя беспокойство художника.
В другой группе картин,
где проявилось беспокойство Дали по поводу
явно приближающейся мировой войны, использовалась
телефонная тема. В "Загадке Гитлера"
(около 1939) изображены телефон и зонтик
на пустынном пляже. Картина намекает
на неудачную встречу премьер-министра
Великобритании Невилла Чемберлена с
Адольфом Гитлером. Как в "Возвышенном
моменте", так и в "Горном озере",
написанных в 1938 году, художник использовал
(кроме телефона) изображение костыля,
типичный для Дали символ дурных предчувствий.
Во время гражданской
войны в Испании Дали и Гала посетили Италию,
чтобы посмотреть работы художников эпохи
Возрождения, которыми Дали больше всего
восхищался. Они также побывали на Сицилии.
Это путешествие вдохновило художника
написать "Африканские впечатления"
(1938). Семейная пара вернулась во Францию,
где ходили слухи о скорой войне в Европе,
и нашла время, чтобы еще раз побывать
в Соединенных Штатах в первой половине
1939 года.
Неумолимо надвигающийся
ужас тревожил Дали. Сразу же после начала
войны в сентябре 1939 он оставил Париж и
отправился в Аркашон, что на морском побережье
южнее Бордо. Отсюда Гала и он перебрались
в Лиссабон, где среди бегущих от войны
они встретили знаменитого дизайнера
Эльзу Скьяпарелли, для которой он уже
разрабатывал платья и шляпы, и кинорежиссера
Рене Клера.
Жизнь в америке
В 1940 г. Дали на целых
восемь лет обосновался в Америке. Он,
как всегда, очень много работал: сотрудничал
с кинорежиссёром Альфредом Хичкоком,
делал иллюстрации к книгам, декорации
к балетам, спектаклям, писал, рисовал
и выставлял свои работы.
В американский период
художник приступил к циклу картин на
религиозную тематику. «Искушение Святого
Антония» (1946 г.), «Мадонна порта Льигат»
(1949 г.), «Открытие Америки Христофором
Колумбом» (1959 г.) и другие полотна создали
ему славу «католического живописца».
Сам он говорил, что в католической религии
его пленило «редкое совершенство замысла»
[13.стр.64]. В 1949 г. Дали даже удостоился аудиенции
у Папы Римского Пия XII (позже его приглашал
в Ватикан и Папа Иоанн XXIII). Но при этом
художник внимательно следил и за достижениями
научной мысли. Он написал «Атомную Леду»
(1949 г.) и «Ядерный крест» (1952 г.), как бы
объявляя о множественности своих интересов,
о возможности разных путей в попытках
проникнуть в тайны Вселенной. В Нью-Йорке
пристанищем Дали и Галы стал отель Санкт-Реджис,
где художник создал свою мастерскую.
Там он трудился над портретами миссис
Джордж Тейт Второй, Елены Рубинштейн,
королевы косметики (Дали также работал
над дизайном ее квартиры), миссис Лютер
Грин.
К тому же Дали снова
был вовлечен в работу над фильмами. Он
с энтузиазмом приветствовал этот способ
самовыражения, в котором видел царство
творчества будущего, несмотря на то, что
потом умалил вклад кинематографа в искусство.
Именно он создал знаменитую сюрреалистическую
последовательность сна в фильме Альфреда
Хичкока "Зачарованный" в 1945 году.
Хичкок хотел создать первый фильм про
психоанализ в то время, как учение Фрейда
начало оказывать глубокое влияние на
мышление американцев, поэтому сам Бог
велел ему обратиться к Дали. В следующем
году художник начал работать над проектом
Уолта Диснея "Дестино", который,
к сожалению, не был доведен до конца. Был
создан лишь еще один полнометражный фильм
по сценарию Дали "Дон Жуан Тенорио",
сделанный в Испании в 1951 году.
Дали, как правило,
нравилась активная деятельность, и вместе
с Галой, постоянно находящейся рядом
с ним, он стал известен всем Соединенным
Штатам Америки как король современного
искусства. Он даже нашел время, чтобы
написать роман "Скрытые лица" о группе
аристократов на пороге второй мировой
войны.
После войны, в 1948 г.,
вернувшись в Испанию и поселившись в
родном Фигерасе, Дали ездил в Америку
с выставками и лекциями. Европа также
с неубывающим интересом следила за его
творчеством (он час-то приезжал в Париж).
Дали всерьёз увлёкся экспериментами
с фотографией, голографией, сочинил оперу
(для этого на седьмом десятке ему пришлось
осваивать нотную грамоту), написал трагедию
на французском языке.
Дали писал и много
портретов, среди которых портрет художественного
коллекционера Джеймса Дана, сделанный
в 1949 году. В 1950-х годах Дали написал ряд
прекрасных портретов артистов театра,
в том числе Катерины Корнел (1951) и Лоренса
Оливье в роли Ричарда III(1951). Портреты,
как источник больших доходов, были на
первом месте у Дали до 1970-х. Портрет дочери
Франсиско Франко Кармен Бордью-Франко
был подарен испанскому лидеру в 1974 году
на специальной церемонии. Самой значительной
картиной Дали 1951 года была "Распятие
Христа от святого Иоанна" с распятием,
висящим в небе над Порт Лигат. Эта безукоризненная
и ненавязчивая картина без каких-либо
сюрреалистических обертонов, была продана
Художественной галерее Глазго. Однако
сразу же после того, как ее повесили, она
была порезана вандалом, протестующим
против суммы в 8200 фунтов стерлингов, заплаченной
за картину галереей. (За пять лет галерея
вернула эти деньги от процентов, продажи
входных билетов и прав на производство
репродукций.) Еще одна картина с таким
же упрощенным визуальным подходом называется
"Евхаристический натюрморт". На
ней изображен покрытый скатертью стол
с лежащими на нем хлебом и рыбой. Обе эти
картины дышат необычной для Дали простотой.
Возможно, в них отразились радость и благодарность
Дали по поводу его возвращения на родную
землю в Порт Лигат.
Дали не оставил своей
рвущейся наружу тяги к религии. Она снова
проявилась в 1955 году в "Тайной вечере",
где коленопреклоненные фигуры, завернутые
в плащи, стоят вокруг стола в комнате
с видом на залив Порт Лигат, из вод которого
вырастает почти прозрачный Христос. Религиозная
тема так же сильна во "Вселенском соборе"
(1960), куда Дали поместил и свое изображение.
В центре Гала держит крест. Позади нее
- какая-то туманная сцена с фигурами, над
которыми парит белый голубь, олицетворяющий
Святой Дух.
Многочисленные работы
художника того периода отличаются разнообразием
стилей и подходов, как будто бы он еще
не нащупал новый путь в искусстве, который
указывали ему мистицизм и наука. Совершенство
его техники оставалось неизменным, как,
например, в "Открытии Америки Христофором
Колумбом" (1958). На этом шедевре изображены
Гала и корабль Колумба в сложной сине-серой
композиции. Или в "Святой Деве Гуадалупской"
(1959) с ее пирамидальной композицией: два
священника стоят на коленях на облаках,
из которых вырастает восхитительная
ряса, увенчанная Святой Девой и Ребенком.
Дали также искал новые подходы в технике
письма и даже экспериментировал со специально
изготовленным ружьем, стреляя из него
гвоздями и кусками металла по рисункам.
Конец мечты
Театр - музей Дали
Начиная примерно с
1970 года здоровье Дали стало ухудшаться.
Хоть его творческая энергия и не уменьшилась,
стали беспокоить мысли о смерти и бессмертии.
Он верил в возможность бессмертия, включая
бессмертие тела, и исследовал пути сохранения
тела через замораживание и пересадку
ДНК, чтобы вновь родиться. Однако более
важным было сохранение работ, что стало
его основным проектом. Он направил на
это всю свою энергию.
Художнику пришла идея построить для своих
работ музей. Вскоре он взялся за перестройку
театра в Фигерасе, своей родине, сильно
разрушенного во время гражданской войны
в Испании. Над сценой был воздвигнут гигантский
геодезический купол. Зрительный зал был
расчищен и разделен на сектора, в которых
могли быть представлены его работы разных
жанров, включая спальню Маэ Уэст и большие
картины, такие как "Галлюциногенный
тореадор".
Дали сам расписал
входное фойе, изобразив себя и Галу, моющих
золото в Фигерасе, со свисающими с потолка
ногами. Салон был назван Дворец Ветров,
по одноименной поэме, в которой рассказывается
легенда о восточном ветре, чья любовь
женилась и живет на западе, поэтому всегда,
когда приближается к ней, он вынужден
повернуть, при этом на землю падают его
слезы. Эта легенда очень понравилась
Дали, великому мистику, который посвятил
другую часть своего музея эротике. Как
он часто любил подчеркивать, «…эротика
отличается от порнографии тем, что первое
приносит всем счастье, а второе - только
неудачи»[6.стр.102].
В Театре-музее Дали
было выставлено много других работ и
прочих безделушек. Салон открылся в сентябре
1974 года и был похож не столько на музей,
сколько на базар. Там, среди прочего, были
результаты экспериментов Дали с голографией,
из которой он надеялся создать глобальные
трехмерные образы. (Его голограммы сначала
выставлялись в галерее Кнедлер в Нью-Йорке
в 1972 году. Он перестал экспериментировать
в 1975 году.) Кроме того, в Театре - музее
Дали выставлены двойные спектроскопические
картины с изображением обнаженной Галы
на фоне картины Клода Лорэна и другие
предметы искусства, созданные Дали.
Спрос на работы Дали
стал сумасшедшим. Издатели книг, журналы,
дома мод и режиссеры театров боролись
за него. Он уже создал иллюстрации ко
многим шедеврам мировой литературы, таким
как Библия, "Божественная комедия"
Данте, "Потерянный рай" Милтона,
"Бог и монотеизм" Фрейда, "Искусство
любви" Овидия. Он также создавал сюрреалистические
композиции, такие как "Посмертная маска
Наполеона на носороге", "Гадлюциногенный
тореадор" с барабанами, ножницами,
ложками, мягкими часами, увенчанный короной,
или "Видение де л'Андж с большим пальцем
Бога и двенадцатью апостолами".
Культ Дали, обилие
его работ в разных жанрах и стилях привели
к появлению многочисленных подделок,
что вызвало большие проблемы на мировом
рынке искусства. Сам Дали был замешан
в скандале в 1960 году, когда подписал много
чистых листов бумаги, предназначаемых
для создания оттисков с литографических
камней, хранимых у дилеров в Париже. Было
выдвинуто обвинение в незаконном использовании
этих чистых листов. Однако Дали оставался
невозмутимым и в 1970-х продолжал вести
свою беспорядочную и активную жизнь,
как всегда продолжая поиск новых пластичных
путей исследования своего удивительного
мира искусства.
Заключение
Последней работой
великого Дали была картина "Ласточкин
хвост", простая каллиграфическая композиция
на белом листе. Простота картины напоминает
работы Поля Кли и трогательна, как музыка
скрипки.
Был ли это настоящий Дали? Скрывался ли
под усами-антеннами, которые один журналист
из французского журнала однажды попросил
сбрить, чтобы увидеть настоящего Дали,
простой деревенский философ с инстинктивной
мудростью? Многие так считают и сожалеют
о появлении сексуального смокинга, омаров,
символизирующих половую зрелость, содомируемых
роялей и системы "Kara n mehra" ("Гадь
и ешь"), при помощи которых он постоянно
привлекал к себе внимание.
Работая над своей
последней картиной, Дали однажды признался
редкому гостю, что собирается написать
серию картин, основанную не на чистом
воображении, настроении или снах, а на
реальности его болезни, существования
и важных воспоминаниях. При этом нельзя
иногда не подумать, что Дали представлял
свою жизнь как какую-то катастрофу. Благословленный
титанической энергией и живым творческим
умом, он был одновременно проклят естественным
талантом заводилы и балагура, который
бросал тень на его репутацию художника.
Как большинство художников, включая таких
современных мастеров, как Поль Сезанн
и Клод Моне, Дали скорее всего чувствовал,
что не выразил всего виденного, что жгло
его душу. Но его бесспорное мастерство,
которое он развил, и сила его самых выразительных
образов затронули струны души многих
людей, принадлежащих к самым разнообразным
культурным слоям. Его запоминающиеся
образы находятся среди символов духовного
пантеона искусства и скорее всего останутся
стойкими вехами искусства двадцатого
века.
Вокруг имени Сальвадора
Дали ведутся бесконечные споры, и всё
же этого мэтра современного искусства
невозможно заключить в какие - либо рамки.
Поочерёдно он был художником, поэтом,
теоретиком и сценаристом. Каталонец по
происхождению, он делал первые шаги в
Мадриде, довольно робкие, по его тогдашнему
представлению. Как художник, он некоторое
время блуждал между куббизмом и реализмом,
и именно сюрреализм связавший его с Миро,
Танги и Эрнстом, помог ему найти своё
место. За несколько лет он стал одной
из ключевых фигур движения и занял важное
место в его летописи. На протяжении всей
его творческой жизни в голове его кипели
идеи. Когда сюрреализм оказался узником
возрастающей политизации, Дали поднял
его на более высокий художественный уровень,
продемонстрировав полотна , расслаивающиеся
на реализм и бред. Роль, которую сыграл
Дали в жизни группы сюрреалистов, была
очень существенной, поскольку он сумел
возродить дух скандала и провокации.
Но как бы не был силён в Дали этот неистовый
дух, человек из Фигераса остаётся величайшим
гением, и, несомненно, более уравновешенное
потомство воздаст ему должное.
Список литературы
1. Алпатов М.В. / Искусство
/ М.В. Алпатов.- М, Просвещение, 1969.
2. Альке Фердинанд
/ Философия сюрреализма/ М.Р.Савченко.
- М.: Шарм, 1977.
3. Вирмо А., Вирмо
О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.-
М.: Академический проект, 1996.
4. Веймарн Б.В. /Всеобщая
история искусств/Б.В.Веймарн. - М.: Искусство,
1965, т.6, книга1.
5. Гриненко Г.В. /Хрестоматия
по истории мировой культуры/
Г.В.Гриненко.- М.: Искусство», 1998.
6. Дали С. /Тайная
жизнь Сальвадора Дали, рассказанная
им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс,
1989.
7. Дали С. /Дневник
одного гения/ О.Л. Щукина. - М.:Феникс,
1999.
8. Дешарн Р. /Дали
- альбом/ Р.Д. Супов.- Лозанна, Спика, 1996.
9. Драч Г.В. /Культурология
в вопросах и ответах/ Г.В. Драч.-
Р-на-Д.: Феникс, 1997.
10. Зарецкая Д.М.
/Мировая художественная культура
/ В.В.Смирнова.- М.: Феникс, 1998.
11. Ильина Т.В. /история
искусств Западной Европы/ Т.В.Ильина.
- М.: Искусство, 1993.
12. Ионина Н. А. /100
великих картин/ Н.А. Ионина. - М.: Вече,
2000
13. Каменев С.М. /Сальвадор
Дали/ С.М.Каменев.- М.: Искусство, 1993.
14. Кантор А.М. /Изобразительное
искусство ХХв./ А.В. Трошин. - М.: Академический
проект, 1970.
15. Лебедянский М.
/Сальвадор Дали. Серия ХХв.: страны,
мастера/ М. Лебедянский.- М.: Просвещение,
2000.
16. Шванглхурст
Э. /Творчество. Сюрреалисты/ М.: Аврора,
1994.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7