Дали - король сюрреализма
Реалист и Сюрреалист
Даже до поездки Дали
в Париж в его работах проявлялись сюрреалистические
качества. На картине "Фигура женщины
у окна" (приложение 3), написанной в
1925 году, художник изобразил свою сестру
Анну-Марию смотрящую из окна на залив
в Кадакесе. Полотно пропитано духом нереальности
сна, хотя написано в дотошном реалистическом
стиле. В нем присутствует аура пустоты
и одновременно чего-то невидимого, что
притаилось за пространством картины.
Кроме того, картина создает ощущение
тишины. Если бы это была работа импрессионистов,
зритель чувствовал бы ее атмосферу: слышал
бы море или шептание бриза, но здесь кажется,
что вся жизнь замерла. Фигура Анны-Марии
изолирована, она находится в другом мире,
и ее широкий зад, часть женского тела,
которым Дали был одержим, лишен чувственности
женских образов Ренуара или Дега.
Дали рисовал образы, знакомые разуму:
людей, животных, здания, пейзажи - но позволял
им соединиться под диктовку сознания.
Он часто сливал их в гротескной манере
так, что, например, конечности превращались
в рыб, а туловища женщин - в лошадей. В
какой-то мере это несколько походило
на сюрреалистический автоматизм письма,
где слова были знакомыми, так как использовались
в каждодневном общении, но выстраивались
в ряд свободно и без ограничений, чтобы
выразить свободные идеи. Впоследствии
Дали назовет свой уникальный подход "параноидально
- критическим методом" - «…это спонтанный
метод иррационального познания, основанный
на систематической и критической ассоциациях
и бредовых интерпретациях»[3.стр.272]. Как утверждал
художник, он освобождался от подсознательных
образов, как сумасшедший. Единственным
его отличием от сумасшедшего было то,
что он не был таковым. Дали пока что не
был членом группы сюрреалистов, возглавляемых
Андре Бретоном и Максом Эрнстом, но благодаря
дружбе с другим каталонским художником
и сюрреалистом Хоаном Миро он влился
в новое движение, которое начало все больше
влиять на художественные и литературные
круги Европы. При поддержке Миро, Дали
был принят в ряды сюрреалистов в 1929 году,
сразу же после его приезда в Париж. 1929
год стал для Дали судьбоносным. Закончив
работу над "Андалузским псом", художник
вернулся в Кадакес, чтобы поработать
над выставкой своих картин, которую согласился
устроить осенью парижский торговец произведениями
искусства Камиль Гоэманс. Среди многочисленных
гостей Дали в то лето посетил поэт Поль
Элюар, который приехал со своей дочерью
Сесиль и женой Галой. Она вскоре стала
любовницей, а затем и женой Дали. Дали
много работал. Сюжет большого числа картин
основывался на его сложных проблемах
сексуальности и отношений с родителями.
В "Великом мастурбаторе" голова,
как мягкий вариант скалы на побережье
Кадакеса, вырастает из массивной глыбы.
Шея переходит в женскую голову, чьи губы
стремятся к неясным гениталиям на теле
мужчины. Его окровавленные колени наводят
на мысль о каком-то кровопролитии, возможно,
кастрации.
Эта картина стала
вехой в творчестве Дали. В ней он выразил
свою постоянную озабоченность сексом,
насилием и чувством вины. На картине также
присутствует нагромождение скал, которые
будут сопровождать его на протяжении
всего творчества, и такой типичный для
Дали образ, как саранча - одно из насекомых,
населяющих его кошмары. По брюшку насекомого
ползут муравьи, что наталкивает на мысль
о коррупции. Чуть ниже женской головы
находится лилия калла, чей желтый пестик
в форме фаллоса вырастает из мягких бледных
лепестков. Эта глубоко личная картина
имеет очень большое значение. Она навеяна
Дали его собственным подсознанием.
Дали наслаждался шоком,
вызванным в обществе как "Андалузским
псом", так и своими картинами. Но вместе
с тем его картина "Святое сердце"
вызвала нежелательные личные последствия.
В центре картины был изображен силуэт
Мадонны со Святым Сердцем, Вокруг силуэта
было грубо нацарапано: "Иногда мне
нравится плевать на портрет моей матери".
То, что, возможно, задумывалось Дали как
небольшая рекламная шутка, показалось
его отцу осквернением святой памяти его
первой жены и матери семейства. К его
недовольству картинами сына примешивалось
и неодобрение связи Дали с Галой Элюар.
В результате отец запретил Дали когда-либо
посещать дом семьи. Согласно его последующим
рассказам, художник, мучимый угрызениями
совести, обстриг все волосы и похоронил
их в своем любимом Кадакесе.
Приход Галы
Гала Элюар (урожденная
русская Елена Делувина-Дьяконова) была
казалась Дали утонченной самоуверенной
женщиной, вращавшейся долгое время в
высших художественных кругах Парижа,
в то время как он был всего - на всего простым
молодым человеком из маленького провинциального
городка на севере Испании. Сначала Дали
был поражен красотой Галы и разражался
смущенным истерическим хихиканьем, когда
они разговаривали. Он не знал, как вести
себя при ней, хотя втайне признавал, что
она его возбуждала. В свою очередь, Галу
смущал этот напряженный молодой человек
и его озабоченность мастурбацией и кастрацией.
Когда Поль Элюар вернулся один в Париж,
Дали и Гала нашли выход из сложившейся
проблематичной ситуации в сексе. "Первый
поцелуй, - писал Дали позже, - когда столкнулись
наши зубы и переплелись наши языки, был
лишь началом того голода, который заставил
нас кусать и грызть друг друга до самой
сути нашего бытия". Такие образы часто
появлялись в последующих работах Дали:
отбивные котлеты на теле человека, жареные
яйца, каннибализм - все эти образы напоминают
о неистовом сексуальном освобождении
молодого человека. Когда эта парочка
впервые сбежала вместе, они заперлись
в своей комнате в замке Кари-ле-Руэ неподалеку
от Марселя и отрезали себя от остального
мира. Это бегство продолжалось всю их
супружескую жизнь, даже тогда, когда Дали
стал скандально знаменитым. Гала - чьей
реакцией на неистовую страстную любовь
Дали были, как утверждают, слова: "Мой
мальчик, мы никога не расстанемся"
стала для него не просто удовлетворяющей
его страсть любовницей. Когда она в конце
концов бросила своего мужа и переехала
к Дали в 1930 году, то проявила себя как
отличный организатор, деловой менеджер
и патронесса. А когда они наконец-то поженились
в 1934 году, бывший муж Галы Поль Элюар был
одним из свидетелей на брачной церемонии.
Чтобы выразить свои
чувства к этой удивительной женщине,
Дали изобразил ее в виде Градивы, героини
популярного романа Уильяма Дженсена,
где Градива предстает, как ожившая статуя
из Помпей, в которую влюбился молодой
человек, что в конечном итоге изменило
его жизнь. На картине "Градива вновь
обретающая для себя антропоморфные развалины"
(приложение 4) на фоне скал, написать которые
художника вдохновил скалистый пейзаж
Коста Брава, на переднем плане изображена
Градива, моделью для которой послужила
Гала, окутанная скалой, на которой стоит
чернильница, возможно, как намек на ее
бывшего мужа-поэта.
Прочность памяти
Образ пустынного берега
прочно засел в сознании Дали в то время
Художник писал пустынный пляж и скалы
в Кадакесе без какой-либо определенной
тематической направленности. Как он утверждал
позже, пустота для него заполнилась, когда
он увидел кусок сыра камембер. Сыр становился
мягким и стал таять на тарелке. Это зрелище
вызвало в подсознании художника определенный
образ, и он начал заполнять пейзаж тающими
часами, создавая, таким образом, один
из самых сильных образов нашего времени.
Дали назвал картину "Постоянство памяти"
"Постоянство памяти" была завершена
в 1931 году и стала символом современной
концепции относительности времени. Кроме
того, картина вызывает у зрителя другие
глубоко запрятанные чувства, которые
трудно определить. Спустя год после экспозиции
в парижской галерее Пьера Коле самая
известная картина Дали была куплена нью-йоркским
Музеем современного искусства. Не имея
возможности посещать отчий дом в Кадакесе
из-за запрета отца, Дали на деньги, полученные
от мецената Виконта Шарля де Ноэйля за
продажу картин, построил новый дом на
берегу моря, неподалеку от Порт Лигат.
Оставаясь верным своему инстинкту, художник
нехотя расставался со своим любимым побережьем
и семейным гнездом. Теперь Дали был убежден,
как никогда, в том, что его целью было
научиться писать, как великие мастера
Возрождения, и что при помощи их техники
он сможет выразить те идеи, которые побуждали
его рисовать. Благодаря встречам с Бюнюэлем
и многочисленным спорам с Лоркой, который
провел много времени у него в Кадакесе,
перед Дали открылись новые широкие пути
мышления. Он начал создавать картины
трех тематик: легенда Вильгельма Телля,
"Ангел" Милле и подсознательный
мир Фрейда.
Сюрреализм
Женитьба на Гале пробудила
в Дали неистощимую фантазию и новую неисчерпаемую
энергию. В его творчестве начался плодотворный
период. В это время его личный сюрреализм
полностью превозобладал над нормами
и установками остальной группы и привел
к полному разрыву с Бретоном и другими
сюрреалистами. Теперь Дали никому не
принадлежал и утверждал: "Сюрреализм
- с est moi" Перевод с франц. - это я…. «Не
стоит придавать слишком большого значения
просчитанной мании величия, наигранному
нарциссизму «божественного» Дали. Но
то место, которое он занимает в художественной
картине двадцатого столетия, окажется
долговечнее этих шлаков и перегибов».
Вдобавок к своим исследованиям
Дали начал использовать прием двойственного
изображения, при котором предметы могли
рассматриваться как один или как два
объекта. Одним из самых простых вистов
на это новое поприще стала "Призрачная
повозка" (1933), где два пассажира, пересекающие
долину Ампурдан неподалеку от Кадакеса
на крытой повозке, влекомой лошадью, оказываются
также башнями далекого города, а колеса
выглядят как палки, торчащие с обеих сторон
дороги. В левом углу картины находится
разбитая амфора, намек на то, что разрушенный
римский город Ампуриас находится неподалеку
от Ампурдана, который также присутствует
в другой загадочной картине под названием
"Химик Ампурдана в поисках абсолютно
ничего" (1936).
Теперь у Дали было
несколько путей, по которым он мог освобождать
вдохновение из подсознания: фрейдистско
- сексуальная тема, параноидально - критический
метод, при котором он хорошенько взбалтывал
мысли, как сумасшедший в бреду, и теории
современной физики. Освободив себя от
нитей, связывающих его с ограниченным
миром своего дома, он был свободно блуждающим
исследователем им самим же созданной
вселенной. Последний дерзкий взгляд на
детство отразился в картине "Призрак
сексуальной привлекательности" (1932)
, где юный Дали в матросском костюмчике
на фоне знакомого пейзажа Коста Брава
смотрит на стоящую на коленях и поддерживаемую
костылями женскую фигуру, груди и живот
которой сделаны из серых каменных мешков.
Голова женщины переходит в утес позади
ее. Гала также почти всегда присутствовала
на его картинах и набросках для картин. Как
бы в качестве подтверждения своей личностной
направленности Дали написал откровенный
"Портрет Галы" (1935), где снова появился
"Ангел". Несмотря на измены, отношения
между Галой и Дали оставались для художника
очень важными и до самой смерти жены в
1982 году были неотъемлемой частью его
жизни и важным фактором в зарабатывании
средств к существованию. Ее чувства по
отношению к нему менее ясны. Она никогда
не высказывала свои взгляды и мнения,
однако имела огромное влияние на Дали
даже тогда, когда, как утверждают слухи,
у нее было несколько других любовников.
Сюрреалист-Знаменитость
По возвращении из
поездки в Соединенные Штаты в 1937 году,
Дали участвует в другой международной
выставке сюрреалистов, на этот раз - в
Париже. Теперь он создал сюрреалистическую
композицию "Дождливое такси". Она
представляла собой такси с обнаженным
манекеном (какие обычно выставляют в
витринах) на заднем сиденье. Его тело
было покрыто живыми улитками. Кроме того,
в салон лилась вода из дыр в крыше. Работа
вызвала большой шум и гнев критики. Дали
примирился со своим новым статусом личности,
что выразилось в его многозначительной
картине "Метаморфозы Нарцисса" (1936-37)
(приложение 5). Это была его самая удачная
картина того периода с двоякими образами.
На первый взгляд кажется, что на ней изображены
конечности двух фигур на обычном фоне.
Но затем можно заметить, что конечности
в левой части картины принадлежат фигуре
человека, частично скрытого в тени и смотрящегося
в воду, которая отражает его изображение,
- изображение Нарцисса. Справа - набор
похожих форм, но теперь конечности - это
пальцы, держащие яйцо, из трещин которого
вырастает цветок нарцисса.
Думается, что миф о
Нарциссе интерпретирован здесь Дали
как история его собственного превращения
через Галу. Поглощенный собой юноша, ранее
озабоченный мастурбацией и кастрацией,
теперь стал членом нормального сексуального
союза, изображенного на втором плане
картины в стиле, напоминающем активный
мир работ эпохи Возрождения. Даже шахматное
поле было позаимствовано из картины Беллини.
Искусство и Гражданская
Война
Возвращению Дали в
Испанию после лондонской выставки сюрреалистов
в 1936 году помешала гражданская война,
начавшаяся с восстания генерала Франке
и верных ему войск против народного правительства.
Правительство было вынуждено бежать
в Валенсию, а затем, когда городу стала
угрожать опасность, - в Барселону, каталонскую
родину Дали.
Страх Дали за судьбу своей страны и ее
народа отразился в его картинах, написанных
во время войны. Среди них - трагическая
и ужасающая "Мягкая конструкция с вареными
бобами: предчувствие гражданской войны"
(1936) (приложение 6). Чувства, выраженные
Дали в этой картине, сравнимы с ошеломляющей
"Герникой" Пикассо. Но она менее
соответствует общественному вкусу из-за
ее очевидных сексуальных обертонов.
В картине доминирует фрагмент голого
женского тела. Грудь жестоко сжимается
шишковатой рукой. Публику в самом деле
больше ужаснул реализм Дали, чем символические
абстракции картины Пикассо. Кроме того,
Дали удалось найти сильный образ, выражающий
ужасы войны, символизируемые простыми
вареными бобами,- едой бедных. К тому же
позади скрюченной руки на переднем плане
мы видим маленькую согнутую фигуру - фигуру
простого человека, изображенного художником
и в "Химике Ампурдана в поисках абсолютно
ничего" как символ нигилизма современной
жизни. Хотя Дали часто выражал мысль о
том, что события мировой жизни, такие
как войны, мало касались мира искусства,
его сильно волновали события в Испании.
Свои непроходящие страхи он выразил в
"Осеннем каннибализме" (1936), где переплетенные
пальцы едят друг друга. Ужас художника
смягчен здесь привычным пейзажем Кадакеса
на втором плане как выражение мысли о
том, что такие события, даже гражданская
война, преходящи, а жизнь все равно продолжается.
Комментарий Дали гражданской
войны в Испании был назван просто "Испания"
(приложение 7). Картина была написана
в 1938 году, когда война достигла кульминационного
момента. На этой двусмысленной, параноидально
- критической работе изображена фигура
женщины, опирающейся локтем на комод
с одним открытым ящиком, из которого висит
кусок красной ткани. Верхняя часть тела
женщины соткана из маленьких фигурок,
большая часть которых - в воинственных
позах, напоминая о группах Леонардо да
Винчи. На втором плане изображена пустынная
песчаная равнина.